Статья на тему: МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ


МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
(Уважаемые коллеги, данная статья не является авторской работой, я собрала и систематизировала некоторые, показавшиеся мне интересными, материалы, которые возможно помогут вам в вашей педагогической деятельности, как когда-то помогли мне.)
С каждым годом, мы педагоги ищем все новые и новые методы и формы обучения детей. В настоящее время все большее педагогов, преподающих иностранный язык, обращается к разнообразным образовательным формам, основанным на творческих методах обучения, одним из которых является проектная работа. Этот метод хорош тем что повышает мотивацию и заинтересованность учащихся и, соответственно их успеваемость. Вследствие такого принципа обучения, ученики могут с большим успехом развивать языковые навыки, одновременно становясь личностью с широким кругозором и правильным восприятием мира. Внедрение проектных работ в занятия, позволяет преподавателям создавать яркую учебную атмосферу, требующую активного участия учеников, стимулируя развитие более высоких навыков мышления и давая возможность ученикам нести ответственность за собственное обучение.
В таких условиях преподаватель перестает быть доминантном в классе и стремится к созданию языкового сообщества с учениками, в котором преобладает взаимное общение, сотрудничество, совместное обучение и решение проблем.
Проектная работа была описана рядом исследователей, в том числе Картером и Томасом (1986), Феррагатти и Карминати (1984), Папандреу (1994), Шеппардом и Столлером (1995) и др. Несмотря на то, что они выделяют и описывают различные черты проектной работы, некоторые черты являются общими:
1.Проектная работа фокусируется на контентном обучении, а не на специфических языковых целях. Предметные темы, представляющие интерес для студентов, могут стать центральными для создания проектов.
2.Проектная работа ориентирована на ученика, хотя педагог играет важную роль в предоставлении поддержки и руководства на протяжении всего процесса.
3.Проектная работа является совместной, а не конкурирующей. Ученики могут работать самостоятельно, в небольших группах, или всей группой над завершением проекта, совместным использованием ресурсов, делиться идеями и опытом.
4.Проектная работа ведет к подлинной интеграции навыков и обработке информации из различных источников, отражая реальные задачи.
5.Работа над проектом завершается в конечном продукте (например, устной презентации, создании плаката, составлении отчета или выступлении на сцене), выполненном совместно с другими, придавая проекту реальную цель. Ценность проекта, однако, заключается не только в конечном продукте, но в процессе работы, направленной на конечный результат.
Таким образом, работа над проектом ориентирована и на процесс и на продукт труда, а также предоставляет студентам возможность добиться беглости и точности на разных этапах проекта.
6.Работа над проектом является априори мотивирующей, стимулирующей и вызывающей интерес. Она способствует формированию самоуверенности и самооценки учеников улучшает языковые умения и когнитивные способности.
Выбор того или иного формата проектной работы зависит от множества факторов, включая учебные цели, уровень подготовки учеников, их интересы, временные рамки и доступность учебных материалов. Обзор различных типов проектов демонстрируют сферу, универсальность и адаптивность проектной работы.
Генри Генри. Дж. Выделяет следующие виды проектов:
-структурированные проекты – определяются и организовываются преподавателем в рамках темы, материалов, методологии;
-неструктурированные проекты – определяются в основном самими студентами;
-полуструктурированные проекты – определяются и организовываются частично педагогом, частично учениками.
Проекты могут быть связаны с реально существующими проблемами. Например, к определенным значимым датам ученики могут разработать буклет, описывающий этот день либо праздник и их отношение к нему.
Проекты также могут применяться в имитированных ситуациях, т.е. в искусственно созданных ситуациях, приближенных к реальным. В качестве примера можно привести обсуждение путешествия в страну изучаемого языка.
Проекты также могут быть привязаны к интересам самих учеников. В данном случае тему выбирают и сами ученики, исходя из своих интересов или ситуаций, в которых они побывали.
Проекты могут различаться по методам сбора данных и источникам информации, в зависимости от типа проекта.
- Исследовательские проекты требуют сбора информации в Интернете или библиотечных фондах.
- Текстовые проекты требуют работы с текстом (например, отчеты, новости СМИ, видео- и аудиоматериалы), а не с людьми.
- Опросные проекты подразумевают создания опросника или анкеты, а затем сбор данных у респондентов и их дальнейшую обработку.
Вашему вниманию предлагается пошаговая модель подготовки и проведения проектной работы. Данная модель затрагивает и учеников, и преподавателей, направляя их на разработку значимых проектов, которые облегчают изучение темы и обеспечивают возможности для изучения иностранного языка, что является основным и ключевым моментом любого проекта. Пункты данной модели могут регулироваться и варьировать в зависимости от уровня владения языком обучаемых и потребностей преподавателей (т.е. умений, которые преподаватель хочет сформировать):
Шаг I: Выбор темы проекта (на основе интересующего контента);
Шаг II: Определение конечного результата или цели;
Шаг III: Разработка структуры проекта;
Шаг IV: Подготовка учениковк языковым требованиям Шага V;
Шаг V: Сбор информации;
Шаг VI: Подготовка учеников к языковым требованиям Шага VII;
Шаг VII: Обобщение и анализ информации;
Шаг VIII: Подготовка учеников к языковым требованиям Шага IX;
Шаг IX: Презентация проекта;
Шаг X: Оценкапроекта.