Проектная работа Русская изба как один из объектов сельского туризма в Орловском поселении


Муниципальное образовательное учреждение
«Орловская основная общеобразовательная школа»
Проектная работа
«Русская изба как один из объектов сельского туризма в Орловском поселении»
Работу выполнили
Пашинский Денис, 6 класс
Шпикин Владислав, 6 класс
Художилов Матвей, 6 класс
Художилова Дарина, 6 класс
Щукин Артем, 6 класс
Руководитель
Чуркина Анна Владимировна
учитель географии МОУ «Орловская ООШ»
Содержание
Введение……………………………………………………….………………….2
Святыни земли Орловской ……………………………………………………….2
Орловская роща…………………………………………………………………...4
Проект «Русская изба как один из объектов сельского туризма в Орловском поселении»… ……………… ………………………………….….5
Существо предполагаемого проекта ……………………………………….…6
Изба русского севера…………………………………………………………….9
Печь …………………………………………………………………………...….10
Красный угол ……………………………………………………………...……..11
Вывод………………………………………………...…………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….14
«Я люблю этот край с его вечно зовущею далью,
С его реками слез, источавшими древний гранит.
Я люблю этот край, и, пока я его не оставлю,
Пусть же эту любовь мое сердце надежно хранит».
Николай Алешинцев
Введение
Орловская земля - одно из красивейших мест Великоустюгского района. История её интересна, и таит ещё много загадок и открытий. Орловский Сельский Совет организован в 1924 году. Он входил в состав Великоустюгского района, а в 1935 году в Усть-Алексеевский район. Сельсовет располагался в д. Орлово, в бывшем доме священника Преображенского. В 1959 году Усть-Алексеевский район был ликвидирован, и его территория присоединилась к Великоустюгскому району. Центр Орловского сельсовета - д. Орлово. 11 мая 1988 года сельсовет переведен в д. Чернево. В 2005 году администрация Орловского сельсовета ликвидирована и образовано сельское поселение Орловское. На территории поселения находится школа, медпункт, детский сад, Дом Культуры, библиотека.
Святыни земли Орловской
Край богат природными и историческими памятниками. Государственный ландшафтный заказник «Орловская корабельная роща» - маленькая жемчужинка в море северных лесов; археологический памятник - боровой останец или, как ещё его называют, местечко «Борок» (при раскопках обнаружены стоянки и поселения в виде полуземлянок, различный инвентарь); памятник на городке «Орлец», в честь защитников городка от казанских татар и новгородских ушкуйников. И мы вправе гордиться нашей историей, промыслами, умельцами нашего края и, конечно же, памятниками архитектуры. Это церкви Троицко - Орловская, Шасская Васильевская и, к сожалению, уже разрушенная Орловская Всехсвятская церковь. О некоторых из них мы немного расскажем.
В книге Чайкиной Юлии Ивановны «Словарь географических названий Вологодской области» говорится: «Орлово — одно из древних селений Устюжского края. Впервые упоминается в жалованной грамоте в книге Ивана Васильевича конца XY века. В писцовой книге отмечается погост (т.е. селение с церковью) на озере Орловском, а на погосте - церковь Троицы в деревянном исполнении». И уже в более поздний период в начале XIX века стали строить каменные церкви.
История деревни Чернево идет с основания городка Орлец. В исторических источниках конца XY века сообщается об Орловской волости, центром которой является укрепленное селение городок.
В работах знаменитого краеведа Шляпина В.П. читаем: «...что если Орловская волость получила свое название от городка Орлов, то он должен быть самым старым строением, начало его восходит к XIV веку». Более 500 лет назад здесь был Орловско-Троицкий монастырь (женский), который пал вместе с городком при нашествии татар. Сейчас на его месте стоит поклонный крест.
В «Житие блаженного Иоанна Устюжского», представившегося в 1494 году, говорится, что его мать Наталья была игуменьей этого монастыря. Монастырь носил еще название "Живоначальная Троица". И именно здесь, в монастыре, в жизни Блаженного Иоанна свершился важный переворот, определяющий всю его последующую жизнь. В стенах святой обители в его душе воспиталась ненависть ко всем наслаждениям и земным красотам. Переселившись в город Великий Устюг, он начал юродствовать, следуя подобному святому Прокопию Праведному, которого он очень почитал. Тяжкий подвиг принял на себя юный Иоанн.
После разрушения монастыря в 1626 году, на городке была построена часовня во имя князей Бориса и Глеба, а уже затем Троицкая церковь.
При храме была церковноприходская школа, а в 1876 году вместо нее организовано Орловско-Троицкое земское училище. Сохранились «Журнал ведомости учащихся» и - семейный альбом Николая Преображенского - последнего священника Троицко - Орловской церкви и законоучителя Земского училища.
Шасская Васильевская церковь расположена в деревне Обрадово. Построена она в 1802 году вместо ветхих двух деревянных церквей.  Было две часовни: одна - при деревне Чекменево во имя Святой Великомученицы Параскевы; вторая - при деревне Есиплевский Починок в память коронования императора Николая II.
Прадед нашего писателя - земляка Варлама Шаламова, Иоанн Максимович Шаламов (1790-1849), уроженец Великого Устюга, служил священником Васильевской церкви и похоронен здесь же. Судьба последних священников неизвестна. В 1844 году открыта одноклассная церковноприходская начальная школа. В Клировой ведомости за 1913 год записано: «Учится в 1913 году 36 мальчиков и 16 девочек. Церкви принадлежат две торговые деревянные лавки. Земли у церкви 170 десятин. Дома церковнослужителей построены на средства церковноприходского попечительства». В 30-е годы церковь постигла та же участь, что и другие храмы. В 40- е годы в церкви хранилось зерно. В дальнейшем церковь была ничем не занята.
Эти две церкви еще не совсем разрушены. Они стоят и радуют души человеческие. А Орловская Всехсвятская церковь, самая старая из всех, построенная в 1731-1785 г.г., уже полностью снесена. И только напоминанием о святыне на ее месте стоит одинокий поклонный крест.
Удивительные по красоте храмы украшали Орловскую землю по реке Юг. Некоторых уже нет, а сохранившиеся, но полуразрушенные, стоят как укор минувшему веку. «Белые церкви» для нас не просто культовые сооружения, а бесценные архитектурные памятники, свидетели высокой культуры народа, умевшего не только землю вспахать, но и песню сложить, и вознести к небесам купола. Вспоминаются слова Николая Рубцова: «Не жаль мне, не жаль мне растоптанной белой короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей...» Да, действительно, без Божьей помощи, без веры тяжело жить человеку. Поэтому вера в добро, справедливость всегда должна сопровождать человека в его жизни.
Орловская роща
У нас из уст в уста, из поколения в поколение передаётся легенда. Она гласит: плыл по Сухоне Пётр I и, прослышав о вековых борах в устье рек Юга и Лузы, повернул туда царские струги. Торопливо, впереди своей свиты, вскарабкался по крутому берегу. Переводя дух, застыл в изумлении. Огромные, высоченные сосны и лиственницы, как сказочные богатыри, стояли в дозоре. Глянул вверх - шапка упала на зелёный мох. Долго бродил среди великанов, хлопая широкой ладонью по шершавой коре, и чудились ему мощные военные фрегаты под парусами. Решительно махнул: "Рубить здесь!". Документально это ничем не подтверждается, но... пусть легенда живёт!
Всего в течении XVIII - XIX веков было выявлено вдоль берегов Юга, Сухоны и Северной Двины более 500 заповедных корабельных рощ. И только одна Орловская, на весь Север, сохранилась в своих первоначальных границах - 1276 га.
«Лесная жемчужина» Устюгского уезда – так называл её профессор, известный лесной знатель Битрих Александр Александрович в 1911г. Да, тогда в роще встречались лиственницы высотой 40 м., по 250 лет, сосны – 30 м. по 140 лет. При измерении стволов отдельных сосен и лиственниц не хватало мерной вилки. А ширина захвата её 80 см. Вырубки в роще велись до 1936 года. В 1936 году объявлена "Памятником природы". С 1988 года имеет статус "Государственный ландшафтный заказник". И буквально в 2006 году в соответствии с новым Лесным кодексом, принятым Государственной Думой Орловская роща отнесена к категории - леса, имеющие научное или историческое значение.
Взглянув на карту, мы видим очертания встающего лося. Бурый цвет шерсти лося обозначает сосновые насаждения, голубой цвет - берёзовые.
Удивительна и загадочна природа, разнообразен животный и растительный мир рощи. В роще зарегистрировано 110 видов растений, многие относятся к редким на территории области и подлежат охране.
Здесь запрещена всякая охота.
Проект
«Русская изба как один из объектов сельского туризма в Орловском поселении»
Цель проекта:
Создание макета русской избы с максимальным сохранением всех тонкостей организации быта для проведения экскурсий и кратковременного проживания.
Задачи:
Изучить потребности социума, общественного заказа (проведение анкетирования);
Определить туристический потенциал Орловского поселения;
Изучить особенности постройки и быта русской крестьянской избы;
Создать макет избы с сохранением всех тонкостей организации быта;
Изучить местные праздники, традиции, блюда, которые подавались на стол.
Выбор темы проекта
В этом году мы решили принять участие в «Ярмарке идей». Нам хотелось представить наше поселение с его богатой историей и культурой. Для этого мы выбрали проект русской избы как гостевого дома, так как наши места пользуются популярностью среди туристов, но до сих пор у нас нет места, где можно было бы отдохнуть, познакомиться с местными традициями и просто приятно провести время.
Актуальность проекта
В настоящее время сельские поселения переживают не лучшие времена. Села и деревни с огромной историей, со своей культурой и неповторимым бытом постепенно стали уходить в прошлое. В свою очередь, в настоящее время жители крупных городов все чаще выбирают для отдыха тихие и спокойные деревеньки с живописной природой. Ярким тому примером может служить наш Великоустюгский район. С каждым годом и город, и район стали посещать тысячи туристов. Поэтому мы предлагаем проект по организации отдыха туристов в сельском поселении Орловское в гостевом доме под русскую избу с разнообразными формами досуга.
Гипотеза проекта
Что же мы хотим увидеть в результате нашей работы? Предполагается, что нами будет создан макет русской избы (гостевого дома) для приема и кратковременного проживания туристических групп по 3-4 человека. На нашем макете внутреннее убранство максимально приближено к убранству избы. Кроме того, мы предложим разнообразные формы досуга.
Существо предполагаемого объекта
В настоящий момент стал очень популярен сельский туризм. Этот вид отдыха получил распространение и в нашем Великоустюгском районе. Но туристов с каждым годом приезжает к нам все больше и больше и не всегда хватает мест для проживания и отдыха. Кроме того, расширяя географию сельского туризма из города в периферию, возможно еще большее привлечение туристических групп.
Сельский туризм – это вид туризма, направленный на организацию отдыха в сельской местности и предполагающий знакомство с неторопливым укладом жизни в деревне, ценностями народной культуры, прикладного искусства, местными обычаями.
Долгое время Орловская земля славилась своими гончарами и умельцами. Изготовляли различные изделия: кринки, чугунки, горшки, носоватики, латки. Глину брали недалеко от деревни Павшино в болоте «Наочесть». В 1990-е годы Осколковым Николаем Федосеевичем была построена гончарная мастерская. В ней он делал горшки, кринки, латки, чугунки и обжигал их в большой кирпичной печи. В мастерской у него еще имелся гончарный круг. А Меркурьева Евстолья Арсентьевна делала птички-свистульки, которые до сих пор хранятся в Орловской библиотеке. В настоящий момент гончарное производство практически забыто и очень хотелось, чтобы оно стало возрождаться.
Этот вид туризма включает элементы познавательного, активного и экологического туризма.
Самый распространенный вид отдыха в сельской местности – это охота, рыбалка, поход в лес за ягодами и грибами и т.д. Это довольно экстремальные виды отдыха, так как для этого нужны специальные люди, которые могли бы сопровождать туристов. Но кроме того популярность набирают гостевые деревенские дома, т. е. это дома, в которые можно поселиться и заниматься той работой, которой занимались наши предки, жившие в деревнях.
Мы провели анкетирование среди населения с целью определения их мнения относительно расположения таких гостевых домов на территории поселения и вообще о развитии туризма. Большая часть опрошенных высказала пожелание, чтобы сельский туризм существовал в нашем поселении. Но у нашего поселения существует немало проблем. Это отсутствие переправы через реку Юг, удовлетворительное состояние дорог, удаленность от районного центра. Поэтому развитие туризма в поселении могло бы решить ряд этих вопросов. Кроме того, жители хотели, чтобы у нас в поселении создавались новые рабочие места для безработного населения, возрождались памятники архитектуры, поддержание жизнеспособности деревни. Все эти проблемы, хотя и частично, но может решить размещение гостевых домов на территории нашего поселения.
Нами были получены данные в администрации поселения относительно возрастного и социального состояния нашего поселения.
Численность населения сельского поселения Орловское – 429 человек. Из них - 212 мужчин, 217 женщин.
Работающее население 180
Безработные 69
пенсионеры 97
Молодежь (до 30 лет) 151
Дети (до 14 лет) 61
Из таблицы мы можем видеть, что наше поселение обладает необходимыми трудовыми ресурсами для организации туризма.
На вопрос – что бы жители хотели видеть в качестве объектов для туристических экскурсий – на первом месте стоит, конечно же, Орловская роща и городок Орлец, затем Орловская Троицкая и Васильевская церкви. Кроме того было предложено в одной из анкет, чтобы были организованы гостевые дома под русскую избу. Очень интересное предложение по организации активного отдыха: катание с гор на ватрушках, лыжные походы, ловля рыбы, охота, купание в реке и т.д.
Кроме того, сельский туризм интересен еще и тем, что позволяет прикоснуться к традиционным ремеслам, сохранившимся в сельской местности, и возможности каждому поучаствовать в процессе создания изделий народных промыслов, деревенских кулинарных шедевров и т.д.
Следующим этапом нашей работы было изучение туристического потенциала нашего поселения. Составили список всех достопримечательностей, которые могли бы заинтересовать потенциального туриста. Достопримечательностей получилось немало: заказник Орловская роща, церкви – Васильевская, Орловская Троицкая Всехсвятская, боровой останец (местечко «Борок»), городок Орлец. Все это культурно-историческое богатство нашего поселения. Все эти объекты находятся в живописных и красивейших местах и, безусловно, представляют культурную и историческую ценность. Наше поселение обладает природными богатствами (леса с их дарами, озера, река). Разнообразие природно-ландшафтных объектов, наличие памятников культурного наследия позволяют позиционировать Орловское поселение как территорию познавательного, сельского туризма. Но создать проект, который позволил бы посетить все достопримечательные места, нам, учащимся, пока еще достаточно сложно. Тогда мы решили, что нужно начинать с малого.
После того, как мы обсудили все варианты, нам очень понравился такой вариант организации туризма как гостевой домик под русскую избу, и мы решили остановиться именно на нем.
Проект нам показался очень интересным. Для того чтобы заинтересовать слушателей во время представления своего проекта, мы решили сделать макет русской избы, которая могла бы стать прототипом гостевого дома, который смогут посещать туристы.
Проектом предусматривается сезонный прием туристов, создание и развитие комплекса туристских услуг, удовлетворяющий желания туристов в конкретный временной период.
Потенциальными потребителями являются:
- семьи с детьми;
- пожилые люди;
- пожилые люди с внуками;
- компании молодых людей;
- люди, которым противопоказана смена климатических поясов;
-туристические группы могут быть как из нашего поселения, района, области, так и группы из других областей и городов.
До нашего поселения нет регулярного автобусного сообщения, поэтому добраться до гостевого дома можно только на собственном транспорте. Выше было сказано, что в межсезонье имеются проблемы с переправой, поэтому на настоящий момент посещение дома туристами возможно только зимой и летом.
Для обеспечения разнообразного досуга отдыхающих на должном уровне предусматривается создание комплекса услуг, включающего:
- русскую баню;
-отдых в беседке на природе;
- сбор целебных трав, ягод, грибов;
- участие в сельскохозяйственных работах;
- знакомство с местными обычаями, фольклором, народными промыслами и участие в мастер-классах и традиционных праздниках.
Праздники, в которых могут принимать участие туристические группы:
Рождество и Святки
Масленница
День Ивана Купалы
День Ильи Пророка
День Домового (10 февраля)
Святая Троица
Изба Русского Севера
Слово "изба" (а также его синонимы "ызба","истьба", "изъба", "истобка", "истопка") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". А еще оно у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, починке, заимке, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом». Крестьянские избы строились в один или два ряда—«порядка»—вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. В нашей д. Чернево, которая образована в 1805-1810 г.г. (новая деревня; 1897 – Старая деревня) сохранилась такая улочка с домами, которые тесно стоят друг к другу. На этой же улице располагается самый старый дом в поселении.
Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились, из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в безлесных южных районах европейской части страны, а так же в селах, располагавшихся около крупных городов. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. На севере Европейской России крестьянское жилище представляло собой высокий двухъярусный дом, под двускатной крышей, с пристроенным к нему сзади тоже крытым двухъярусным двором. Жилое помещение располагалось на втором этаже, нижний этаж—подклет—использовался в хозяйственных целях. Первый этаж двора был застроен небольшими помещениями для скота—«стаями». Второй этаж—поветь—использовался как сеновал. В нашем поселении не сохранилось таких домов, и нам не удалось увидеть такого дома.
Печь
leftbottomСогласно словарю современного русского языка, любая печь— это «сооружение для отопления помещений и приготовления пищи». Однако для русской печи такое определение подходит лишь частично. На протяжении многих веков духовые печи использовались не только для варки пищи и обогрева жилища, но и для выпечки хлеба, пирогов, сушки зерна, рыбы, ягод, овощей, фруктов, грибов, лечебных трав и кореньев. В зимнее и осеннее время печь обогревала, просушивала и проветривала жилище. Когда домочадцам случалось заболеть, она исправно лечила практически все простудные заболевания. При необходимости печь с успехом заменяла даже парную баню, в которой парились с березовым веником. Мало того, печь была своеобразной домашней метеостанцией, довольно точно предсказывающей погоду. В долгие зимние вечера печь собирала вокруг себя домочадцев, которые занимались каким-нибудь ремеслом, а заодно рассказывали детям сказки и загадывали загадки. Как неотъемлемая часть жизни большинства народа, русская печь оказала большое влияние на его обряды и традиции. От того так часто упоминается она в песнях, сказках, былинах, пословицах и поговорках.
Угол около устья печи называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.
В стародавние времена русские печки топились только по-черному. В старинной загадке топка по-черному иносказательно изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын голенаст, изгибаться горазд (дым)». Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи газы оставляли свое тепло в помещении, выпуская на волю уже охлажденный дым. Таким образом, печка, топящаяся по-черному, была достаточно экономичной.
Сыграв свою историческую роль, «черные» печи постепенно уступили место «белым» русским печам с глинобитной или кирпичной трубой.     Белая русская печь предполагает трубу для   выхода дыма.right-3112770 В прежние времена печи чаще были из глины, в толщу которой нередко добавляли камни, что позволяло печи сильнее нагреваться и дольше держать тепло.     Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и     даже опасный - в других.    Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой.
Красный угол left68580
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница располагалась всегда в красном углу избы. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Здесь же лежало крылышко для обметания икон. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник.   Такого рода полочка или шкафчик были распространены во всех русских избах.
В нашем макете русской избы мы постарались максимально приблизить внутренне убранство к оригиналу. Организация приема гостей будет осуществляться хозяином гостевого дома. Питание (по желанию туриста) организуется хозяином сельского гостевого дома и будет входить в стоимость проживания. В основном вся необходимая продукция будет выращиваться жителями поселения и будет приобретаться хозяином гостевого дома. Меню будет состоять из каш, творога, молока, домашнего хлеба и сыра, ягодных напитков и т.д. По желанию туриста хозяином гостевого дома будут организованы экскурсии по достопримечательностям поселения и походы.
Для реализации проекта (продукта) и его востребованности необходима качественная реклама. Осуществляться она будет с помощью размещения в сети интернет на различных порталах информации о сельском гостевом доме и перечень предоставляемых им услуг. Кроме того рекламу можно разместить в периодической печати («Устюжаночка», «Советская мысль», «Красный север» и др.) Владельцем собственности является индивидуальный предприниматель. Предполагается, что услугами кратковременного пребывания в сельском гостевом доме будут одновременно пользоваться 3-4 человека.
Вывод
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Нами был изготовлен макет русской избы под гостевой дом для приема туристических групп. Цель, поставленная в начале работы, достигнута, но не полностью. Проект требует некоторой доработки, а именно: внутреннее убранство хотя и приближено к внутреннему убранству русской избы, но не хватает некоторых деталей – полати, утварь, печь. Кроме того макет избы изготовлен по большей части в современном стиле.
Мы планируем продолжить работу над проектом. В дальнейшем доработаем макет избы, добавив некоторые детали, создав таким образом целый туристский комплекс, сделаем экономическое обоснование – составим бизнес-план. Кроме того мы планируем создать туристический маршрут для проведения экскурсий по территории поселения.
Список литературы
Баранов Д.А. Русская изба Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь: Иллюстрированная энциклопедия СПб.: Искусство—СПБ, 2004.—376с :ил.
Ипатов Л.Ф. Орловская корабельная роща: научно-популярный очерк/ Архангельск, 2009
3. Федотов Г.Я. Русская печь.—М.:Изд-воЭксмо,2003.—280с,илл.
4. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskaja-izba.html 5. Материалы Орловской библиотеки