Урок по музыке «Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края.»


Тема урока: «Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края.»Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки ,народной татарской музыки, элементов духовной музыки.
Задачи урока:
·               формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
·               учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
·               воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедиа проектор, диск с презентацией, аудио записи, магнитофон, ноты, русские музыкальные инструменты.
 
Ход урока.
 
I.Организационный момент.Построение перед классом.
Вход под музыку.
Музыкальное приветствие «Родина моя».
 Родина моя – российская земля. Дружно здесь живем, весело поем.
    Добрый день, добрый день,            Добрый день все!
II.Вступительное слово учителя.Я очень рада новой встрече с вами. Сегодня тема нашего урока: «Музыкальные образы родного края». Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот образ.
III.Работа по теме урока. «Россия…какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то» (С. Есенин)
Так о России писал С.Есенин.
А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?
(Мордовия, березы, родной дом, природа, люди). Сейчас вы назвали очень много разных слов, связанных с темой родины. Но одно из первых было слово береза.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной   девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
1. Исполнение «Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве (вспомнить правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; настроение и характер песни) Молодцы! Вы хорошо передали песенный, светлый  характер музыки. (слайд №1).
В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. У русских - это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.
Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.
Заиграй-ка балалайка. Балалайка три струны
Подпевайте, не зевайте . Выходите плясуны.
2.В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Ай все кумушки домой».
Молодцы! Вы весело, с задором исполнили произведение.
(На карту помещаются балалайка и гармонь).
Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.
Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Модеста Петровича Мусоргского
3.Слушание и анализ вступления к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Подумайте, что изображает музыка? Какое время суток?
Какую картину рисует?
(Утро, рассвет, лучи солнца, музыка как бы светлеет, становится громче, все просыпается, бескрайние просторы Родины, широкое раздолье)
Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ рассвета? (динамика, регистр, тембр)
Близка ли эта мелодия к народной песне?
Вы правильно все назвали. Это вступление к опере  М.П.Мусоргского «Хованщина» называется «Рассвет на Москва - реке». А домашним заданием будет – изобразить пейзаж на бумаге. Подумайте, что будет главным в вашей картине. Какие цвета вы будете использовать при ее написании?
Ребята, чем для нас является Москва? Москва - это столица нашей Родины, сердце
Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок,  край, где он родился, дом, где он живет,  это все, что его окружает. А республика Мордовия – наша малая Родина - это часть России. Ребята наша Мордовская земля многонациональна. Назовите национальности проживающие на территории Мордовии. (в ней живут мордва ,русские ,татары и много других национальностей )
Молодцы! Ребята сегодня мы окунёмся в историю своих предков ,и познакомимся с новым произведением татарских композиторов.
Давайте вспомним с какими произведениями татарских композиторов мы знакомы (ответы.)
Молодцы ребята .Видите как много произведений вы знайте. Молодцы ребята ,правильно .Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением ,с песней «Кояш»
Скажите ребята ,а как переводится слово « кояш»( солнышко.)
Совершенно верно. Песня «Кояш» татарская народная песня . Сочинил народ ,но записал и обработал песню татарский композитор Музафаров Мансур Ахметович
Музафаров (Мозаффаров) Мансур Ахметович (1902-66), композитор, педагог. Засл. деятель иск-в ТАССР (1950), нар. артист ТАССР (1964). Один из основоположников татар. проф. музыки. С 1945 преподавал в Казан. консерватории (в 1949-61 зав. каф. композиции). Осн. соч.: оперы «Галиябану» (1940), «Зульхабира» (1943, не ставилась), симфония (1944), симф. поэмы, посв. памяти Г.Тукая (1952) и М.Вахитова (1956), 2 концерта для скрипки с оркестром (1959, 1962), вок., инстр. произведения, записи и обработки пар. песен. Гос. пр. ТАССР им. Г. Тукая (1959).
Послушайте.
Итак ,ребята скажите, какая эта песенка? (красивая весёлая ,добрая).
Понравилась вам эта песня? (ответы детей.)
А к какому жанру мы отнесём эту песню? ( шуточные и плясовые быстрые песни)
4.Исполненяется Песня «Кояш» татарская народная песня .Обратите внимание на карту. Какой красивый получился портрет России. Какие цвета здесь преобладают – светлые или темные? Русь у нас получилась светлой. Это не случайно. В древности Русь называли светлым местом. Русь - это страна света.
 
IV. Обобщение.
Наша встреча подошла к концу. Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось?
 
V. Итог урока.Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.
Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют Одним широким словом «Русь».
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья!