Презентация-доклад. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности.


Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельностиМБОУ СОШ № 70город УльяновскСавкина Ю.В.ЗД УВР начальных классов Концепция стандартов второго поколения базируется на следующих принципах: непрерывности образования; учёта возрастных возможностей ребенка; учёта его индивидуальных особенностей; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развития личности как субъекта творческой деятельности; признания ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога. Задачи педагогического коллектива МБОУ СОШ № 70 на 2014 – 2015 учебный год по реализации ФГОС НОО.Овладение всеми учащимися стандартами образования, повышение качества образования путем создания индивидуальных траекторий развития и обучение каждого учащегося, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.Создание условий для самореализации личности ребенка, развития его способностей к творчеству на основе вовлечения его в систему дополнительного образования и воспитания.Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Система работы по формирование УУД Смысловые акценты УУДРусский языкЛитературное чтениеМатематика Окружающий мирличностныежизненное само-определениенравственно-этическая ориентациясмыслообразованиенравственно-этическая ориентациярегулятивныецелеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)познавательныеобщеучебныемоделирование (перевод устной речи в  письменную) смысловое чтение, произвольные  и осознанные устные и письменные высказываниямоделирование, выбор наиболее  эффективных способов решения задачширокий спектр источников  информациипознавательные логическиеформулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характераанализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действиякоммуникативныеиспользование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. В МБОУ СОШ № 70 разработана определенная система мониторинга, которая отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Мониторинг в школе направлен на комплексное динамическое отслеживание процесса, определяющего количественно – качественные изменения.Точкой отсчета диагностики развития учащихся является диагностические работы первоклассников, когда проверяется уровень готовности детей к восприятию учебного материала в школе. Диагностика уровня метапредметных УУД и предметных учебных действий. На сегодняшний день в МБОУ СОШ № 70 существует четко выстроенная система оценки качества образования, разработаны параметры и критерии.По каждому параметру разработаны критерии результативности. Особенностями системы оценки в свете требований ФГОС являются:комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Динамичность отслеживания метапредметных УУД{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Входная оценкакачества метапредметных УУДРубежная оценкакачестваметапредметных УУДИтоговая оценка качестваметапредметных УУД1, 2,3,4 классысентябрь1, 2,3,4 классыДекабрь 1, 2,3,4 классы апрельОтслеживает учительОтслеживаетПсихолог школыОтслеживает учительВ 1 классе: входная диагностикаВо 2-4 кассах входные комплексные работыПредлагаемые методики, утверждённые в образовательной программе школыИтоговая комплексная работа по годам обучения Кодификатор метапредметныхуниверсальных учебных действий{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделены четыре блока:личностный;регулятивный (включающий также действия саморегуляции);познавательный;коммуникативный.Последние три ориентированы на метапредметные результаты обучения. Освоение этих действий обучающимися предстоит оценивать, поэтому именно для них составляется кодификатор УУД1. Регулятивные действия 1.1. Целеполагание (как постановка учебной задачи при соотнесении уже известного и усвоенного с неизвестным) 1.2. Планирование  1.2.1 определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата  1.2.2 составление плана и последовательности действий 1.3. Прогнозирование (как предвосхищение результата и уровня ус­воения знаний, его временных характеристик) 1.4. Контроль  1.4.1 сличение способа действия с заданным эталоном и обнаруже­ние отклонений и отличий от эталона  1.4.2 сличение результата действия с заданным эталоном и обнару­жение отклонений и отличий от эталона 1.5. Коррекция  1.5.1 внесение необходимых дополнений и корректив в план  1.5.2 внесение дополнений в способ действия 1.6. Оценка  1.6.1 выделение учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить  1.6.2 осознание качества усвоения  1.6.3 определение уровня усвоения 1.7. Саморегуляция (как способность к волевому усилию и преодоле­нию препятствий)2. Познавательные действия2.1. Общеучебные универсальные действия 2.1.1 самостоятельное выделение и формулирование познаватель­ной цели 2.1.2 поиск и выделение необходимой информации   2.1.3 применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств  2.1.4 знаково-символические действия - моделирование - как пре­образование объекта из чувственной формы в модель, где выделе­ны существенные характеристики объекта (пространственно- графическую или знаково-символическую)  2.1.5 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область  2.1.6 структурирование знаний  2.1.7 осознанное и произвольное построение речевого высказывания (в устной и письменной форме)  2.1.8 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий  2.1.9 рефлексия способов и условий действия  2.1.10 контроль и оценка процесса и результатов деятельности  2.1.11 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели  2.1.12 извлечение необходимой информации из прослушанных тек­стов различных жанров  2.1.13 определение основной и второстепенной информации  2.1.14 свободная ориентация и восприятие текстов художественно­го стиля  2.1.15 свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля  2.1.16 свободная ориентация и восприятие текстов публицистиче­ского стиля  2.1.17 свободная ориентация и восприятие текстов официально- делового стиля  2.1.18 понимание и адекватная оценка языка средств массовой ин­формации 2.2. Логические универсальные действия  2.2.1 анализ объектов с целью выделения признаков (существен­ных, несущественных)  2.2.2 синтез как составление целого из частей   2.2.3 самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов  2.2.4 выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, клас­сификации объектов  2.2.5 подведение под понятие  2.2.6 выведение следствий  2.2.7 установление причинно-следственных связей  2.2.8 построение логической цепи рассуждений 2.2.9 доказательство  2.2.10 выдвижение гипотез и их обоснование  2.3. Постановка и решение проблемы  2.3.1 формулирование проблемы  2.3.2 самостоятельное создание способов решения проблем творче­ского характера  2.3.3 самостоятельное создание способов решения проблем поис­кового характера3. Коммуникативные действия 3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем  3.1.1 определение цели сотрудничества с учителем  3.1.2 распределение функций в системе «ученик-учитель»  3.1.3 выработка способов взаимодействия в системе «ученик- учитель» 3.2. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками  3.2.1 определение цели сотрудничества со сверстниками  3.2.2 распределение функций участников среди сверстников  3.2.3 выработка способов взаимодействия со сверстниками 3.3. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации 3.4. Разрешение конфликтов  3.4.1 выявление и идентификация проблемы  3.4.2 поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта  3.4.3 принятие решения по способу разрешения конфликта  3.4.4 реализация способа разрешения конфликта на практике 3.5. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, о цент его действий 3.6. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 3.7. Владение монологической формой речи в соответствии с нор­мами родного языка 3.8. Владение диалогической формой речи в соответствии с норма­ми родного языка Оценочный лист по метапредметным результатам{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Универсальные учебные действия 1класс 2класс 3класс 4классПознавательные УУДПоказатели мониторингаПредметная областьУровень представленияУровень способаУровень овладенияУмение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаковТехнологияРусский язык    Умение осуществлять логическое действие синтезРусский языкМатематикаОкружающий мир    Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериямМатематикаРусский язык    Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным/ самостоятельно выбранным критериямРусский языкОкружающий мирМатематика    Умение осуществлять логическое действие обобщение Окружающий мирМатематика    Умение устанавливать причинно – следственные связи в изученном круге явленийОкружающий миртехнология    Умение устанавливать аналогии  Х   Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение) ХХ  Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение) ХХ  Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения ХХ   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}11Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений ХХ  12Умение использовать знаково- символические средства для создания моделей изучаемых объектов/ процессов для решения задач ХХ  13Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия ХХ  14Умение обобщать текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения ХХ  15Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем ХХ   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи ХХ  17Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием ХХ  Регулятивные УУД18Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачейРусский языкТехнология     19Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценкиРусский языкМатематикаТехнология     20Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи ХХ  21Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи ХХ  22Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей ХХ  23Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности Х   24Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ХХ  25Умение осознавать способы действия, приведших к успеху или неуспеху ХХ   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коммуникативные УУД26Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации Х   27Умение формулировать точку зрения Х   28Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации) ХХ  29Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений Х   30Умение определять общую цель и пути её достижения ХХ  31Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей, в учебной коммуникации ХХ  32Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности  ХХ  33Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи ХХ  34Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи) Хх   {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}  №/п  Ф.И. ученикаПознавательные УУДРегулятивные УУДИТОГОУровеньАнализА1В2 СинтезА2 Сравне-ниеА3Классифи-КацияА4В3Обобще-ниеВ1 причинно – следственныеС1Планиро-ватьА5Оцени-ватьС2  1Афанасьева Настя4224222220В2Иванов Егор          3Буриков Павел          4Артемьева Мария          5Гостищева София          6          7          Диагностика формирования метапредметных УУД Внеурочная деятельностьВнеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельностьВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Основные направления внеучебной деятельностиСпортивно-оздоровительное Художественно-эстетическоеСоциально-педагогическое Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Внеурочная деятельностьЦель внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.Задачи внеурочной деятельности:         организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, ЦДТ, библиотеками, семьями учащихся;         формировать навыки позитивного общения;         развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;         воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;         развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).  Принципы программы:включение учащихся в активную деятельность;доступность и наглядность;связь теории с практикой;учёт возрастных особенностей;сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Направления внеурочной деятельностиСоциально-педагогическое: «Умники и умницы» - 2 часа в неделю.Художественно-эстетическое: «Умелые ручки» - 2 часа в неделю.Спортивно-оздоровительное: - «Культура здоровья» - 1 час в неделю. - Плавание – 1 час в неделю. - Бадминтон – 2 часа в неделю. - ОФП (общая физическая подготовка)– 1 час в неделю для учащихся 5-6 классов: ОФП, Лёгкая атлетика, мини-футбол, плавание, «Мой инструмент-компьютер», «В мире чисел», «Социальное проектирование»,«Создаём виртуальные экскурсии патриотического содержания», «Художник-анималист»,«Исследователи природы»Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительноезанятия в бассейне;спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные, районные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья;- организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дня;- тематические беседы, беседы - встречи со школьной медсестрой;спортивные игры;занятия по бадминтону;подвижные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины;- поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса; - организация походов.ролевые игры по культуре питания, по культуре здоровья; - инсценировки, праздники на уровне класса и школы; - режим дня школьника. Художественно-эстетическое-концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;-выставки художественного творчества;-ролевые игры;-посещение концертов, выступлений детских коллективов. Социально-педагогическоеэкскурсии, кружки, секции, круглые столы,конференции, диспуты, школьные научные общества,олимпиады, конкурсы, соревнования,поисковые и научные исследования.- экскурсии, кружки, круглые столы, - инсценировки, праздники на уровне класса и школы, - конкурсы в классе, викторины по ПДД. Внеурочная деятельность организована на основе реализации рабочих программ, разработанные руководителями кружков.Условия реализации программы:Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:конкретное планирование деятельности;кадровое обеспечение программы;методическое обеспечение программы;педагогические условия;материально-техническое обеспечение. Кадровое обеспечениеВ реализации программы участвуют:педагоги школы, реализующие программу;библиотекарь;педагог-психолог. Формы оценки В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.Особенностями системы оценки являются:комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Объекты мониторинга:1.      оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;2.      сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;3.      анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;4.      анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля;5.      вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;6.      результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня. Входная (итоговая) оценка качества способностей учащихся ____ класса,занимающихся по программе внеурочной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п.п.Ф.И. ученикаПознавательная активностьМотивацияКультура личностиПсихологический комфорт на занятии1       2      3      4      5     {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УровеньБаллыВысокий3 бСредний2 бнизкий1 бКРИТЕРИИ Результаты начального общего образования Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе; Воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.