Урок «Литературное краеведение Альметьевского района РТ – одна из составляющих культурного наследия региона»


Литературное краеведение Альметьевского района РТ – одна из составляющих культурного наследия региона.
О.М. Кузнецова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Альметьевска РТ
Каждый город, регион, каждое государство в целом, стремится сохранить культурные ценности и их важнейшую роль в развитии образования, науки и культуры. Памятники истории и культуры имеют огромное значение. Они являются источниками исторических и эстетических знаний, которые должны передаваться из поколения в поколение, воспитывая в современной молодежи любовь к родному краю, интерес к изучению и стремление к сохранению культурного наследия.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и сохранения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека.
Воспитание и образование молодого поколения стремится использовать все виды форм работы, в том числе и литературное краеведение. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Д. С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной» [3, с. 52 – 59].
Альметьевский район имеет богатую литературную историю, связанную с именами А.Тагирова, Г.Ахунова, С.Сулеймановой, К.Булатовы и многих других выдающихся писателей, включая активных участников современного литературного процесса.
Изучая особенности литературного процесса на территории Альметьевского муниципального района, литературное краеведение способно активизировать в нем моделирующие возможности отечественной культуры.
Педагогические основы краеведения разработаны в трудах П.П. Блонского, Г.Ф. Гудкова, П.В. Иванова, Н.К. Крупской, Р.Р. Мунирова, Л.П. Пинкевича, М.Н. Покровского, И.В. Соколовской, К.В. Строева. Вопросы организации краеведческой работы в процессе изучения литературы в школе достаточно полно освещены в исследованиях П.С. Бейсова, Э.Г. Беккера, Л.М. Белоруссова, Н.X. Весселя, М.Г. Качурина др. [4, с. 262 – 267].
Ученые все чаще говорят о путях включения литературно-краеведческого материала в широкое литературное образование. Недостаточное количество собранного материала, малый интерес в изучении учащимися истории культуры своего края, небольшое внимание со стороны учителей на актуальность и значимость культурных ценностей – вот проблемы, с которыми сталкивается процесс изучения и сохранения культурного наследия.
Выявив проблему рассмотрения литературного краеведения в контексте культурологической теории, отметим направления актуальной концепции литературного краеведения в культуре Альметьевского района:
1. исследование истории взаимоотношений писателя и края и на этой основе – сохранение литературного наследия края (деятельность по распространению произведений писателя в крае, изучение его наследия, увековечивание его памяти);
2. исследование особенностей края, исторических событий, связанных с творчеством отдельных писателей;
3. исследование современного литературного процесса в крае (писательские объединения, литературная хронология, деятельность издательств, различные формы непосредственного общения с читателями – литературные вечера, читательские конференции, диспуты, встречи с аудиторией и т.д.).
4. активизация семейной литературной интеллигенции и формирование культурной среды (непосредственно значимой здесь будет являться работа педагогических коллективов школ образовательных учреждений);
5. развитие литературного туризма (памятные места Республики Татарстан, издательства, связь с литературными объединениями других городов и т.д.)
Активизация литературно-краеведческой работы в данных направлениях обеспечит структурирование литературного пространства края и формирование его литературного ландшафта.
Литературное краеведение – молодая область знания, но активно осваиваемая современной культурологией. Литературное краеведение обнаруживает тонкую метафизическую взаимосвязь между художественным произведением и местом, где оно было написано. Особое значение приобретает сегодня литературно-краеведческая работа в средней школе, которая должна отвечать современным требованиям. Важнейшие из них: создание в школах собственных фондов литературно-краеведческой и соответствующей исторической и методической литературы; создание школ литературных экскурсоводов; создание школьных литературных музеев [2, с. 22 - 24].
Собственный педагогический опыт показывает, что знакомство учащихся с литературными памятниками города и края, личное знакомство с поэтами и писателями родного города вызывает огромный интерес и восторг среди учащихся и является не просто интересным, но очень действенным способом приобщения молодой аудитории к духовным традициям отечественной культуры.
Приобщая к исторической памяти, литературное краеведение обеспечивает преемственность духовных традиций культурного наследия. Литературное краеведение, включенное в стратегию культурного развития, позволяет поддерживать традиции высокого литературного образования, обеспечивать эстетическое и нравственное воспитание населения.
Литература:
1. Анциферов Н. П. Методика изучения и показа литературной жизни края – М.: Госкультпросветиздат, 1949. – 378 с.
2. Дрондина Н.Г. Литературное краеведение как культурологическая проблема: дис. канд. Культурологи, Саранск, 2010. – 165 с.
3. Лихачёв Д. С.  Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики. Киев, 1991. – С.152 – 159.
4. Солонович, М. А. Развитие краеведения в отечественной школе и педагогике 50 80-х годов XX века: Вестн. КГУ-Кострома, 2008. – С. 262 – 267.