Рабочая программа по физике УМК Архимед автор учебника Кабардин О.Ф. Издательство Просвещение


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАШКИРСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИНТЕРНАТ №1
ИМЕНИ РАМИ ГАРИПОВА
«Согласовано»
Руководитель кафедры естествознания ГБОУ БРГИ №1
им. Рами Гарипова
«Согласовано»
Заместитель
директора по УВР
ГБОУ БРГИ №1
им. Рами Гарипова
«Утверждено»
Директор
ГБОУ БРГИ №1
им. Рами Гарипова
_________/А.Д.Шарафутдинова /
___________/Л.Х.Шугаипова/ ____________/ Л.Т. Хамитова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета Физика (базовый уровень)
Класс 7а, 7б, 7в
Учитель Шарафутдинова Алия ДаяновнаСрок реализации программы, учебный год 2016/2017 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 70 часов в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.
Федерального БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7)
Устава БРГИ №1 им.Р.ГариповаУчебного плана БРГИ №1 им.Р.Гарипова на 2016 – 2017 уч. год
Стандартов второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Просвещение, 2011
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.
Авторская программа по физике 7 класс О. Ф. Кабардина по физике для основного общего образования по физике (Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед». 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. - М.: Просвещение, 2011. – 32 с.).Учебник «Физика 7 класс» О. Ф. Кабардин М.Просвещение 2013г.
Рабочую программу составил(а) Шарафутдинова А.Д.
(подпись) (расшифровка подписи)
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике разработана на основе авторской программы О.Ф. Кабардина (линия «Архимед») (Физика. Сборник рабочих программ 7 - 9 классы / Шаронова Н. В., Иванова Н.Н., Кабардин О.Ф. и д.р. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М:. Просвещение. 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 5.03.04).Школьный курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
усвоение учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа выполняет функции:
- информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;
- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение его количественных и качественных характеристик.
Место предмета в учебном плане.
Физика изучается в 7-9 классах. Общее число часов в год – 208 ч; в 7,8 классах – 140 часов в год, в 9 классе – 68 часов в год.
Учебно-методический комплекс, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:

п\пАвторы, составители Название учебного издания Годы издания Издательство
1 О. Ф. КабардинПособие для учителей общеобразовательных учреждений. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед», 7 – 9 классы. 2011 М. Просвещение
2 О. Ф. Кабардин С. И. Кабардина Книга для учителя. «Физика 7 класс» 2010 М.Просвещение5 О. Ф. КабардинУчебник для общеобразовательных учреждений «Физика 7 класс» 2013 М.Просвещение8 С. И. Кабардина Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Архимед) 2013 М.Просвещение11 В.И. ЛукашикСборник задач по физике7-9кл. 2007 М.Просвещение12 Электронное приложение к учебнику О.Ф. Кабардина. Физика 7 класс 2011 Просвещение
Информационно-методическое обеспечение
1. Примерная программа для основной и средней (полной) школы по физике представлена на сайте Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru2. Приказ МО России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» на сайте «Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы» http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14402
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва
"Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год" http://www.rg.ru/2013/02/08/uchebniki-dok.html
Виды уроков:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.
Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
Виды деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области физики; для достижения поставленных целей планируется использование элементов следующих образовательных технологий : технология проблемного обучения, развивающие технологии, тестовые технологии, информационно-коммуникативные технологии, здоровьезберегающие.
Материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников, в программе выделен курсивом.
Содержание обучения физике в 7 классе (70 ч)
Физика и физические методы изучения природы (4 часа)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты
Измерение расстояний.
Измерение времени между ударами пульса.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Механические явления (42 часа)
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Система отсчета. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
Свободное падение тел.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
ДинамикаИнерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Масса - мера инертности и мера тяжести тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности тела.
Взаимодействие тел. Результат взаимодействия – изменение скорости тела или деформация тела. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы. Правило сложения сил.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидравлические машины. Условие плавания тел.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия твёрдого тела.
Демонстрации
Явление инерции.
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
Изменение скорости тел при взаимодействии.
Деформация тел при взаимодействии.
Измерение силы по деформации пружины.
Третий закон Ньютона.
Свойства силы трения.
Сложение сил.
Явление невесомости.
Равновесие тела, имеющего ось вращения.
Барометр.
Опыт с шаром Паскаля.
Гидравлический пресс.
Опыты с ведёрком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты
Измерение массы тела.
Измерение плотности твёрдого тела.
Измерение плотности жидкости.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Измерение сил взаимодействия двух тел.
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Измерение атмосферного давления.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа как мера изменения энергии. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации
Реактивное движение модели ракеты.
Простые механизмы.
Наблюдение колебаний тел.
Наблюдение механических волн.
Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновение звуковых колебаний.
Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.
Лабораторные работы и опыты
Измерение работы
Измерение КПД наклонной плоскости.
Изучение колебаний маятника.
Измерение мощности.
Исследования превращений механической энергии.
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.
Тепловые явления (20 часов)
Строение и свойства веществаСтроение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
Демонстрации
Диффузия в растворах и газах, в воде.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Модель броуновского движения.
Сцепление твёрдых тел.
Повышение давления воздуха при нагревании.
Расширение твёрдого тела при нагревании.
Демонстрация образцов кристаллических тел.
Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Лабораторные работы и опыты
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.
Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Тепловые явленияТепловое равновесие. Температура и её измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Зависимость температуры кипения от давления. Насыщенный пар. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путём излучения.
Явление испарения.
Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
Конденсация паров воды на стакане со льдом.
Определение абсолютной влажности воздуха по точке росы.
Явления плавления и кристаллизации.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
Измерение удельной теплоёмкости вещества.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Исследование процесса испарения. Исследование тепловых свойств парафина.
Измерение влажности воздуха.
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.
Резервное время – 4 часов.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования. утвержденный приказом Минобразования РФ №1089от.05.03.2004.
Авторская программа по физике 7 класс О. Ф. Кабардина по физике для основного общего образования по физике (Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Архимед». 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. - М.: Просвещение, 2011. – 32 с.).Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Просвещение, 2011
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики ученик должен знать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, энергия;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость,;смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения энергии в тепловых процессах;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени;выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов;
проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
оценки безопасности радиационного фона.
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
о физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явления с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использование его на практике;
о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
о физических понятиях и величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины;
о физических законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов);
о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
о приборах, механизмах, машинах:
назначение;
принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования приборами.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
При оценке ответов учащихся учитываются следующие умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
самостоятельно работать с учебником;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин;
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
планирование проведения опыта;
собирать установку по схеме;
пользоваться измерительными приборами;
проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
оценивать и вычислять погрешности измерений (в старших классах);
составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.
Оценка ответов учащихся
Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения
правильно выполнять чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка “4” ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку “5”, но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка “3” ставится, если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку “4”, но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка “2” в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ
Оценка “5” ставится в том случае, если учащийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений
самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях режима, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка “4” ставится в том случае, если были выполнены требования к оценке “5”, но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Оценка “3” ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка “2” ставится, если результаты не позволяют сделать правильных выводов, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка “5” ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех – пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка за решение задач
Оценка “5” ставится за работу, в которой нет ошибок и допущен не более чем один недочет, (приведены полные объяснения хода решения и обоснования правомерности применяемых законов и соотношений, а также выполнена проверка ответа).
Оценка “4” ставится за работу, выполненную полностью, но содержащую:
- не более 1 негрубой ошибки и одного недочета; - не более двух недочетов.
Такая же оценка выставляется за работу, в которой отсутствуют указанные недостатки, (но нечетко выполнены объяснение решения, обоснование применяемых законов и соотношений и проверка правильности ответа).
Оценка “3” ставится в том случае, когда выполнено не менее половины работы и при этом в ней обнаруживается:
- не более двух грубых;
- одна грубая, одна негрубая и один недочет;
- не более трех негрубых;
- одна негрубая и три недочета; - при отсутствии ошибок допущено 4-5 недочетов;
Оценка “2” ставится, когда выполнено менее половины работы или превышены нормы ошибок для оценки «3».
За оригинальность и находчивость допускаются поощрительные баллы, но общая оценка при этом не может быть выше «5».
Оценка за ответы по теории
Оценка “5” за устный или письменный ответ по теории ставится в том случае, если отвечающий:
- демонстрирует полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, подтверждает их собственными конкретными примерами, показывает типы задач по данной теме;
- дает точные и лаконичные определения основных понятий, формулировки законов, содержание теории, методы измерений и единиц измерения физических величин;
- ответ сопровождается чертежами, графиками, рисунками, выполняет их грамотно и аккуратно; правильно записывает формулы, пользуется принятой системой условных обозначений;
- при ответе показывает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет делать обобщения собственные выводы, в ответ включает самое главное, а не повторяет дословно тест из учебника, составляет логически стройный план ответа, связывает ответ с материалом смежных тем и предметов.
Оценка “4” ставится в том случае, когда ответ соответствует названным выше требованиям, но отвечающий
- допустил в ответе одну негрубую ошибку или не более двух недочетов, но сумел исправить их самостоятельно;
- слишком близко придерживался текста учебника, затрудняется с иллюстрацией ответа на примерах и задачах, допускает неточность в определении понятий и в формулировках законов;
Оценка “3” ставится в том случае, когда отвечающий правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
- допускает ошибки, свидетельствующие о пробелах в усвоении существенных вопросов курса физики, если это не препятствует пониманию и усвоению других тем и разделов;
- испытывает затруднения в примени конкретных физических явлений на основе теорий и законов или в подтверждении теорий примерами их практического применения;- неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы или механически воспроизводит текст учебника без его осмысления, не может выделить главное в вопросе и логически последовательно построить ответ;
- допускает одну - две грубые ошибки, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя, обнаруживает непонимание отдельных фрагментов учебного материала.
Оценка “2” ставится в том случае, когда отвечающий:
- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в рамках спрашиваемого материала;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач стандартного типа;
- при ответе на один из вопросов допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки
Незнание определений основных законов, понятий, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений: неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичные ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Неумение определять показание измерительного прибора.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Нарушение требований правил безопасного выполнения труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта и измерений.
Ошибки в условных обозначениях принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п Раздел Количество часов Вид занятий (количество часов)
Лабораторные работы Контрольные работы
1 Введение 4 1 0
2 Механические явления 42 11 3
3 Тепловые явления 20 3 1
5 Повторение 4 итого 70 15 4
№ Число
Нумерация контрольной работы Тема контрольной работы
7а 7б 7в 1 Контрольная работа № 1 «Физические явления. Механическое движение»
2 Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел»
3 Контрольная работа № 3 «Механические явления»
4 Контрольная работа № 4 «Изменение агрегатных состояний вещества»
График контрольных работ по физике
График лабораторных работ по физике

№ Число Нумерация лабораторной работы Тема лабораторной работы
7а 7б 7в 1 Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин»
2 Лабораторная работа № 2 «Определение средней скорости движения тела».
3 Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
4 Лабораторная работа № 4 «Определение плотности жидкого и твердого тел».
5 Лабораторная работа № 5 «Определение жесткости и градуирование пружины.
Измерение сил динамометром».
6 Лабораторная работа № 6 «Определение коэффициента трения скольжения».
7 Лабораторная работа № 7 «Сложение сил».
8 Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий равновесия тел имеющих ось вращения»
9 Лабораторная работа № 9 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
10 Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости и при помощи блока»
11 Лабораторная работа № 11 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»
12 Лабораторная работа № 12 «Определение скорости поверхностной волны»
13 Лабораторная работа № 13 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
14 Лабораторная работа № 14 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
15 Лабораторная работа № 15 «Измерение влажности воздуха»
Литература
Для учителя:
1. Физика. 7 класс. Учебник. ФГОС, 2014 г. Кабардин О.Ф.
2. Физика. 7-9 классы. Рабочие программы, 2013 г. Кабардин О.Ф.
3. Физика. 7 класс. Поурочные разработки. ФГОС, 2013 г. Казакова Ю.ВДля учащихся:
1. Физика. 7 класс. Учебник. ФГОС, 2014 г. Кабардин О.Ф.
2. Рабочая тетрадь. Физика. 7 класс. Кабардина С.И.
Интернет – ресурсы
Демонстрационные варианты ГИА по физике: http://www.resolventa.ru/demo/fiz/demogiafiz.htm Тесты
Открытый класс. Физика: http://www.openclass.ru/sub/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0
Сайт ФИПИ. КИМ: http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html
Образовательные ресурсы Интернета. Физика: http://www.alleng.ru/edu/phys.htmУчи физику! Опыты, эксперименты, теория, практика, задачи, ответы и решения: http://uchifiziku.ru/
http://www.physbook.ru
http://class-fizika.narod.ruТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА
(Всего 70 часов. 2 часа в неделю).

урока Дата проведения/фактическая дата Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяОсновные виды деятельности
ученика (на уровне учебных действий) Вид контроля ,измерители КЭС
Ким
ГИА КПУ
Ким
ГИА Домашнее
задание
Введение (4 часа)
1/1 7а

7в Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).
Что изучает физика? Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания. Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление». Уметь наблюдать и описывать физические явления. Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения, гипотезы. Определять цену деления шкалы прибора. 1-3 2 §1, вопросы после § устно. Придумать 3-5 своих вопросов
2/2 7а

7в Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Знать смысл понятия
«физическая
величина».
Уметь приводить примеры физических величин; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин Задания на соответствие поопределению:
вещество, тело,
явления. 1-4 1.2
1.4 §2-3
Экспериментальное задание 21,3.1, в тетради представить таблицы измерений.
3/3 7а

7в Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин». Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра. Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости.
Выражать результаты в СИ. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с ед. измерения в СИ. 1-4 1.2
1.4 Подготовить сообщение
по заданным
темам
4/4 7а

7в Защита творческих заданий Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры проведения измерений в науке, технике, повседневной жизни. Использование средств ИКТ Коллективное обсуждение,
оценивание
работ 1-4 1.3
1.4 §4, ответить на вопросы
Механические явления (42 часа)
5/1 7а

7в Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. Физические величины и их измерение. Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. Измерять расстояния и промежутки времени. Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении.
Измерять
скорость
равномерного
движения. Задания на соответствие по определению: путь, перемещение, траектория.
Единицы
измерения. 1-1 1.2 §4, Придумать и описать опыт по относительности пути и траектории Л. № 108, 109, 114.
6/2 7а

7в Скорость. Единицы скорости. Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость. Знать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость».
Уметь описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. Задания на соответствие по определению: путь, перемещение, траектория, скорость. Единицы
измерения. 1-1 1.3 §5, №5.6 Л. № 117, 118, 121.
7/3 7а

7в Методы исследования механического движения. Средняя скорость Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения. Знать смысл понятий: «время», «пространство», физических величин: «путь», «скорость», «время». Уметь измерять
расстояние, промежутки времени. Задания на соответствие поопределению пути, времени, скорости. Единицы измерения. 1-1 1.5 §6,.
Л. № 124, 128, 130.
8/4 7а

7в Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №2. «Определение средней скорости движения тела». Определение средней скорости скольжения тела с помощью секундомера и линейки Знать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость».
Уметь использовать измерительные приборы и рассчитывать скорость по формуле. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ 1-1 1.3 1.5 §6, перевод единиц скорости
9/5 7а

7в Решение задач на расчет пути и времени движения. Способы задания физических величин График зависимости пути от времени и скорости от времени. Табличные способы задания величин Знать смысл понятий «система отсчета», «физическая величина».
Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. Применять полученные знания для решения физических задач. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §7. 1-1 1.5 §7,
№7.1,7.2
10/6 7а

7в Подготовка к контрольной работе Методология физики. Основные понятия кинематики. Фронтальный опрос, решение разноуровневых заданий Тест стр.36- 37
11/7 7а

7в Контрольная работа №1 по теме «Физические явления. Механическое движение» Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1 - 10. Тестовые задания по вариантам Составить собственный тест для контроля по теме работы
12/8 7а

7в Анализ контрольной работы Явление инерции. Инертность. Масса Система отсчета. Скорость. Инерция. Масса тела. Инертность. Единицы измерения. Знать смысл понятий «система отсчета», «взаимодействие», «инерция», смысл физической величины «масса».
Уметь приводить примеры практического применения физических знаний законов механики. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел. Проводить экспериментальные работы и оформлять данные в виде таблиц и графиков
Исследовать
условия
равновесия
рычага. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу рис.8.4 - 8.6 1-2 2.1 Творческое задание по истории измерения массы тел
13/9 7а

7в Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах». Определение массы тела при помощи рычажных весов. Уметь использовать рычажные весы для определения массы тел. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. 1-3 §8, перевод единиц массы
14/10 7а

7в Плотность вещества. Обозначение
физических
величин.
Плотность. Масса. Объем тела. Международная система единиц. Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц измерения, пользоваться формулой для решения задач, таблицей плотностей тел и веществ. Задания на соответствие по определению массы, плотности, объема.
Единицы
измерения. 1-2 2.4 §9, При помощи средств ИКТ решить задачу по определению
плотности , объема или массы
15/11 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4. «Определение плотности жидкого и твердого тел». Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения.- Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. 1-2 2.4 §10,
составить
пять
вопросов по тексту параграфа
16/12 7а

7в Взаимодействие тел. Сила Механическое движение, скорость, взаимодействие тел, инерция. Сила - величина векторная. Обозначение силы. Единицы
измерения. Прибор для измерения силы. Знать смысл понятий «взаимодействие», «инерция», «сила».
Уметь приводить римеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий. 1-2 2.2 §11(стр.50) Л. № 171, 178, 185.
17/13 7а

7в Явление тяготения. Сила тяжести. Гравитационное взаимодействие. Обозначение силы тяжести. Единицы измерения. Решение задач на расчет силы тяжести Знать смысл понятий «сила, сила тяжести». Уметь объяснять результаты экспериментов, независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела. Задания на соответствие поопределению.
Единицы
измерения. 1-2 2.10 §11 (1), №114,11.6, 11.7.
18/14 7а

7в Сила упругости. Вес тела.
Измерение силы. Формулировка закона Гука. Сила упругости. Определение деформации. Виды деформации. Вес тела. Динамометр. Знать смысл понятия «сила упругости», «Закон Гука».
Уметь делать выводы на основе
экспериментальных
данных. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25. 1-2 2.12 §11(2), презентация по темам:«неве- сомость», «перегрузки»
19/15 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5. «Определение
жесткости и
градуированиепружины. Измерение сил динамометром». Научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы. Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. 1-2 2.11 §12, Л. № 328, 329, 338, 340,
20/16 7а

7в Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике. Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения. Уметь измерять коэффициент трения скольжения. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §19. 1-2 2.13 §19,
комментари и к рис.19.1 - 19.3, 19.7 - 19.12
21/17 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная
работа №6.
«Определение
коэффициента
трения
скольжения». Научиться выявлять зависимость силы трения отпараметров системы Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деления приборов, рассчитывать погрешности измерения. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. 1-2 2.11 Творческая работа по теме «Сила трения»
22/18 7а

7в Сложение сил. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7. «Сложение сил». Равнодействующая
сила.
Демонстрации:
сложение двух сил, направленных
по прямой в одну сторону;
сложение двух сил, направленных
по прямой в противоположные стороны. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу
§13. 1-2 2.10
2.12 §13,
Сформулироватьправила
сложения
сил;
Л. № 355, 358, 371, 379.
23/19 7а

7в Подготовка к контрольной работе по теме:
«Взаимодействие
тел». Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность.
Сила (тяжести, вес тела, трения) Закон Гука. Сложение сил Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел». Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы нахождения силы трения, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. Задания на соответствие
По определению.
Единицы
измерения. 1-2 2.13 Тест стр.62-63
24/20 7а

7в Контрольная работа № 2.«Взаимодействие
тел». Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес тела. Закон Гука. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 11 - 23. 1-2 Составить собственный тест для контроля по теме работы
25/21 7а

7в Анализ контрольной работы. Равновесие тел..Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. Знать простые механизмы, их виды, назначение. Определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага. Уметь применять эти знания на прак-тике для объясне-ния примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага. Задания на соответствие поопределению.
Единицы
измерения. 1.3 1.3.2 §14, №14.1 презентация «Рычаги».
26/22 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №8. «Выяснение условий равновесия тел имеющих ось вращения». Измерение
расстояний. Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма - рычаг, экспериментально определять условия равновесия рычага. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ 1.3 1.3.1 Рис.14.8 определить плечи сил.
27/23 7а

7в Центр тяжести. Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 23-30. Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. 1.3 1.3.1 Определить
центр
тяжести,
§ 15, стр. 68-71.
28/24 7а

7в Давление твердых тел. Давление.
Единицы
давления. Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления.
Уметь применять полученные знания для решения задач. Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §34. 1.8,
1.22
1.24 1.1
1.4 § 16, стр.
72-73 Л. № 450, 452, 459.
29/25 7а

7в Расчет давления в жидкости и газе. Закон Паскаля. Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. Знать формулу для вычисления давления; формулировку закона Паскаля. Уметь объяснить давление жидкостями и газами, зная положение молекулярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычисления давления при решении задач; объяснить с помощью закона Паскаля природные явления; примеры из жизни.
1.8 1.1
1.4 § 16, стр. 74 Л. № 470, 476, 479.
30/26 7а

7в Закон Архимеда Выталкивающая
сила. Закон Архимеда. От каких величин зависит архимедова сила, от каких величин не зависит? Каковы условия плавания тел Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила.
Уметь вычислять по формуле. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу
§17 1.8 1.3.5 § 17, стр. 76-77,
придумайте 2-3 вопроса к тексту параграфа
31/27 7а

7в Решение задач на давление и силу Архимеда Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила. Плавание тел». Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме. Разбор задач 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5. 1.8 1.3.2
1.3.5 Л. № 635638.
32/28 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Вес тела в воздухе и в жидкости. Закон Архимеда. Динамометр. Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила. Уметь измерять объем тела с помощью мензурки, вычислять значение выталкивающей силы. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ 1.8 1.3.5 §17,
Л. № 626, 627, 632. Подготовить презентацию на одну из предложенных тем
33/29 7а

7в Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосфера. Воздух.
Атмосферное давление. Знать,что воздух - это смесь газов, имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Способы измерения атмосферного давления.
Уметь вычислять вес воздуха. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §18. 1.8 1.3 §18
упр. 17(1-2Хзадание 10, вопросы после § устно.
Л. № 546, 548, 551.
34/30 7а

7в Закон Архимеда. Условие плавания тел Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. Знать основные понятия, определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила. Плавание тел». Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме. Само и взаимооценка представленных работ 1.8 1.3.2
1.3.5 Л. № 644, 647, 649.
35/31 7а

7в Энергия Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Знать понятие «энергия» (кинетическая и потенциальная), обозначение, формулы и единица измерения.
Уметь решать зада-чи с применением изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Исследовать
условия
равновесия
рычага.
Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §20. 1.4 1.4.7
1.4.8 § 20, стр. 88-90,
составьте 23 вопроса по данной теме и ответьте на них, решите задачи 20.5, 20.6, 20.7
36/32 7а

7в Механическая работа Работа. Сила. Путь.
Единица работы. Джоуль. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы.
Уметь применять формулы для решения задач. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21 1.4 1.4.4
1.4.6 § 21,
21.1, 21.2.
37/33 7а

7в Мощность Мощность.
Работа.
Время.
Ватт.
Киловатт.
Мегаватт. Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности.
Уметь применять формулу к решению задач. Задания на соответствие поопределению.
Единицы
измерения. 1.4 1.4.5 § 21, стр.
93,
экспериментальное задание 21.2
38/34 7а

7в Простые механизмы. Рычаг. Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. Знать простые механизмы, их виды, назначение. Определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага. Уметь применять эти знания на практике для объяснения примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага. Задания на соответствие поопределению.
Единицы
измерения. 1.3 1.3.2 § 22, вопросы после §§ устно. Л. № 737, 740, 742.
39/35 7а

7в Коэффициент полезного действия механизма. КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы. Знать определение, формулы, единицы измерения КПД. Уметь применять теорию к решению задач, экспериментально определять КПД наклонной плоскости. Задания на соответствие поопределению.
Единицы
измерения. 2.2 2.9 §22,
вопросы после § устно. Л. № 778, 793, 798.
40/36 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости и при помощи блока». КПД простых механизмов. Знать определение, формулы, единицы измерения КПД. Уметь экспериментально определять КПД наклонной плоскости. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ 2.2 2.9 §22, Л. № 779, 795, 800.
41/37 7а

7в Свободные и вынужденные колебания, колебательные системы. Свободные и вынужденные колебания. Знать условия существования колебаний, приводить примеры. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Исследовать закономерности колебаний груза на пружине. Физический
диктант. 1.25 1.1
1.4,
2.6,
3 §23
№ 23.1, 23.2, 23.3
42/38 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №11. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины. Приобретение навыков при работе с оборудованием. Тест 1.25 2.1-3 Л. № 881, 882.
43/39 7а

7в Распространение колебаний в упругой среде. Волны и их характеристики. Распространение колебаний в упругой среде. Знать определение механических волн, виды волн, основные характеристики волн, характер распространения колебательных процессов в трехмерном пространстве. Объяснять процесс распространения волн в веществе Исследовать зависимость скорости распространения волн от среды. Фронтальный опрос, физический диктант 1.25 1.1
1.4,
2.6,
3 §24,
№ 24.1, 24.2, 24.3
44/40 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №12 «Определение скорости поверхностной волны» Определение скорости распространения волны на поверхности Приобретение навыков при работе с оборудованием. Уметь использовать измерительные приборы для расчета скорости поверхностной волны, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы. 45/41 7а

7в Подготовка к контрольной работе по теме «Механические явления» Давление, работа, мощность, энергия, механические колебания и волны Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 24 - 42. Разбор теста на стр.106 - 107 1.25 1.1
1.4,
2.6,3 Тест по аналогии на стр.106 - 107
46/42 7а

7в Контрольная работа №3 по теме «Механические явления» Давление, работа, мощность, энергия, механические колебания и волны Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 24 - 42. 1.25 1.1
1.4,
2.6,3 Составить
презентацию
Тепловые явления ( 20 часов)
47/1


7в Анализ контрольной работы. Строение вещества Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры. Знать смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество».
Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 7. 1-3 1-3 §45,
вопросы после §свои 4-5
вопросов
48/2 7а

7в Диффузия.
Броуновское
движение Диффузия в природе и быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц. Знать смысл понятия «диффузия».
Уметь наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 9. 1-3 2.1
2.4 § 46,
составить
презентацию
49/3 7а

7в Взаимодействие
молекул. Тепловое
движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, о силах взаимодействия между молекулами. Уметь наблюдать и описывать физические явления. Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 10. 1-3 2.1 §27,
вопросы после § устно.
Л. № 78-81, презентация
50/4 7а

7в Три состояния вещества. Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения молекулярнокинетической теории. Уметь приводить примеры, наблюдать и описывать физические явления.
Знать основные свойства вещества (жидкое, твердое, газообразное). Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §28. 2-1 2.1 §28,
задание 3, вопросы после § устно.
Л. № 84-88, презентация
51/5 7а

7в Температура Тепловое
движение.
Температура. Знать/понимать
смысл физических величин: «температура», «средняя скорость
Уметь описывать тепловое движение. смысл понятия «тепловое равновесие». Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества притеплопередаче. Измерять удельную теплоемкость вещества. Измерять теплоту плавления льда. Исследовать тепловые свойства парафина. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха по точке росы. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций. Фронтальный опрос, устные ответы. 2.3 1.2 §29,
вопросы после § устно. Л.№ 926, презентация
52/6 7а

7в Внутренняя энергия Внутренняя энергия.
Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния вещества и степени деформации. Знать понятие внутренней энергии тела.
Уметь описывать процесс превращения энергии при взаимодействии тел. Фронтальный опрос, устные ответы. 2.4 1.2 §30,
вопросы после § устно. Л.№ 923, 927,
презентация
53/7 7а

7в Виды теплопередачи Особенности различных видов теплопередачи.
Примеры теплопередачи в природе и технике. Уметь определять, какими способами происходит теплопередача в различных случаях; объяснять/ предлагать способы защиты от переохлаждения и перегревания в природе и технике. §32,
заполнить таблицу Л.№ 984987,
презентация
54/8 7а

7в Количество теплоты. Удельная теплоемкость Удельная
теплоемкость.
Единицы измерения
Удельной теплоемкости.
Физический смысл удельной теплоемкости. Знать/понимать
смысл понятия «удельная теплоемкость». Уметь рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела. Работа с таблицами, справочным материалом. 2.6 1.2 §31,
вопросы после § устно. Л.№ 996998.
55/9 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №13. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Выполняется по описанию в учебнике Уметь использовать измерительные приборы для расчета количества теплоты, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ 2.3; 2.6 2.1- 2.6 Л.№ 1111, 1024
56/10 7а

7в Расчет количества теплоты,
необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Формула для расчета количества теплоты. Знать понятия:
количество теплоты, единицы измерения количества теплоты. Уметь: рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела Самостоятельн ая работа по решению задач. 2.6 3 Л.№ 1008 - 1010.
57/11 7а

7в Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №14. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Выполняется по описанию в учебнике. Уметь использовать измерительные приборы для расчета удельной теплоемкости, представлять результаты измерений в виде таблиц и делать выводы. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. 2.6 2.1
2.6 Л.№ 1028, 1030.
58/11 7а

7в Уравнение теплового баланса Закон сохранения энергии при теплообмене Знать понятия:
количество теплоты, единицы измерения количества теплоты. Уметь: рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при теплообмене 2.6 3 Л.№ 1035 - 1037.
59/13 7а

7в Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Три состояния вещества, особенности внутреннего строения веществ в различных состояниях, их свойства. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Температура плавления. График плавления и отвердевания. Знать определение плавления, отвердевания, температуры плавления.
Уметь описывать и объяснять явление плавления и кристаллизации. Фронтальный опрос, устные ответы. Работа с графиками. Решение задач на соответствие. 2.1;
2.10 1.4 §33,
вопросы после §§ устно.
Л. № 1065, 1067.
60/14 7а

7в Решение задач на плавление и отвердевание кристаллических тел Формула для расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации Знать понятия:
количество теплоты, единицы измерения количества теплоты. Уметь: рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении агрегатного состояния Самостоятельная работа по решению задач 2.1 2.10 1.4 §33,
Л. № 1066, 1068
61/15 7а

7в Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Испарение, факторы, влияющие на интенсивность испарения. Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. Знать определения
испарения,
конденсации.
Уметь описывать и объяснять явления испарения и конденсации, называть факторы, влияющие на скорость этих процессов. Устные ответы (проверка д/з):
1.Характеристика процесса
плавления.
2.Характеристи -ка процесса
отвердевания.
3.Удельная
теплота
плавления. 2.10 1.4 §34,
Л. № 1121, 1123.
62/16 7а

7в Решение задач на энергетический выход количества теплоты при парообразовании и конденсации веществ. Формула для расчета количества теплоты при кипении и конденсации Знать понятия:
количество теплоты, единицы измерения количества теплоты. Уметь: рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении агрегатного состояния Самостоятельн ая работа по решению задач 2.10 1.4 §34,
Л. № 1124, 1126.
63/17 7а

7в Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №15. «Измерение влажности воздуха». Влажность
воздуха.
Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Знать/понимать
понятие влажности воздуха.
Уметь определять влажность воздуха при помощи психрометра, объяснять зависимость относительной влажности от температуры. Фронтальная проверка, устные ответы. 2.9 1.2;
2.4 §19,
вопросы после § устно. Л. № 1161, 1166.
64/18 7а

7в Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Тепловые двигатели, их виды. Двигатель внутреннего сгорания и его устройство Знать/понимать
смысл понятий «двигатель», «тепловой двигатель».
Уметь объяснить принцип действия четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Фронтальная проверка, устные ответы по теме «Тепловые явления» 2.11 5.1;
5.2 §21-22, вопросы после §§ устно. Задание 5.
65/19 7а

7в Контрольная работа №4. «Изменение агрегатных состояний вещества». Уметь решать задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» в формате ГИА. 2.8
2.11 3 Подготовить презентацию
66/20 7а

7в Анализ контрольной работы. Защита творческих работ Само и взаимооценка представленных работ Итоговое повторение (4 часа)
67/1 7а

7в От великого заблуждения к великому открытию. Урок - повторение курса физики «Наши предки и физика». Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-63. 68/2 7а

7в Подведение итогов учебного года. Элементы содержания всего курса физики 7 класса. Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-65. 69/3 7а

7в Резерв учебного времени. Игра «Знаешь ли ты учебник физики?», «Путешествие по страницам учебника». 70/4 7а

7в Резерв учебного времени. Игра «Физика в загадках».