План-конспект урока по теме:Решение задач с использованием материала эпоса Джангар

Тема «Уравнения. Решение задач на составление уравнений».
Цели урока:
- закрепить навыки составления уравнения по условию задачи;
-закрепить умения решать задачи с помощью уравнений; - воспитать у учащихся чувства глубокого уважения к истории своего народа; - развивать логическое мышление учащихся; - поддерживать интерес обучающихся к математике и истории; - создать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: интегрированный урок ( математика +история)
Оборудование и материалы: карточки с заданиями, компьютер, доска для карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Методы обучения: творческий, поисковый, продуктивный, репродуктивный.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Счастья и мира вкусила эта страна,
Где неизвестна зима, где всегда – весна.
Где небеса в нетленной сияют красе,
Где неизвестна старость, где молоды все,
Благоуханная, сильных людей страна,
Обетованная богатырей страна.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас пройдёт необычный урок.
- Ребята, о какой стране речь и откуда эти строки? Ответ.
- В этом году Калмыкия празднует 575-летний юбилей эпосу «Джангар». Мы с вами рассмотрим исторические события с точки зрения математики. Наши знания помогут нам решить исторические задачи, мы узнаем с помощью математики новое из жизни наших предков, закрепим умения решать задачи составлением уравнений, узнаем интересное из истории алгебры; проявим культуру устной и письменной математической речи и умение выступать перед аудиторией.
- Ребята! Вы закончили изучение темы: “Решение задач с помощью уравнений”. На мой взгляд, это одна из наиболее интересных тем в математике за курс 7–го класса. На этом уроке вы должны проявить свою сообразительность, наблюдательность, но и, конечно, знание материала. Вы должны хорошо уметь решать с помощью составления уравнений текстовые задачи, а так же решать несложные линейные уравнения, используя при этом раскрытие скобок и приведение подобных слагаемых.
2. Актуализация знаний.
Блиц-опрос
1. Дайте определение корня уравнения.
2. Что значит «решить уравнение»?
3. Какое уравнение называется линейным?
4. Является ли 5 корнем уравнения 2х+3=18?
5. В каком случае уравнение ах=в имеет единственный корень?

3. Основная часть:

«Чтобы решить вопрос, относящийся к числам или к отвлеченным отношениям величин, нужно лишь перевести задачу с родного языка на язык алгебраический», писал великий Ньютон в своем учебнике алгебры «Всеобщая арифметика». А мы обратимся с вами к великому калмыцкому произведению эпосу «Джангар».
«Шумные полчища силачей
Шесть тысяч двенадцать богатырей
Семь во дворце занимали кругов,
Кроме того седых стариков
Был, рассказывают, круг.
И красноликих важных старух
Был, рассказывают круг.
Жены нежно-белые там
Тоже составили круг.
Словно плоды спелые там
Девушки составили круг».

Составить уравнение по тексту и решить. Определить, сколько человек в круге, если всего 9460 человек.

Работа у доски (дифференцированная).
Решение уравнений
(4х-5)+2 (х+1)=5х+3
(х-4)-(х-8)=4х
11х-3=17+6х

Решение задач

Работа по карточкам.
1 ряд – задача №14
2 ряд – задача №15
3 ряд – задача №16
Физминутка.

Решение прямой и обратной задачи.
А) По рисунку слайда составить задачу и решить.
Б) Составить обратную задачу. (время 5 минут).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Исторические задачи:
I. Задача Бхаскары. Из множества чистых цветков лотоса были принесены в жертву: Шиве – третью долю этого множества, Вишпу – пятую, Солнцу – шестую, четвертую долю получил Бхавани, а остальные шесть цветков получил уважаемый учитель. Сколько было цветков?
II. Старинная русская задача. Вопросил некто некоего учителя: «Сколько имеешь учеников у себя, т. к. я хочу отдать сына к тебе в училище». Учитель ответил: «Если ко мне придет учеников еще столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда у меня учеников 100». Сколько было у учителя учеников.

-Ребята, как звали богатырей «Джангара»? Назовите имена богатырей, показанных на слайде?
I задача. Праздник затеяли богатыри и состязания начали. Сколько сынов приняли участие в состязания, если каждый из низ выпустил по 8 стрел из лука, бросили по 2 ножа. И все 300 ударов попали в цель. Джангаровой стороной была одержана победа!
II задача. Богатыри страны Бумба устраивали игрища и состязались в меткости, сноровке, быстроте. На кошмах из верблюжьей шерсти прямоугольной формы, одна сторона которой в 1,5 раза больше другой. Периметр кошмы 20 м. Определите длину и ширину кошмы.
4.Рефлексия
«Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать, или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения». Пойа (венгерский, швейцарский и американский математик)
Ученики с помощью цветных карточек показывают свои впечатления от урока.
«красный» - плохо, «жёлтый» - хорошо, «зелёный» - отлично.
Подведение итогов урока.
Домашняя работа: Составить 2 задачи, подготовиться к контрольной работе.

Рисунок 115