Дидактический материал по профориентационной работе «В мире профессий — моряк


Алёнкина Ольга Арнольдовна
МОРЯК
Первое воскресенье июля – День работников морского и транспортного флота
20 октября – День рождение российского военно-морского флота.

Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и с водой
Ведь море – дом его родной.
Словарь:
Моряк – человек, который служит во флоте, опытный в морском деле.
Мореход – в старину так называли, мореплавателей, которые открыватели новые морские пути.
Мореплаватель – устаревшее слово, но обозначает то же, что моряк.
Краткая характеристика профессии
Есть в профессии моряка что-то такое, что испокон веков заставляло мальчишек – самых любознательных, непоседливых т отважных, покинув родительский дом, отправиться в далёкий порт, чтобы наняться юнгой на уходящий в море корабль. Что там, за убегающей чертой горизонта?
Трудна и опасна профессия моряка. Моряк всегда на вахте: в удушающий зной и в нестерпимый холод, в безлунную ночь и в непроглядный туман, в изнуряющий штиль и в бушующий шторм, когда волны встают горой и палуба уходит из-под ног.
Моряки издавна открывали мир, прокладывали пути к далёким странам. Они доставляли грузы, перевозили купцов и искателей приключений, войска и переселенцев. Рыболовные суда преследовали в море рыбные косяки. Морские охотники шли к северным островам за котиками.
С тех пор многое изменилось. Огромные пассажирские лайнеры с с тысячами туристов на борту, похожие на белые плавучие города, бороздят моря и океаны земного шара. Могучие ледоколы проводят караваны судов по северным морям. Гигантские танкеры принимают в свое необъятное нутро до 400 тыс. т. нефти. Плавучие рыбозаводы сопровождают рыболовные флотилии и позволяют им по нескольку месяцев не возвращаться в порт. Суда-рефрежераторы, оборудованные мощными холодильными установками, перевозят на дальние расстояния скоропортящиеся грузы. Для насыпных грузов построены специальные корабли – балкеры, для строительного леса – лесовозы. Существуют корабли для научных исследований.
На кораблях установлены сложные механизмы, для их обслуживания нужны умения и много знаний. Вот почему теперь на корабле, кроме капитана его помощников, боцмана и матросов, есть мотористы и механики, электрики и радисты, водолазы и помповые машинисты, инженеры и техники … и много других специальностей!
Многое изменилось со времен прославленных парусников. Не изменилось лишь море – «свободная стихия», как называл его А.С. Пушкин. И как встарь, эта стихия требует от моряков упорства, отваги, верности своему делу! И как прежде, морская форма – бескозырка с ленточками, тёмный бушлат и в треугольном распахе ворота сине-белые параллели тельняшки – продолжает манить мальчишек. Только идут они теперь не прямо на корабли, а в морские школы и училища, чтобы получить там одну из тех специальностей, без которых в наши дни невозможно стать моряком. Растяпы и тунеядцы не выдерживают корабельных буден. Флот смолоду приучает к дисциплине и выносливости, к умению терпеть и ждать, к ответственности.

Рис. Разгрузка танкера Порт – место с защищенным водным пространством, специально оборудование для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов, а также город у моря с так оборудованным водным пространство.
Гавань – прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта всех видов судов, а также часть порта как транспортное предприятие.
Водный транспорт
Из всех видов транспорта водный – наиболее древний. Издавна люди селились вдоль берегов рек, по воде удобнее всего было попасть в другой город или стану. Впервые человек поплыл, наверное, на плоту. Он связал 2-3 бревна их же собственными ветками.
Древние славяне плавали на челнах, которые делали из выдолбленного ствола дерева. В Середине века по рекам и озёрам Руси поплыли ушкуи, ладьи, насады – суда сделанные из одного дерева, но с наставными бортами из нескольких рядов досок. Позже появились дощатые струги, коломенки, барки, беляны, расшивы – легкие плоскодонки, украшенные затейливыми узорами , резьбой. Эти суда вмещали более 50 человек.
В течение многих столетий олицетворением мощи государства был его флот. Такие державы, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Россия, могли завоевать и удерживать огромные территории и даже целые страны – колонии, – только располагая превосходными парусными судами.
Их предвестники, гребные суда, известные с древности, не годились для океанских плаваний. Уж очень они были тихоходны, да и команда им требовалась огромная. А тут – даровая энергия ветра, сравнительно небольшой экипаж и главное – скорость! Куда тягаться с парусами вёсельным галерам!
К середине XVIII века морские пути были хорошо изучены, имелись неплохие географические карты, моряки располагались приборами, позволяющими определить местонахождение судна. В те же времена активно развивался и речной транспорт, так как слишком плохи были тогда сухопутные дороги. Судите сами: даже лошадь могла буксировать по реке баржу с грузом до 50 тонн, а на колесной повозке она перевозили от силы 600-700 килограммов.
Но ни лошадиная тяга, ни ветер не могли обеспечить мощности и скорости, требуемые промышленностью к началу XIX века. Необходимы кардинальные изменения (изобрели гребное колесо, машинное отделение).
Как моряки ветер вызывали
С незапамятных времен, когда появились парусные суда, мореходы стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им, – ведь без ветра парусному кораблю в море делать нечего.
У русских моряков испокон веку были в ходу различные приёмы «вызова» нужного ветра. Например, в штиль (безветрие) «испытанным» способом вызывать ветер было его «высвистывать». И сейчас в ходу пословица: Не посвистишь, так и ветра не будет!» Но свистать нужно было с умом, в специальный свисток и лишь в самом крайнем случае.
Были и другие «проверенные» средства вызывать ветер. Например, считалось, что ветер приносило бултыхание швабры за борт какого-нибудь предмета в дар морским богам.
Бывало так, что все эти действия не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство… хорошенько выпороть юнгу (мальчишку-ученика на корабле), да так, чтобы визжал на весь океан.
Ну вот, наконец, и ветер подул! Теперь важно сделать его попутным. Для этого моряки брали в море карманные платки с узелками в четыре (символ четырех направлений по компасу). Развязывая соответствующий узелок, они пытались изменить направление ветра. Если же ветер не менялся (а зачастую так оно и было!), моряка ругали за то, что он рассказал не тот узелок. Многие обычаи, родившиеся у моряков в глубокой древности, живы и на современных кораблях.
«Дедушка русского флота»
Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки «для познания царевичем Российской империи». Отец Петра, царь Алексей Михайлович, собирал модели «малых кораблей», которые мальчик часами разглядывал.
На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке.
Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Ивановича Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи.
Стояла жара, ветра не было. Петр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. Наконец, однажды вечером удалось «поймать ветер»…
Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и строить корабли научился, все мог сам сладить – от киля до клотика.
Рано понял Петр, что нужен России свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители.
20 октября 1696 года Боярская дума (высший совещательный орган государства) вынесла решение: «Морским судам быть». Эту дату и считают днём рождения российского военно-морского флота.
А «дедушка русского флота» – неказистый ботик, на котором юный царь учился «парусной науке», жив и по сей день. Хотя он давно «на пенсии», но продолжает работать – в музее.
Рис. «Дедушка российского флота» –
неказистый ботик.
Первый пароход
Роберт Фултон – изобрел пароход, приводимый в движение паровой машиной и гребным колесом. В 1807 году новый колесный пароход, «Клермонтом», вышел в рейс из Нью-Йорка по реке Гудзон. Плывя только при помощи парового двигателя, при встречном ветре и течении пароход одолел 278 км за 32 часа. Это был несомненный успех!
В отношении к пароходам произошел резкий перелом. В 1815 году в России строится первое морское паровое судно. А в Америке на одной только реке Миссисипи и ее притоках к 1840 году курсировало свыше тысячи пароходов.

Рис. Первый пароход
Кто бороздит морские просторы?
Слово «пароход» сегодня уже устарело, хотя на водном транспорте работать не перестал. На смену поршневым паровым машинам пришла паровая турбина. Она трудится и на огромных лайнерах, и на подводных лодках. Эти суда напоминают плавучие электростанции.
Началось строительство турбинных судов чуть более ста лет назад. А в начале XXI века отметили столетие теплоходы, в работе которых используется двигатель внутреннего сгорания, прежде всего – дизельный. Турбины и дизели движут большинство известных ныне судов – и пассажирских, и грузовых, и промысловых, и военных.
Перевозки по воде дешевы, поэтому на их долю ложится транспортировка огромных количеств руды, строительных материалов, топлива. Порой же просто нет другого способа доставки той же, нефти через океан, потому-то и возник целый танкерный флот. Мощнейшие ледоколы не только проводят через льды караваны торговых судов, но и готовы доставить туристов на Северный полюс! А пассажирские судна в океанских водах видно ночью за многие километры – словно плывущий город, усыпанный огнями.

Рис. Современный теплоход
Корабли на подводных крыльях
Слова «плавно» и «плавать» близки по звучанию. Изящное скольжение по водной поверхности создает иллюзию легкого, противодействия хода.
Ростислав Евгеньевич Алексеев – российский конструктор. Занимался созданием скоростных яхт. Разрабатывал корабли на подводных крыльях, заложив основы отечественного быстроходного флота. Пытался воплотить в жизнь идею принципиально нового транспортного средства, сочетающего свойства самолета и судна – экраноплана. Проектировал суда на воздушной подушке.
Корабль на подводных крыльях был запатентован еще в 1891 году, но до постройки подобного судна должно было пройти еще более 60 лет. «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» – все мы помним плавно скользящие, грациозные судна, легко обгоняющие баржи и теплоходы. (Все эти суда на подводных крыльях).
Сейчас российский скоростной флот поредел, но за рубежом популярность этих судов не убывает. Скажем, в Греции закупили все наши списанные, отслужившие свое «Кометы», отремонтировали и стали перевозить на них пассажиров между многочисленными островами. Даже памятник «Комете» поставили!

Рис. Корабль на подводных подушках
В состав транспортных судов входят не только пассажирские, но также сухогрузные и наливные суда, толкачи и буксиры.
Суда речного флота – большие труженики. Они перевозят лес, строительные материалы, продовольствие, нефть и другие грузы. Часто это единственный транспорт, который может добраться до отдалённых районов нашей страны.

Рис. Груженная песком баржа
Подобные суда перевозят, и внешнеторговые грузы и называются судами смешанного плавания (река – море). У речного флота есть также речные ледоколы, позволяющие продлить сроки навигации и увеличить объёмы перевозимых грузов.
Первый маяк.
Первые маяки были небольшими башнями, на вершине которых стояли металлические корзины с горящим деревом или каменным углём. Они стали появляться, как только люди стали выходить в море, то есть тысячи лет тому назад. Когда они появились, никто точно не знает, но точно известно, что в VII веке до н.э. существовал известный мраморный маяк Фарос в Александрии, в Египте, названный в честь острова, на котором он стоял, его высота около 180 метров, а свет был виден на расстоянии 60 километров! К башне вела специальная спиралевидная дорога, по которой на осликах поднимали вверх дрова. По ней наверх доставляли дрова, и там постоянно горел костер. В III веке до н.э. огонь, блиставший на его вершине, указывал кораблям путь в Александрию.
Римляне были хорошими мореходами и построили много известных маяков на побережье и островах Средиземного моря, например в Булони, на территории современной Франции, который работал до XVII века. Их маяки были маленькими и плохо построенными по сравнению с современными. Сейчас каждая страна с морским побережьем имеет комиссию в правительстве, которая занимается проблемами постройки и эксплуатации маяков.
Когда маяк может быть построен на суше, его конструкция довольна проста и он стоит не слишком дорого. Но когда он строится на скале, которую постоянно захлёстывают волны, или на зыбучих песках, или на отмелях, должны быть решены трудные инженерные задачи.
Башня маяка может быть построена из твёрдого камня, например гранита, или облицована камнем, или состоять из железобетонных конструкций. В 1858 году на берегу Ла-Манша загорелся первый электрический маяк.
Рис. Маяк
В современных маяках используются электрические или газосветные импульсные лампы. Такой «огонёк» виден за многие километры, даже за десятки километров. Есть также радиомаяки, сигналы которых помогают кораблям идти точно по курсу в любое время и в любую погоду – днём и ночью, в дождь и в шторм.
Маяк был и крепостью с большим гарнизонам (войском). На случай осады внутри башни было даже водохранилище с питьевой водой.
Маяк был разрушен почти до основания сильным землетрясением в мае 1100 года, обломки его упали в море, а нам с вами – на память – осталось слово «фара»
Склянки бить!»
Мореплавателям во все времена очень важно было знать точное время – без него невозможно ориентироваться в море. Сейчас существуют особо точные механические часы – морские хронометры («хронос» значит «время»), но они появились не так давно.
Как же определяли время, когда не было механических часов? Были часы солнечные, но они морякам не годились, так как «работали» только днем и только в солнечную погоду, да и показывали только «местное время». Если такие часы перенести хотя бы на метр, они начинают «врать», а корабль, как известно, на месте не стоит.
Не годились морякам и водные часы – они не выдерживали качки.
Самыми подходящими для моряков оказались песочные часы – в них из одного сосуда в другой за определенный промежуток времени (30 минут, 1 час, 4 часа) пересыпался песок. Их называли «склянками» – ведь сделаны они были из стекла.
Хлопотно и дорого было «хранить время» на корабле. Каждые полчаса нужно было переворачивать одни часы, каждые час другие, каждые четыре часа – третьи. А чтобы на корабле знали, что за ходом времени следят неусыпно и бдительно, экипаж оповещался ударами в судовой колокол – «били склянки».
Рис. Песочные часы
Самих «склянок», разумеется, никто не бил. Наоборот, как зеницу ока берегли моряки свои хрупкие стеклянные часы, особенно в шторм.
Давно не пользуются на кораблях песочными часами, но и сейчас каждые полчаса на корабле раздается звон судового колокола, по которому все члены экипажа безошибочно узнают время.
А в корабельном уставе Российского флота и сейчас записана команда: «Склянки бить!
Необходимые предметы на кораблях

Якорь Штурвал Рында
Почему моряки носят брюки клеш?
Из книги Д. Фельдмана «Глубокомысленные вопросы»
Этого никто точно не знает, а предположений существует множество. Отметим главные:
Расширенные концы брюк ускоряют надевание и шнурование ботинок. Кроме того, в шторм они защищают ботинки от попадания брызг.
Расширенные брючины легче закатать вверх, например, при ходьбе по мелководью.
Если моряк упал за борт, такие брюки легче скинуть, чтобы намокшая одежда не тянула на дно.
Кстати, русское слово клеш – это французское «клош», что означает «колокол».
Вопрос и ответ
Зачем моряки следят за морем?
Дважды в сутки на море случаются приливы и отливы. Во время прилива вода прибывает, море у берега становится глубже, и корабли подходят к причалам или выходят из гавани, не рискуя сесть на мель. А во время отлива вода отступает, море у берега обмеливает – и кораблям там уже не пройти.
Какая птица облетает землю?
Почти вся жизнь странствующего альбатроса проходит на море. Это огромная птица месяцами парит над водой и нередко облетает земной шар. Есть примета: альбатрос, следующий за кораблем, приносит морякам удачу.
Зачем в армии черепахи?
На поле боя римляне использовали одну хитрость. Они разбивались на отряды, в которых внешний ряд воинов держат щиты перед собой, а внутренние ряды поднимали их над головами, образуя сплошной защитный панцирь. Этот приём назывался «черепаха». Он спасал солдат от стрел и копий врага.
Каким был срок службы в армии?
До образования империи в армию призывали лишь римских граждан на срок от 20 до 25 лет. Около 200 года н.э. были созданы войска из тех, кто не имел римского гражданства. Бедные люди шли служить, так как солдатам хорошо платили, а жители провинции могли стать римскими гражданами.
Какой океан самый больной?
Самый большой на земле океан – Тихий океан. Если три других сложить вместе, он все равно будет больше. И ещё он – самый глубокий из всех океанов.

Тихий океан Атлантический океан Индийский океан Северный Ледовитый океан
Чего боялись мореплаватели?
Много веков подряд мореплаватели боялись не только болезней и штормов, но и пиратов! Эти жестокие морские разбойники грабили торговые суда, перевозившие товары и золото. Пиратский корабль догонял судно в открытом море и приближался к нему вплотную. Пираты захватывали судно и забирали оттуда всё ценное.
Самые известные пираты, какие они?
Пират по прозвищу – Чёрная Борода был самым свирепым. Бросаясь в атаку, он поджигал фитили, вплетённые в бороду. Пиратами были и женщины. Выходя в море, они надевали мужскую одежду. Самые знаменитые среди них – Энн Бонни и Мэри Рид.

Для чего нужен маяк?
Морские пути требуют, чтобы им показывали путь. Поэтому стали стоить маяки. Его свет показывает морякам путь в порт, с его помощью они могут определить свое положение в море, его свет предупреждает корабли об опасных рифах и скалах.
Отрывки из литературных произведений о море и моряках
Белеет парус одинокий
В тумане море голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?...М.Ю. Лермонтов «Парус»
Пётр стоял, расправив плечи, дышал всей грудью. Морской ветер трепал полы кафтана. Пётр смотрел вдаль. Там, за сотни вёрст на запад, лежали иные страны, иные берега.
– Здесь, у моря, – Пётр обвёл рукой, – здесь, у моря, – повторил он, – будем строить город.
16 мая 1703 года на пустынном острове Заячий заложили камень для строительства крепости, её назвали Санкт-Петербург.
С. Алексеев «На берегу Невы»
… Она приподняла занавесь шатра и увидела, что головка молодой жены покоится на груди принца. Она наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела… на острый нож и опять устремила свой взор на принца. – нож дрогнул в руках у нее. Ещё одна минута – и она бросила его в волны, и они покраснели, как будто в том месте, где он упал, из моря выступили капли крови.
В последний раз она взглянула на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело её расплывается пеной.
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На высоких парусах
А.С. Пушкин «Сказка
Жили-были старик со старухой
У самого синего моря,
Дед ловил рыбу,
А старуха пряла пряжу.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Крылатые слова и выражения
Америку открывать. Говорить, объявлять всем окружающим о том, что всем давно уже известно.
Ахиллесова пята. Наиболее уязвимое место у кого-либо. Это изречение взято из греческого мифа об Ахиллесе, тело которого было неуязвимо, за исключением только пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку. Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса.
Все течет. Все изменяется. Слова эти принадлежат греческому философу Гераклиту, утверждавшему, что все движется и ничего не стоит на месте, подобно реке.
Ждать у моря погоды. Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.
Жечь (свои) корабли. Решительно порывать с прошлым и делать невозможным возврат к прежней жизни. Аналогичный смысл имеет и другого выражения – сжигать мосты.
Не на жизнь (живот), а на смерть. Не щадя своей жизни, вести борьбу, сражаться. Очень сильно враждовать, ругать, ругаться.

Это интересно …
На востоке Аравийского полуострова обнаружены остатки древнейших из всех известных судов, плававших по океану. Имеют они не менее двадцати метров в длину, сделаны из просмоленного тростника и, судя по обломкам найденных в них предметов, принадлежат одной из индийских цивилизаций. Это говорит о том, что более 4000 лет тому назад на таких судах преодолевали более 800 километров.
Первый транс атлантический гигант «Грейт Истерн» представлял собой гибрид шестимачтового парусника с пароходом. В сутки ему требовалось 330 тонн угля. А всего его бункеры могли вместить 12 тысяч тонн топлива – этого хватало, чтобы доплыть из Англии в Индию. Атлантику он пересекал за 11 дней и перевозил до 4000 пассажиров.
Адъютант царя Александра II русский адмирал В. Попов сконструировал в 1873 году два необычных корабля, имевших совершенно круглую форму. Они были фантастически маневренны – могли обернуться на месте за полторы минуты, но их скорость раза в два уступала той, что была необходима военным судам.
Чтобы уменьшить сопротивление воды, нос современного корабля снабжают выступающим вперед обтекаемым выступом – бульбой. С этой же целью в носовую часть обшивки подают похожую на «газировку» водовоздушную эмульсию. Оба новшества с успехом применили на огромном лайнере «Нормандия», что позволило ему достигнуть скорости около 60 километров в час.
Экономящая топливо и не отравляющая тяга, считают эксперты, возродилась в XXI веке. В Японии уже построен парусный танкер, оснащенный на случай штиля мощным дизелем.
Обрастание корпуса судна моллюсками, водорослями и ракообразными ведет к росту сопротивления воды, потере скорости и увеличению расходов на горючее. Чтобы избежать этого, создан специальный краситель, в состав которого входит особенно «злая» разновидность перца. Успех превзошёл все ожидания!
Стихи
Кораблик
В. Викторов. Перевод из кубинской народной поэзии
Глупенький кораблик
В гавани ютился.
Плавать не умеет –
Не хоте учиться.
Он кораблик смелый,
Бури не боится,
Только знает мало –
Не хотел учиться.
Он в Карибском море
Может заблудиться.
Потому что в детстве
Не хотел учиться.
Маяк
В. Маяковский
… Вечером, а так же к ночи
Плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно –
Даже берега не видно.
Вдруг – обрадован моряк:
Загорается МАЯК.
В самой темени как раз
Показался красный глаз.
Поморгал – и снова нет,
И опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо – все суда
Заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет –
Здесь опасно или нет.
Н. Некрасов
Пышна в разливе гордая река,
Плывут суда, колеблясь величаво,
Просмолены их черные бока,
Над ними флаг, на флаге надпись: «Слава»!
Подводник
В пучине морской на большой глубине
Подводная лодка плывёт.
Подводные скалы видны в стороне,
Там злая акула живет.
Спокойно, акула, а ну, отойди
Укусы твои не страшны.
Героя отважного ждут впереди
Секреты подводной страны.
Кончается воздух, но я потерплю,
Ищу затонувший фрегат.
Он в трюмах сокровища вёз королю,
Который был очень богат.
Ура! Получилось! Удача! Нашёл!
Теперь бы обратно дойти…
Тут в ванную комнату папа вошёл:
«Помылся, сынок? Выходи!»
Моряк
Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матросски он чихнул,
По-матросски разбежался
И … солдатиком нырнул.
Сны
Ф. БобылёвЯше снятся якоря,
Снятся яхты
И моря.
Яша маленький пока,
Не дорос до моряка.
Подрастёт –
Служить во флот
Обязательно пойдёт.
Пословицы и поговорки
Береги платье снову, а честь смолоду.
Чьё правое дело, тот и говорит смело.
Смелость города берёт.
Прежде Кузьма огорода копал,
А ныне Кузьма в воеводы попал.
Или грудь в крестах, или голова в кустах.
Переплыл море, да в луже утонул.
Сиди у моря, жди погоды.
Морской прибой не остановишь рукой.
Большой лодке – большая вода. Храброму смерть не страшна.
За совесть, за честь хоть голову снесть.
Посиди у моря, подожди погоды.
Русский ни с мечом, не с калачом не шутит.
По морю плавал, а воды не видал.
Материнская молитва со дна моря поднимет.
Капля мала, а по капле – море.
Смекалка и течение воды остановит.
Скороговорки
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
На мели мы налима нашли. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели, карамель на мели ели.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Загадки
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный скорый.
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.
(Катер)
Нас свежий ветер надувает,
Вперёд кораблик подгоняет.
(Паруса)
Ни корабль, ни лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт – не тонет.
(Плот)
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд.
(Водолаз) Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
(Карта географическая)
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)
На вид оно – безбрежное,
На вкус – оно солёное,
То синее и нежное,
То бурное и чёрное.
(Море)
Кто, с морским сцепился дном,
Держит на верёвке дом?
(Якорь)
Ходит город-великан
На работу в океан.
(Корабль)
Вопросы для самопроверки
Когда завертелось гребное колесо?
Кто бороздит морские просторы?
Вспомните, в каких литературных произведениях упоминается о мореплавателях и о море.
Почему моряки носят брюки клеш?
Объясни, что обозначает выражение: «Ждать у моря погоды»
ЛИТЕРАТУРА
Алёнкина,  О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.
Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.
Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции  / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика.  – 2004. – № 2 (4).
Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).
Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.
Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519
Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.
1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника
Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.