Презентация на тему Формирование УУД обучающихся в урочной и внеурочной деятельности


Формирование универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.Подготовила :Потапова Наталья Вячеславовнаучитель начальных классов ГОУ РК «С(К)Ш №42» г.Воркуты «Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за наставником искать эти самые знания и овладевать ими». Шалва Амонашвили «Великая цель образования - это не знания, а действия». Герберт Спенсер Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования-от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося. Актуальность формирования УУД обусловленаНовыми социальными запросами, отражающими трансформацию России из индустриального в постиндустриальное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале.Требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании.Социальными запросами, определяющими цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся и обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Универсальные учебные действия (УУД)-совокупность способов действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции УУДОбеспечение возможностей детей самостоятельно учиться(ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения);Контролировать и оценивать процесс и результаты своего учения;Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности, высокой социальной и профессиональной мобильности;Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков.Формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Личностные УУДобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Рекомендации по развитию личностных УУДПомните, что каждый ребёнок индивидуален. Помогайте найти в нём его индивидуальные личностные особенности;В жизни ребёнка, в каком бы возрасте он не был, взрослый-это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные позитивные личные качества и умения;Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики;Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а педагог. Примерные виды заданий для формирования личностных УУДУчастие в проектахПодведение итогов урокаТворческие заданияСамооценка событий, происшествийДневники достижений Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция). Рекомендации по развитию регулятивных УУДНаучите ребёнка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;Научите ребёнка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу;Помогите ребёнку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Примерные виды заданий для формирования регулятивных УУД«Преднамеренные ошибки»Поиск информации в предложенных источникахВзаимоконтроль«ищу ошибки»Контрольный опрос на определённую проблему Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Рекомендации по развитию познавательных УУДЕсли вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно;Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребёнка применять свои знания;Творческое мышление развивается всесторонним анализом проблем. Познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задания;. Примерные виды заданий для формирования познавательных УУД«Найди отличия»«На что похоже?»Поиск лишнегоЛабиринтыСоставление схем-опорРабота со словарямиРабота с разными видами таблиц Коммуникативные УУДобеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Обеспечивают:- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей;- участие в коллективном обсуждении проблем;- интегрирование в группу сверстников;- продуктивное взаимодействие;- сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Рекомендации по развитию коммуникативных УУДНаучите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы;Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала;Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала;Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы;Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять;Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Примерные виды заданий для формирования коммуникативных УУДСоставь задание партнёруОтзыв на работу товарищаГрупповая работа п составлению кроссворда«Подготовь рассказ ….»Диалоговое слушание Основные направления внеурочной деятельности:Спортивно-оздоровительная деятельностьХудожественно-эстетическая деятельностьВоенно-патриотическая деятельностьОбщественно-полезная деятельностьПроектная деятельность Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на :апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС;осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;умение давать оценку своим действиям;ориентацию в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);умение выражать собственное мнение и т. д. Формирование универсальных учебных действий - неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя - найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. Спасибо за внимание!