Занятие С чего начинается Родина? (3 класс)

Занятие по теме: «С чего начинается Родина?»
(Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию для воспитанников 3 «Б» класса, обучающихся в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат 8 вида»)

Цель: - расширить, обобщить и систематизировать знания учащихся о понятиях Родина, малая родина;
Задачи:
- развивать познавательную и творческую активность;
- формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;
- развивать психические процессы, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь;
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину, любовь и уважение к малой родине;

Оборудование: презентация, песня «С чего начинается Родина?», конверты с пословицами, иллюстрации достопримечательностей города Исилькуля.

Ход занятия:
Организационный момент.
1.Психологический настрой.
Слайд 1
Воспитатель: Добрый день, ребята! Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несет нам радость от общения, наполнит сердца благородными чувствами. Раскроем наши души, и подарим окружающим свет, тепло и любовь. Ребята, давайте мысленно пожелаем всем хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие.
Сегодня, ребята, вы должны быть внимательными, старательными, дружелюбными; помогайте друг другу, и тогда вы откроете для себя много нового и интересного.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии пойдет разговор о самом дорогом, что есть у человека А как вы думаете, ребята, что самое дорогое есть у человека? Правильно! Одним словом – это все Родина! Слайд1
Сегодня нам с вами предстоит ответить на вопрос: С чего начинается Родина? (Или сегодня мы с вами поговорим о том, с чего начинается Родина?) Это и будет темой нашего занятия.
Слайд 2
(Звучит минусовка песни «С чего начинается Родина?», к доске выходит Жакупова Сауле, читает стихотворение)
С чего начинается Родина? Слайд 3
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей, Слайд4
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается Слайд 5
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина? Слайд 6
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле, Слайд 7
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается Слайд 8
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной, Слайд 9
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?

Воспитатель: Такими красивыми и понятными словами поэт Михаил Матусовский сказал о Родине. Ребята, слушая стихотворение, которое Сауле сейчас читала, скажите, что вы представляли, когда слышали слово Родина? (родной край, родной дом, город, село, деревня , где мы родились; родные люди, мама, папа; родная школа, одноклассники и другие)

Целеполагание.
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране, в которой мы живем, почитаем прекрасные стихи, которые написали поэты на эту тему, познакомимся с символами нашей Родины, разберем пословицы о Родине, а также вы расскажите о своей малой родине, а том уголке, где родились и живете.
Ребята, посмотрите, какая красивая березка у нас есть. А чего не хватает нашей березке? Правильно, листочков, если вы будете правильно и полным ответом отвечать на мои вопросы, хорошо работать, выполнять все задания, вы украсите нашу березку красивыми листочками. А в конце занятия, мы подведем итог и посчитаем заработанные вами листочки, тот кто заработает 5 и больше листочков – поработал отлично; кто наберет 3-4 листочка– хорошо; а кто заработает всего 1-2 листочка постарается на следующем занятии. Я верю, ребята, у вас все получиться.
Итак, скажите мне, пожалуйста, на какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Мы должны ответить на вопрос: С чего начинается Родина?) Слайд 10
III. Основная часть.
Работа по теме занятия.
(Чтение стихотворения: Лавунов Толя, Стифаненко Настя)
Слайд 11
Цветет над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать ее добра!
Слайд 12
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье все для нас!

Воспитатель: Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живет, мать, которая дает нам жизнь – без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина! Конечно, слово «Родина» означает очень многое и каждый понимает его по-своему. Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? ( ответы детей: Родина- это и земля, и страна, в которой мы родились. Это, и мать, и отец твой.
Воспитатель: Ребята, а как еще называют Родину?
( Родину еще называют Отчизной- это значит Родина, но устаревшее слово. Используется в стихах и песнях. А также мы Родину называем Отечеством, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши). (Слайд 13
Словарная работа).
2. Гимнастика для глаз.
Воспитатель:
· А сейчас, ребята, закройте глаза и попробуйте увидеть, о чем я прочитаю. Почему мы любим все Родину- Россию? Потому что нет нигде Родины красивей. Потому что нет нигде лучше наших пашен, лучше наших синих рек и полянок наших. Ребята, какие картины возникли у вас? (ответы детей после слайд). Слайд 14
Воспитатель: Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан Родиной. Родина – это и цветы, и воздух, и небо, и близкие и родные люди, и школа в которой мы учимся- все это Родина. А сейчас мы с вами поиграем в игру.
3.Игра «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать слова к слову Родина (дети называют слово, какой они видят родину и передают сердечко следующему).
4.Актулизация знаний.
Воспитатель: Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А, вы знаете, в какой стране мы живем? Слайд 15 Да, наша страна называется Россия, она очень большая, можно сказать огромная (показ карты России ) Слайд 16 Разнообразна природа нашей страны, это серая тундра, зеленая тайга, коричневые горы, белый север. Есть моря и океаны. Все это и есть наша Родина, страна в которой мы живем.
Воспитатель: У каждой страны есть своя столица. Назовите столицу нашей родины. Слайд 17 Кто является президентом нашего государства? Слайд 18 Каждое государство имеет свои символы. Назовите символы нашей страны (ответы детей) Слайд 19
Воспитатель: А какое дерево считают символом нашей страны? (ответы детей) слайд 20 Правильно, ребята! Именно березу считают символом России.
( Сидоренко Вова и Жакупова Сауле читают стихотворение)
Березовые рощи, Слайд 21 Пшеничные поля, От края и до края Родная мне земля. Любимые просторы Слайд 22 И синь широких рек. Я гражданин России, Счастливый человек!

Воспитатель: А сейчас давайте отдохнем.
5. Физминутка. (проводит Сауле)
В нашей стране
горы- высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
- Как живете?
- Вот так!
- А идете?
- А бежите?
- Ночью спите?
- Как берете?
- А даете?
- Как молчите?
- А грозите?
- А сидите?
6. Работа в парах.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы будем работать в парах- поиграем в игру, а называется она «Собери пословицу». У вас на партах лежит конверт, в нем разрезанная пословица, соедините правильно слова и зачитайте ее (дети выполняют задание).
Слайд 23
Пословицы: «Где родился, там и пригодился», «Родной край- сердцу рай», « Нет в мире краше Родины нашей», « На чужой стороне Родина милее вдвойне», «Жить- Родине служить», «Человек без Родины, что соловей без песни» (дети зачитывают получившиеся пословицы).
7.Беседа.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С заданием вы справились хорошо. Мы с вами говорили о большой родине, о стране, в которой мы живем. А, вот есть такое выражение как «Малая Родина». Как вы это понимаете? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята! «Малая родина»- это то место, где вы родились и живете, это край, город, поселок, деревня, улица, родной дом, школа, в которую вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
Воспитатель: А как называется наша область? А главный город в нашей области какой? Слайд 24 Район? Лиза, а какой город является для тебя «Малой родиной»?(ответы учеников) Слайд 25
Воспитатель: Верно, Лиза! Исилькуль- это город, в котором вы родились, живете и учитесь - это ваша «Малая Родина»! Ребята, а вы, любите свой город? За что любите? Слайд 26
Воспитатель: Слайд 27 Ребята, а это символы города Исилькуля. Назовите их пожалуйста. Посмотрите, какой необычный флаг у нашего города. А что изображено на гербе нашего города.
Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать о своей малой родине? (ответы детей)
Слайд 28
Воспитатель: Молодцы, ребята! Слайд 29
Воспитатель: А это, что за дом? Правильно – это наша школа. А будет ли школа «Малой Родиной? Конечно, ребята. Ведь – это ваш второй дом.
Воспитатель: Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, где вырос, где прошло его детство, свой дом, школу. Помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна. Слайд 30
IV.Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, скажите, на какой вопрос мы с вами сегодня отвечали? Так с чего начинается Родина? (ответы детей). А теперь скажите, что значит для вас «малая родина»? Как мы должны относиться к близким людям? Что мы должны беречь и ценить? (ответы детей). Ребята, а теперь давайте оценим свою работу на занятии. Посчитайте, сколько листочков у вас получилось, у кого получилось 5 и больше листочков, молодцы, вы работали отлично, идите и украшайте нашу березку. Те кто заработал 3-4 листочка, работали хорошо, можете тоже украсить березку. А те ребята, которые набрали 1-2 листочка постараются на следующем занятии.
V. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто доволен своей работой.
- А теперь поднимите руку, кому понравилось занятие?
- Что именно понравилось?
- А для чего нам нужно это занятие?
- Каким было сегодня ваше настроение?
- Закончите фразу: « Сегодня на занятии я почувствовал»
- Я хочу поблагодарить вас за работу и говорю вам всем спасибо.

15