Использование обучающего и воспитывающего потенциала героического эпоса народа саха — олонхо на уроках


Использование обучающего и воспитывающего
потенциала олонхо на уроках.
Древний эпос – олонхо, как художественное произведение является венцом устного поэтического творчества якутского народа. Внимательное изучение олонхо позволяет оценить его и как источник для духовно-нравственного воспитания детей: олонхо способствует привитию навыков общения с природой, искусству выживания в суровых климатических условиях, формированию творческого воображения, становлению компетентной личности, воспитанию социальных навыков, учит мудрости жизни и т.д., т.е. можно сказать о наличии аспектов обучения, воспитания в олонхо, одним словом – педагогики. Следовательно, возникает понятие «педагогика олонхо», что позволяет ставить вопрос о возможности использования системы педагогики олонхо, который определяет взаимодействие организаторов сферы педагогики олонхо и детей в микросоциуме, вырабатывает направление, содержание работы.
Педагогика олонхо – это своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов якутского героического эпоса олонхо будущим поколениям через современные формы и методы воспитания детей, основанная на лучших традициях народной педагогики, деятельностных технологиях современного образования, нравтсвенно-этических идеалах мировоззрениях олонхо.
С 1993 года педагогический коллектив Тыарасинской средней общеобразовательной школы имени М.Н. Турнина под руководством кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника НИИ НШ РС(Я) Чехордуной Екатерины Петровны начал работу по исследованию педагогического потенциала олонхо. Результаты исследования обобщены в коллективной монографии “Основы педагогики олонхо” и методическом пособии “Педагогика олонхо: пути, методы и способы ”. С 2005 года началась опытно-экспериментальная работа по проекту “Этноцентр “Педагогика олонхо””, который был подпроектом в рамках Республиканской экспериментальной площадки по теме “Создание единого обучапющего и воспитывающего пространства в условиях сельской этнокультурной среды”.
С 2010 года этот подпроект стал основным проектом ОЭР «Использование системы педагогики олонхо при формировании компетентной личности в условиях села» и ему был присвоен статус Республиканской экспериментальной площадки.
Целью проекта является формирование компетентной личности посредством системы педагогики олонхо.
Одним из направлений данного проекта является – Использование обучающего и воспитывающего потенциала олонхо на уроках. Цель данного направления – Создание условий для формирования предметных компетенций с использованием обучающего и воспитывающего потенциала олонхо.
Обоснование. Мышление неразрывно связано с речью. Каждая нация говорит на своем родном языке. А язык в свою очередь делится на естественный (разговорный), искусственный (знаки, языки программирования) и художественный. Художественная литература содержит структуру родного языка. Венцом художественного слова у якутов является олонхо. Предполагается, что в структуре олонхо отражается этнический тип мышления. Зная особенности этнического типа мышления, можно построить языковую культуру педагогики олонхо в этнокультурном образовании.
Олонхо как художественное произведение имеет неизменную структуру:
Вступление.
Сотворение мира.
Описание Аал Кудук мас.
Рождение Боотура.
Конфликт.
Битва боотуров.
Победа Боотура Айыы.
В олонхо независимо от содержания, каждый отрезок (олук) имеет в основном следующую структуру (Саввин А.П.):
Отрезок, побуждающий интерес у слушателя.
Краткое упоминание описываемого объекта.
Детальное описание.
Взаимодействие описываемого объекта с другими объектами.
Объединяющий отрезок.
Связь с верой.
Завершающий отрезок.
Система Эльконина-Давыдова:
Этап мотивации.
Этап моделирования.
Этап программирования.
Этап контроля взаимодействия.
Этап конструирования, синтез.
Этап самоанализа, обоснованности.
Определение результативности, рефлексия.
Метод проектов:
Побудительно-мотивационная фаза (нужда – эмоции – потребность, возникновение замысла).
Аналитико-синтетическая фаза (планирование, выбор способов, методов, средств).
Исполнительская фаза (реализация замысла).
Рефлексия (сопоставление результата с замыслом, планирование следующего шага).
Отсюда нетрудно заметить сходства между вышеперечисленными структурами.
На основании структуры олонхо мы разработали свою структуру урока:
Мотивация.
Целеполагание.
Анализ.
Взаимосвязь темы урока с другими темами раздела.
Синтез.
Связь с практикой.
Итоги урока. Рефлексия.
Использование олонхо, на наш взгляд, на уроках имеет три уровня, подобно уровням анализа: использование сюжетов и отрывков, построение структуры (хода) урока, построение логики урока по структуре олонхо. Кроме этого, в нашей практике в начальной школе предусматривается 1 час модульного курса «Олонхо тыла», по программе «Внеурочная деятельность ФГОС». Эти занятия приобщают детей к художественному слову олонхо, способствуют развитию речи, воображения, памяти.
Для определения эффективности уроков, нами был проведен опрос среди обучающихся. Были заданы следующие вопросы:
Нравятся ли тебе уроки с использованием олонхо? 48% ответили «Да», 28% - «Нет», 21% - «Не очень», 5% - «Затрудняюсь ответить».
Отличаются ли уроки с использованием олонхо от обычных уроков? 84% ответили «Да», 8% - «Нет», 10% - «Затрудняюсь ответить».
Что больше тебе нравится на уроках с использованием олонхо? 11% ответили «Персонажи олонхо», 27% - «Форма урока», 30% - «Разные ответы», 16% - «Не могу ответить», 14% - все не нравится.
Интересно ли тебе применение олонхо на уроках? 52% ответили «Да», 18% - «Нравится средне», 5% - «Не могу ответить», 25% - «Нет».
Чему учат уроки с использованием олонхо? 12% ответили «Порядочности», 4,8% - «Культуре поведения», 17% - «Исполнению олонхо», 19,3% - «Свободно мыслить, грамотно говорить на родном языке», 16% - «Истории своего народа», 8% - «Умению мыслить».
Вывод. 1. Уроки с использованием олонхо, в большей степени чем обычные уроки, способствуют:
Повышению мотивации обучения, развитию речи, формированию общеучебных методов и навыков у обучающихся.
Познанию окружающего мира во всем своем многообразии и единстве (целостная картина мира).
Развитию национального самосознания и этнической идентичности. Национальное самосознание опирается на знании, принятии и уважении к национальной культуре. Основой национальная культура народа саха является нравственные ценности: уважение старших, взаимопомощь, поклонение природе и т.д.
2. Наиболее оптимальными являются интегрированные уроки.