Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «С чего начинается Родина»

"С чего начинается Родина?"
Цель:
познакомить с понятиями "Отчизна", "Отечество", "Родина", "семья", "патриот";
Задачи:
Образовательные: познакомить с понятиями "Отчизна", "Отечество", "Родина", "семья", "патриот"
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к Родине.
Развивающие: развивать речь через ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: учебник, оформленная доска, наглядность, раздаточный материал.
Используемая литература: В.Г.Горецкий. Русская азбука. М. «Просвещение»2002
Вид доски:
Наглядность:
Природа, семья, мама, школа.

Двадцать четвертое февраля.
Классная работа.
«С чего начинается Родина?»

Отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна. Родина.
Наглядность:
Двор, дом, семья, мама, папа, друзья, дедушка, Россия, Ярославль.




Ход урока
1) Организационный момент.
Цель: Настроимся на работу.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Елена Ильясовна. Сегодня я проведу урок обучения грамоте. Проверьте все ли у вас лежит на парте, что нам понадобится на уроке. Тетрадь, учебник, пенал.
Итог: Готовы работать?
2) Новый материал
1. На доске расположены картины (природа ,семья ,мама ,школа) Вопрос "С чего начинается Родина?" -Ребята, вы, наверное, уже рассмотрели рисунки, фотографии, расположенные на доске. И сейчас вместе прочитаем вопрос на который нам предстоит ответить.

-А сейчас обратимся к учебнику:
Откроем на странице 212 и посмотрим на картинки.
На первой картине мы видим вверху- прошлое, а внизу- настоящее. Докажите?
На коне мы видим Георгия Победоносца, он убивает дракона, который опустошал землю одного языческого царя; царь и граждане принуждены были отдавать ему на съедение детей. Когда на жертву змею была выведена царская дочь, является Георгий в образе молодого воина и усмиряет змея.
А на второй картинке, на странице 213,что видим?
На ней изображен летописец (В древности человек, чаще монах, записывающий происходящие события - пишущий летописи.)И благодаря ему мы знаем историю.
Сейчас прочитаем текст «Наше Отечество»
Цель: Учимся читать текс с незнакомыми словами и буквами, уточняя значения слов.
"Наше Отечество, наша родина-матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью -потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина" К.Д. Ушинский
3. Ответим на вопросы по тексту:
1) Как называется наша Родина?
(матушкой, Россией)
2) Почему мы зовем Россию Отечеством?
(В ней жили отцы и деды наши)
3) А почему мы зовем ее Родиной?
( В ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все для нас родное)
4) Почему мы Родину еще называем матушкой?
( Матерью – она вскормила хлебом, своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от врагов.)
Физминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – шесть за парту тихо сесть.

-А сейчас обратимся вот к этим словам: отец, отцовский, отчество, Отечество, Отчизна. (на доске) -Прочитаем слова. -Рассмотрим значение каждого слова. Отец- мужчина по отношении к своим детям, папа. Отцовский- отцовские книги, отцовский пиджак, т.е. вещь, принадлежащая отцу. Отчество- имя от отца. Отечество- страна, где родился человек. Отчизна - (высок.) Отечество, земля отцов. -запишем эти слова в тетрадь. Сначала число, классная работа ( дети записывают слова). -Ещё раз вспомним значение слова "отечество". Родина.
Отечество- страна, где родился человек. Родина- Отечество, родная страна.
-Запишем слово "Родина" в один ряд с теми, что уже записаны в тетрадях.

5. -А что для нас значит Родина? (Двор, дом, семья, мама, папа, друзья, дедушка, Россия, Ярославль и т.д.) После того как дети скажут "Россия", прочитать слова С.Есенина: "Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то".
По мере того как дети называют слова, учитель закрепляет на магнитной доске карточки с этими словами. Карточки готовятся заранее.

6. - Мы с вами говорили о семье, о Родине, о маме. А как мы ещё называем свою милую маму? (Мамочка, мамуля, а вот раньше еще называли матушкой). -Прочитайте пословицы: Родина - матушка, а хлеб батюшка. Родину - мать умей защищать. - Почему же мы Родину называем матушкой, мамой? (Ответы детей) -Мы - дети нашей Родины и она заботится о нас. Родина нас кормит, дарит красоту, одевает, бережёт и т. д. -А что мы можем сделать для своей Родины? (Защищать от врагов, беречь её леса, поля, реки.)


3)ИТОГ:
Цель: Подведем итог урока. Чему мы научились за этот урок? Что мы с вами сегодня сделали за урок?

-Ребята, вернёмся к вопросу " С чего начинается Родина?"
-Мы смогли на него ответить?
-Кто попробует нам рассказать, что значит для него Родина.
Говорят дети.
-Спасибо. Молодцы. Урок окончен.