Презентация по творчеству самарских поэтов


Стихами дышит всё вокруг…Я хожу по тропинкам любви… (тема любви в поэзии моих земляков)Она занимает в творчестве всех поэтов центральное место. Вряд ли какое-либо другое чувство может сравниться по силе и эмоциональности с любовью: когда человек любит, его душа поет, и «стихами дышит все вокруг». Объект исследования: поэзия самарских поэтов.Предмет исследования: художественные особенности стихов о любви В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевской, В.Н.Бондаренко. Методы исследования: поисковый, исследовательский, наблюдение, анализ стихов, сравнение. Цель работы: исследовать художественные особенности любовной лирики Владимира Викторовича Шумейко, Людмилы Михайловны Голодяевской, Владимира Никифоровича БондаренкоЗадачи: перечитать любимые стихи В.В. Шумейко, Л.М Голодяевской, В.Н.Бондаренко о любви;познакомиться с критической литературой об их поэзиивыявить общее и различное. Гипотеза: любовная лирика поэтов-земляков занимает достойное место в культуре родного края.Практическая направленность: работа может быть использована на уроках литературы и факультативных занятиях при изучении темы «Литературное краеведение» во внеклассных мероприятиях. Актуальность работы: мы должны приобщаться к сокровищнице литературы Самарского края.  «Первая любовь боль моей души…»(Владимир Викторович Шумейко)Первая любовь, боль моей души…Не вернется вновь, Сколько не ищи. Первая любовь не исчезает совсем: «Нежный всполох чувств…» живет в душе. И если раньше это был крик души от потери любимой, то теперь, лишь слабое «эхо горьких слов…».Но, герой всё ещё мечтает о новой встрече с любимой: Я к тебе примчусь,Ко всему готов…Скорее всего, возвращение любимой невозможно: Догорит мечта.И на сердце грусть.Последние строчки: Лист упал с куста, Пропадает пусть, –вновь возвращают нас к горькому воспоминанию . «Берегите любовь, берегите…»В.В.Шумейко призывает людей ценить и хранить любовь:Все равно это время прекрасно,Когда страстью сердца зажжены. Летом, зимой или осенью ясной, Но найти вы друг друга должны. Вслед за ней упрямо идите,А не плачьте полжизни о ней.  «В жизни каждого песня своя»(Людмила Михайловна Голодяевская о любви)Гармоничны и музыкальны стихи о любви Людмилы Михайловны Голодяевской. Поэтесса передает тончайшие оттенки чувства. Грустная музыка, таящаяся в ритме строк, слышится в стихотворении « Полынь»:Полынь – моя горечь тайная,Росинка на ней хрустальнаяНичего не скажет полынкаНа губах застынет горчинка!Знаю – счастья больше не будетТак давно он меня не любит…О людской молве, погубившей только что зарождающееся чувство поздней любви, читаем в стихотворении « Прости»Звенело веселым смехом Далекой юности эхо.Нам травы кланялись низко,Нам счастье казалось близким…Счастье, казалось, рядом…Но опять вмешиваются посторонние люди и все прекрасное исчезает:Но кто-то следил за нами,Ревнивыми злыми глазами. За нами как третий лишний,Разлука брела не слышно… «Ах, какая была гроза»Стихотворение завораживает читателей с первых же строк. Перед нами описание природы во время грозы и воспоминания лирического героя о чувствах к любимому человеку :А какие шептал словаПод аккорды того ненастья!И кружилась моя головаТо ль от молний, то ли от счастья.Ах, какая была гроза....Простота и одновременно красота анафоры помогает пережить вместе с автором и восхищение природой, и все оттенки влюблённости:Ах, какая была гроза!Ах, как сосны тогда шумели!И дождь тёк – на виду у всех,И пиджак твой, как зонт раскрытый! «Ах, какая была гроза»Композиционно стихотворение делится на две части. В первой строфе передается красота грозы и в то же время её грозный вид: Ах, какая была гроза!Ах, как сосны тогда шумели!Превосходство сил природы над людьми читается в строках:Мы не смели поднять глазаИ бежать от грозы не смели. Но одновременно здесь же мы ощущаем момент зарождения чувства: «Мы не смели поднять глаза».Влюблённым хорошо вдвоём, и гроза им не страшна! Убежишь – потеряешь то, о чём вспоминается потом всю жизнь. Во второй и третьей строфе «кружилась голова то ли от молний, то ль от счастья». Наверное, до сих пор звучит в душе героини его «тихий смех, словно вальс на ветру забытый». « Любовь – это полёт души к звёздам»(Владимир Никифорович Бондаренко о любви)Герои любовной лирики В. Бондаренко многолики и разнообразны: это покинутые и покинувшие, любимые и любящие. Они мучаются, томятся, страдают, но любят:Говорят: любовь не умирает.Верил я, пока любила ты.Говорят: любовь не убивает.Верил я, меня убила ты. Отжила, отстрадала, Призакрыла глаза. Отцвела, отдрожалаНа ресницах слеза. «Отцвела»… Здесь раскрывается тема несчастной любви. Очень тяжело терять близкого, любимого человека, с кем много пережито. В первом четверостишии ощущение тоски ещё больше обостряет применение внутренней рифмы: отжила – отцвела. Была любовь, счастье, но, как часто это бывает, судьба всё переворачивает:Канул голос сердечныйВ безответную даль.Унесла в бесконечностьИ свой смех, и печаль.Всё отчётливее мы слышим стон раненой души, представляя образ покинутого влюблённого. Сколько осталось недосказанного, сколько ещё хотелось узнать о любимом человеке. Но его уже нет, и вопросы, которые задаются, уходят в «безответную даль». Остались только воспоминания:Тебя нет и не будет.Только как мне забытьТвои тёплые губы, Что умели любить. «За белым окошком…»За белым окошком- Рябины кровавые кисти. К чему эти вздохи,Когда уже все позади?Когда облетаютС деревьев последние листья.И кружится пепел Сгоревшего счастья в груди.В стихотворении много осенних поэтических этюдов: « рябины кровавые кисти», «последние листья». Красные плоды рябины символизируют драму души, последние листья – последние дни, проведенные с любимым человеком. Пронзенная душа мечется багровыми брызгами, плачет подбитой выпью, бесовски визжит, всячески восстает против безысходности того, что любовь не вернуть. ВыводыВ стихах о любви наших земляков В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевская и В.Н.Бондаренко много общего. Они обладают очень редким качеством – говорить просто о прекрасном. Это черта истинных мастеров слова: умение увидеть и найти в повседневных вещах нечто уникальное и неповторимое. Когда они пишут о любви, «стихами дышит всё вокруг».Инструментовка стихов, которую они используют очень разнообразна.Анафоры, повторы, рифмы, рифмовки, ассонансы и аллитерации придают стихам особую выразительность. Большую смысловую нагрузку несут метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты.Живость речи лирического героя достигается и лексикой, и структурой фразы, и несовпадением смыслового и ритмического построения строк и строф: начало предложения в одной строфе, а его продолжение и завершение в следующей: авторы часто использует энжаблеман.Инверсия, к которой часто обращаются поэты, придаёт особое очарование их стихам. Выводы Многие стихи о любви В.В.Шумейко, Л.М.Голодяевской и В.Н.Бондаренко пронизаны разным настроением. Есть мажорные, радостные о благодарности за счастье любить, есть стихи, пронизанные минорным настроениям, неотвратимостью утраты любви, которое созвучно с осенней порой увядания и печали. Но тональность светлой грусти не переходит в безысходность. Просветлённость чувствуется даже тогда, когда «отзвучала музыка души». И хотя лирический герой в их стихах говорит о потере вдохновения, он не утрачивает одухотворённости, и воспоминания о любимых людях, о прекрасных мгновениях помогают выстоять в любых испытаниях. « Любовь – это полёт души к звёздам». «Если заядлый стихолюб, знаток тонкостей формы утрачивает в отношении взволновавших его стихов профессиональную способность тотчас заметить в них наличие…банальных рифм…это тоже очевидная победа поэзии, не рассчитанной на вкусы знатоков и сладкоежек формы» А.Т.Твардовский