Конспект занятия по познавательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «История нашего города»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - № 7
Дзержинского района г. Волгограда.











Конспект занятия по познавательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
на тему «История нашего города»










составили:
воспитатели высшей категории
Кривабокова Светлана Павловна
Попова Ирина Викторовна












Волгоград, 2015


Вид занятия. Интеллектуально – развивающий.
Тип занятия. Познавательная деятельность.
Тема занятия: История нашего города.
Возраст детей: 6-7 лет /подготовительная к школе группа/
Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, альбомов.
Просмотр слайдов «Улицы нашего города».
Материал:
Открытки с видами набережной, памятных мест Волгограда.
Иллюстрация «Царицын – крепость».
Ребус «Первое название нашего города».
Кроссворд «Памятные места Волгограда».
Д/упражнение «Прочти название реки», «Прочти фамилию воеводы».
Словарь: бойницы, крепость, стрельцы.
Педагогические задачи:
Задачи обучения.
Познакомить с историей возникновения города – крепости, который служил для защиты государства, с основателем Царицына.
Объяснить детям значение новых слов: бойницы, крепость, стрельцы.
Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города.

Задачи развития.
Вызвать интерес к истории родного края.
Побуждать детей узнавать новое о своем городе через решение ребусов, кроссвордов и лабиринтов.
Закрепить умение находить положительное и отрицательное в условиях жизни в прошлом.

Задачи воспитания
Воспитывать у детей чувство уважения к людям, которые делают свой город краше и благоустроеннее.








Ход занятия:
На стенде расположены открытки с различными видами набережной нашего города (приложение № 1)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на открытки и скажите, в каком месте нашего города мы находимся? С этого места мы отправимся в путешествие – в прошлое нашего города. Путешествовать мы будем на теплоходе, займите, пожалуйста, свои места и мы отправимся в путь.
- Посмотрите, напротив набережной Волгограда расположен большой остров (приложение № 2). Сейчас он пустынен, а очень-очень давно на этом острове находился сторожевой пост. Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Это было поселение людей, которые охраняли путь по Волге от разбойников. К острову приставали суда и доставляли воинам продовольствие, одежду и другие припасы.
Вскоре на острове застучали топоры, и появился небольшой город. Его назвали по имени этого острова.

Воспитатель:
- Название города вы узнаете, если разгадаете ребус. По первым звукам названия картинок нужно сложить слово (приложение № 3)

цыпленок
аист
ракета
иголка
цапля
Ы
носорог


- В центре города была церковь, воеводский двор, стрелецкие дворы, загоны для скота и многое другое. Вот таким городом – крепостью был наш город раньше много-много лет назад.
Город Царицын строили для защиты границ Российского государства от врагов. Вокруг него был большой ров, а сам город представлял собой деревянные сооружения (приложение № 4).
А какие дома сейчас у нас в городе?
Ребята посмотрите вокруг, что за памятные места изображены на иллюстрациях (приложение № 5). Как вы думаете, это современные здания, или старинные?
Если вы впишите названия этих памятных мест в кроссворд, то сможете узнать, что представлял наш город в древности.









Мамаев курган
Панорама
Планетарий
Речной порт
Вокзал
ГЭС
Аэропорт
Мельница

Воспитатель:
- Да, Царицын был городом – крепостью. Посмотрите, как он выглядел (приложение № 6).
Крепость была прямоугольной формы. Чем был окружен город? (забором из бревен с острыми концами). Как вы думаете, почему? Правильно, крепость служила для защиты от врагов. Посмотрите, что расположено по углам стен? (деревянные башни). Эти деревянные башни, ребята, называют бойницами. Как вы думаете, почему они так названы?
Название это произошло от слова «бой». Через эти маленькие окошечки – бойницы воины могли метко стрелять, а сами они были хорошо защищены, в них было сложно попасть. Поэтому воины могли легко держать оборону и враги не могли захватить крепость.
Место, где был построен Царицын, оказалось неудачным. Вода часто затопляла и размывала остров. Так же на город постоянно нападали кочевники. Как вы думаете, кто такие кочевники?
Кочевники – это народы, которые не строят домов, а переезжают с места на место. Они не только нападали на город, но и грабили и убивали народ. И вот однажды город Царицын был полностью разрушен и сожжен. Город нужно было восстанавливать, его решили построить на правом берегу Волги, на том месте, где в Волгу впадает небольшая речка. Название этой речки можно узнать, если расставите эти кораблики по порядку
(приложение № 7).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








За строительство Царицына взялся воевода. Продвигаясь по спирали, прочтите его фамилию (приложение № 8).



Он стал не только руководителем строительством крепости, но и отвечал за военный порядок в крепости. Вот таким был наш город давным-давно.
Воспитатель:
- Ребята вам понравилось наше путешествие в прошлое? А теперь нам пора возвращаться назад. Занимайте места в теплоходе и отправляемся.
Пока продолжается наше плаванье, я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо». Подумайте, чем хорош был наш город в древности, а чем плох.
Хотели бы вы жить в таком городе, почему?
Как вы думаете, благодаря кому наш город стал таким, какой он сейчас?














Приложение № 1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






Приложение № 2













































Приложение № 3





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Приложение № 4


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Приложение № 5


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение № 6






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Приложение № 7








Приложение № 8





Фотографии из личного архива авторов.


Литература:
«Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец 16 века – 1917 год)» под общей редакцией профессора М.М.Загорулько.
Журнал «Ребенок в детском саду». – 2004. - № 1, стр. 49.

И

Ц

А

Р

Ц

А

А

Ц

И

Р

А


Ц

1

2

3

4

5

6