Технологическая карта урока. Обучение грамоте. Гласные буквы Ю, ю.


Технологическая карта урока по обучению чтения
Гласные буквы Ю, юПедагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Ю, ю; развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Обозначают слияние [й’у] буквой ю; объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах; называют особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука); приводят примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность; сравнивают звуковой состав слов и их буквенную запись; формулируют способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ по иллюстрации; рассказывают сказку
Личностные результаты Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звуки [й’у], [’у] и гласные буквы Ю, ю.
Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им
Основное содержание темы, понятия и термины Гласные буквы Ю, ю; звуки [й’у], [’у]; слого-звуковой анализ слова; колыбельная песня
Образовательные ресурсы Презентация к уроку.
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия Формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Организация начала урока
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И урок наш начинать
– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
II. Речевая разминка. Актуализация опорных знаний. Коллективная. Словесный. Упражнение на развития артикуля-ционного аппарата.
Расшифровка текста. Упражнения «Иголочка», «Вкусная конфетка», «Зубная щетка», «Лошадка»
-Вам надо прочитать текст, но текст написан «специальным шифром» (буквы поменяли местами). А для того, чтобы понять написанное, надо буквы вернуть на место.никУченикУчереЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!
Выполняют упражнения.
Ученик
Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.
Готовят артикуляционный аппарат к чтению.
Расшифровывают текст. Коллективный.
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя –На ленте букв прочитайте сначала гласные, которыми обозначается твердость согласных, а затем мягкость согласных.
В чем особенность букв е, я?
– Сегодня на уроке мы узнаем еще одну особенную букву Читают гласные.
– В начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, то есть два звука – согласный и гласный: [й’э], [й’а], [й’о]).Принимают учебную задачу Фронтальный. Наблюдение учителя
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 47) Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение – Отгадайте загадку:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдет
немножко,
Захочет – ляжет на бочок.
На доске – предметная картинка с изображением юлы.
– Выполните слого-звуковой анализ слова юла – Юла.
Рассматривают рисунок и схему. Выполняют слого-звуковой анализ слова юла.
Определяют, что первый слог этого слова – слияние. При медленном произношении распознаются два звука, согласный и гласный: [й’у] Выделяют звук [j’у] в процессе слого-зву-кового анализа слова юла. Называют особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука) Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова
2. Игра «Кто внимательный?»
Игра «Кто больше?».
Коллективная. Словесный. Игра 1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [й’у] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.Называют звуки – [й’у].
Хлопают в ладоши, когда слышат в словах звуки [й’у] Распознают звуки [й’у] в словах. Умеют работать коллективно, исправлять ошибки товарищей Коллективный. Устные ответы, игра
Физкультминутка Коллективная. Практический Юра только сел на стул,
Ножки свесил и заснул.
Юра очень утомился –
Целый день юлой крутился.
Ф. БобылевВыполняют движения по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления Коллективный. Правильное вы-
полнение движений
3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 47) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Прочитайте слоги и слова.
– Какие особенности буквы ю вы заметили?
– Прочитайте правило.
– Какие еще буквы имеют такую же особенность?
– Придумайте слова с буквой ю Читают слоги и слова.
Отвечают на вопрос.
Читают правило.
– Е, ё, я Называют особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука). Приводят примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Распознают букву ю в словах Фронтальный. Чтение, устные ответы
4. Знакомство с буквой ЮФронтальная. Словесный, практический. Беседа. Чтобы О не укатилась:
Крепко к столбику прибью.
Ой,смотри-ка,что случилась:
Получилась … буква Ю.
(А.Шибаев)
– На что похожа буква Ю?
Находят букву Ю на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Находят букву Ю на «ленте букв». Фронтальный. Устные ответы.
5. Работа с картинкой, чтение стихотворения (учебник, с. 47) Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.
– Сколько звуков обозначает буква ю в словах стихотворения? Читают стихотворение, находят слова с буквой ю, называют звуки Распознают букву ю в словах. Называют слова со звуками [й’у], [’у] Фронтальный. Устные ответы, чтение
Физкультминутка Коллективная. Практический – Отгадайте загадку и изобразите отгадку.
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица, Музыкальная ... (юла) Выполняют действия по тексту под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на
здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный. Правильное выполнение движений
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака (учебник, с. 46) Групповая. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ – К какой сказке эта иллюстрация?
– Кто автор сказки?
– Составьте по иллюстрации рассказ Рассматривают картинку.
– «Сказка о глупом мышонке», С. Я. Маршак.
Составляют рассказ по картинке. Вспоминают сказку Называют сказку, эпизод которой изображен на иллюстрации. Извлекают из нее необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Помогают друг другу в случае необходимости Групповой. Устные ответы, рассказ
2. Колыбельные песни (учебник, с. 46) Групповая, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, пение – Прочитайте колыбельную песню.
– Найдите слова с буквой ю.
– Какие колыбельные вы знаете? Спойте Читают.
Находят слова с буквой ю.
Поют колыбельные песни Распознают изучаемую букву в словах. Выразительно читают слова колыбельной песни. Исполняют знакомые колыбельные Групповой, индивидуальный. Чтение, пение
VI. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа Игра «Согласен - не согласен»
На мои вопросы показывайте условные сигналы - согласен м или не согласен.
Буква ю - гласная?
Буква ю всегда обозначает один звук [у]?
Если буква ю стоит в начале слова, после гласной или после мягкого знака, то
она обозначает два звука [й'у]?
Если буква ю стоит после согласной, то она обозначает два звука (один)?
Буква ю дружит с буквами я, е, ё? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
Вы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть.
Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи.
Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы