Разработка первого урока на тему: «С чего начинается Родина?» (11 класс)


ГБОУ РК «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»






«С чего начинается Родина?»
(разработка первого урока)




















Составлен:

Шостак Наталия Петровна
(директор ФОШ № 10 с 2009 по 2014гг.)
учитель русского языка и литературы,




1 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА


11 класс
Разработка первого урока на тему: «С чего начинается Родина?»

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о родном крае, как о месте, где человек родился; глубже познать историческую ценность микрорайона Карантин, культурные достопримечательности Феодосии; воспитывать морально-ценностные качества и трепетные чувства к своему дому, улице, школе, краю.

Оборудование: фотографии школьных лет выпускников нескольких поколений и учащихся данного класса; выдержки из сочинений о Родине и родном крае учеников класса, когда они были в 5, 7 , 9 классе и выпускников разных годов; презентация с фотографиями исторических мест Феодосии.

На классный час приглашены выпускники 1985, 1993 и 2011 годов, учителя-ветераны (Орлова Н.И., Белкина О.В.)

Эпиграф к уроку:
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.
Геннадий Малыш



Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, прозвенел первый звонок. Осознаёте ли вы, что для вас он больше никогда не повторится? Десять лет назад вы пришли к нам маленькими первоклассниками. Школа казалась вам огромной, а годы, которые предстояло провести в ней, – бесконечными.
Для вас сегодня особенный день, особенный урок. Только что вы завели в класс новое поколение школьников, а сами незаметно превратились в выпускников. Впереди, совсем скоро, та большая жизнь за порогом школы, которую вы ждали. Но какая она, взрослая жизнь? Какой дорогой идти? Что останется после вас в этих стенах? Какими ценностями надо дорожить? О чём помнить? Чтобы помочь найти ответы на все эти вопросы я пригласила гостей, выпускников школы прошлых лет и разных поколений, а также учителей, которые более 30 лет работают в нашей школе.
(Учитель представляет гостей, которые сидят за партами вместе с учениками, а в это время звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»).
Учитель:
- Кому из присутствующих в классе знакома эта песня?
(Как правило, её быстро узнают выпускники прошлых лет).
Учитель обращается к учащимся 11 класса:
- А вы слышали такую песню? Я предлагаю Вам вслушаться в слова.
(Слушают 2 куплета аудиозаписи песни)
Выходит подготовленный ученик и выразительно читает это стихотворение под сопровождение фонограммы:
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

2. Основная часть урока.
Учитель:
- С чего начинается Родина? Именно так звучит тема нашего первого в этом году урока.
- Ребята, а с чего для Вас начинается Родина?
(Ученики высказывают своё мнение)
- А хотите вспомнить, как на эту тему вы рассуждали в 5, 7, 9 классах? (Учитель зачитывает небольшие выдержки из сочинений учащихся за 5, 7, 9 класс).
- А вот, как об этом писали выпускники прошлых лет. (Выдержки из сочинений выпускников ХХ века).
- Как меняется представление и отношение к Родине с годами? С чего начинается Родина, для Вас?
(Учитель обращается к выпускникам прошлых лет и учителям-ветеранам, которые высказываются и вспоминают, как обсуждали эти вопросы в свои школьные годы).
Учитель:
- Каждый только что вспомнил и о своём доме, и об улице, на которой вырос, и о школе, и о друзьях. Кто-то говорил о любви к своему городу, краю, стране. А хорошо ли мы знаем историю нашей улицы, нашего микрорайона, историю Старого города?
(заранее подготовленные ученики, демонстрируя фотографии на слайдах, рассказывают интересные факты из истории Карантина, знакомят присутствующих с историей Феодосии, и её достопримечательностями).
3. Обобщение и ситематизация.
Учитель:
Нам всем безумно повезло родиться и жить в таком прекрасном городе. Совсем скоро вы, ребята, покинете стены родной школы и станете частью её истории (обращает внимание учеников на фотографии выпускников прошлых лет, останавливается на нескольких фамилиях тех, кто добился в жизни успеха и проживает за пределами Феодосии). Судьба может забросить Вас далеко от дома, но важно, чтобы вы помнили слова эпиграфа нашего урока:
Нет неба чище в белом свете
И в родниках воды вкусней,
Я неземной поклон отвешу,
Любимой Родине своей.
- А теперь представим на минуту, что вы приехали с дружественной миссией в одну из европейских стран. Что бы вы рассказали о своей стране? О Крыме? О Феодосии?
(По ходу беседы учитель фиксирует на доске ключевые слова).
- Если вы посмотрите на доску, то увидите те основные моменты, о которых мы говорили в течение этого урока: географическое положение, историческое прошлое, современные достопримечательности нашего края.
А вот, что рассказал о своей Родине выпускник 1993 года, которого судьба на месяц забросила в Берлин. (Рассказ приглашённого выпускника).
4. Итог урока.
Учитель:
- Да, меняется история страны, меняется время, но никогда не изменятся главные жизненные ценности: любовь к родным, к своему дому, улице, школе, краю, к Родине.
- Нашу необычную встречу, я хочу закончить такими строками:

Как жаль мне, что гордые наши слова «Держава», «Родина» и «Отчизна» Порою затёрты, звенят едва В простом словаре повседневной жизни,
Я этой болтливостью не грешил. Шагая по жизни путём солдата, Я просто с рожденья тебя любил Застенчиво, тихо и очень свято.
Какой ты была для меня всегда? Наверное, в разное время разной. Да, именно разною, как когда, Но вечно моей и всегда прекрасной!
В каких-нибудь пять босоногих лет Мир - это улочка, мяч футбольный, Сабля, да синий змей треугольный, Да голубь, вспарывающий рассвет.
И если б тогда у меня примерно Спросили: какой представляю Родину я? Я бы сказал, наверно: - Она такая, как мама моя!
А после я видел тебя иною, В свисте прекрасных крымских дней, Тоненькой, строгой, с большой косою - Первой учительницей моей.
Жизнь открывалась почти как в сказке, Где с каждой минутой иная ширь, Когда я шёл за твоей указкой Всё выше и дальше в громадный мир!
А впрочем, в каком бы я ни был краю И как бы ни жил и сейчас, и прежде, Я всюду, я сразу тебя узнаю - Голос твой, руки, улыбку твою, В какой ни явилась бы ты одежде!













15