Классный час на тему Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Романовка
муниципального района Давлекановский район
Республики Башкортостан
«Ничто в природе не исчезает бесследно,
кроме окружающей нас среды». (Леонид Сухоруков)
(Номинация: лучшая разработка классного часа)
Автор: Иксанова Лариса Александровна,
учитель биологии и химии МОБУ СОШ д.Романовка
2016 год
Пояснительная записка
Целью классного часа является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.
Задачи:
развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное;
развитие творческой деятельности учащихся в ходе создания плаката идей;
формирование умения планировать свою деятельность, работать в группе.
Категория участников: учащиеся 5 класса.
Продолжительность: 1 урок
Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, живой цветок в горшке, плакат с эпиграфом, альбомные листы для идей, смайлики красного и зеленого цветов, презентация.
Формы и методы работы: беседа, частично поисковый метод, групповая и творческая работа.
Ход классного часа
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, я рада вас приветствовать на нашем классном часе. У меня сегодня хорошее настроение! Если у вас тоже хорошее настроение и вы готовы к общению, улыбнитесь мне! Спасибо! Слайд № 1
II. Мотивация к размышлению
- Обратите внимание на эпиграф классного часа.
«Как яблоко на блюде…,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна»
М. Дудин
- А как вы думаете, какую важную проблему поднимает автор в этом стихотворении? (Ответы детей)
-О чем мы будем сегодня говорить на классном часе? (Ответы детей)
Учитель: В последнее время уделяется большое внимание охране окружающей среды.
2013 год - Год охраны окружающей среды.
2017 год – Год экологии.
-Темой нашего классного часа будет высказывание Леонида Сухорукова «Ничто в природе не исчезает бесследно, кроме окружающей нас среды». Слайд № 2
III. Основная часть
-Как вы думаете, что значит словосочетание «окружающая среда», понятия «природа», «экология»? (Ответы детей)
Окружающая среда - среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир.
Природа - материальный мир Вселенной, естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
Экология - наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой.
1. Письмо пеликана
Учитель: Я сейчас вам прочитаю письмо, которое пришло на адрес школы. Слайд № 3
Я, пеликан. Мои предки жили около озера Аслыкуль, в местечке Берказан-камыш. Мои сородичи - крупные водоплавающие птицы, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что осталось мало той рыбы, которой мы питаемся. Это произошло из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. Скоро нам совсем негде будет жить, потому что люди активно осушают водоемы, в которых мы живем.Помогите нам, люди!
Учитель: Кто нам написал это письмо. О каких проблемах здесь говорится?
Дети: животным стало негде жить; им нечего есть; загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни.
Учитель: Кого в своем письме пеликан называет виновным в том, что происходит на планете Земля?
Дети: В происходящих событиях пеликан называет виновными людей.
2. Экологические проблемы
Учитель: А какие еще вы можете назвать экологические проблемы? Слайд № 4
Дети называют проблемы:
загрязнение рек, озер;
вырубка лесов;
загрязнение воздуха;
накопление мусора;
отравление почвы;
нехватка питьевой воды;
исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать около двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет?- Давайте посмотрим, как может выглядеть наша Земля лет через 20, если все так будет плохо с экологической обстановкой. Слайд № 5
- Какое чувство вызывает у вас вид нашей планеты в будущем? Слайд № 6
Дети: Горькое, страшное.
Учитель: А вы хотели бы жить на такой планете? Почему? (Ответы детей)
3. Законы Б.Коммонера
- Вот что может произойти на нашей планете, если мы не будем подчиняться законам экологии. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал учёный Барри Коммонер. Эти законы мы видим на слайде. Слайд № 7
Первый закон: «Всё связано со всем». Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». (Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.) Третий закон: «За все надо платить». (Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц –исчезли куропатки. За всё приходится платить. )Четвёртый закон: «Природа знает лучше». (Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.)Учитель: Как вы думаете, нужны ли комары?
Дети: Нет, не нужны, они только кровь пьют у всех людей, потом все опухает и чешется.
Учитель: Вот так же думал один рыбак, который ловил рыбу со старым эвеном – жителем Калымской тайги. И в сердцах сказал: «Зачем только нужны эти комары? Вот бы нашелся ученый, который бы истребил все комаров».Тогда старый эвен взял рыбу, которую они только что поймали, и разрезал ей брюхо, а там было полно комаров. - Какой экологический урок преподал старый Эвен рыбаку?
Дети: Все в природе взаимосвязано, и если уничтожить комаров - погибнут рыбы, не будет рыбы – нечем будет питаться людям.
Учитель: Какой закон здесь действует?
Дети: «Всё связано со всем». 
Учитель: Какие примеры можете привести вы? (Ответы детей).- Еще один пример: в Китае уничтожили миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей и китайцы стали покупать воробьев в других странах. Какой закон природы нарушили китайцы?(3,1,4) - Давайте сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию по нашему городу. Слайд № 8
Мусор на улице Строительной, район кирпичного завода. Какой закон здесь действует?
Дети: «Всё должно куда-то деваться».
Учитель: Дым из труб. Слайд № 9
- Какой закон природы нарушает завод? (Ответы детей).
- Что вы видите? Житель города сжигает листву. Знакомая картина? Слайд № 10
- Какой закон нарушает он? Правильно ли он делает? (Ответы детей)
4. Аукцион идей
Учитель: Как вы считаете, охрана природы – дело только взрослых людей или дети могут внести свой посильный вклад?
- Что же могут делать и делают школьники? (Дети работают в группах.  После обсуждения свои идеи записывают  на листах и вывешивают на доску). Слайд № 11
Идеи:
В лесу не разорять гнезда, не рвать цветы, не вырывать и не сбивать грибы, вовремя потушить костер; заботливо расчистить ручеек; делать кормушки и скворечники для птиц, подкармливать птиц зимой; оказывать помощь больным деревьям, высаживать деревца и цветы около общественных зданий и школы, организовать субботник по уборке территории школы; организовать сбор макулатуры и металлолома; выпустить листовки о вреде мусора; выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе; рассказать младшим школьникам о том, как поддерживать чистоту и порядок вокруг.
5. Игра «Если вдруг…»  
Учитель. Я предлагаю  вам  задуматься обо всем услышанном и поиграть со мной  в игру « Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало  ситуации, а вы должны назвать конечный результат развития ситуации.
Например: если люди уничтожат все цветы  на Земле ...погибнут многие насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы:
1) Перестанут организовываться субботники …
2)  Вырубят все леса на земле …
3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…
4) Осушат болота…
5)  Разрушат горы…
- Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит,  не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к вам,  просит вас о разумном с ней обращении.
III. Итоговый этап
Учитель: Мы сегодня говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю.
- С чего начинается  наше доброе отношение к планете?  
Дети: С небольшого уголка – двора, села, города, района.
Учитель: Действительно, это так! Сейчас предлагаю вашему вниманию презентацию ученицы 4 класса «Моя малая Родина». (Демонстрация презентации «Моя малая Родина»)
- И таких прекрасных уголков на нашей планете огромное количество. Главная задача каждого из нас – это сохранить красоту природы Земли нашей!
IV. Рефлексия.
Учитель: У вас на столах лежат смайлики красного и зеленого цвета. Если вы считаете, что тема нашего классного часа полезна, актуальна – поднимите зеленый смайлик, если нет – красный.
- В заключении я хочу вам подарить этот цветок. Его жизнь, так же как и будущее нашей планеты, зависит от вас. Берегите его, ухаживайте за ним с любовью.
(Учитель дарит классу живой цветок в горшке)