Японский кроссворд-тренажер по теме Системы счисления


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Японский кроссворд - тренажер по теме «Перевод чисел в позиционных системах счисления» Автор Учитель информатики МБОУ СОШ № 4 МО Темрюкский район Краснодарского края Пронько Анна Павловна 2 Данный тренажер предназначен для отработки навыков пере вода чисел из двои ч ной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления. Учащимся предлагаются следующее задание – необходимо перевести чи с- ла в десятичную систему счисления и по полученным результатам заполнить японский кро ссворд. Если все необходимые вычисления выполнены верно, уч а- щиеся без труда получат некоторое изображение, которое зашифровано в крос с- ворде. Учитель сначала показывает учащимся способ решения на конкретном простейшем примере. А затем дает возможность учащи мся самостоятельно п о- пробовать свои силы. Данные задания, помимо основного своего назначения - отработки нав ы- ков перевода чисел – позволяют развивать внимание, логику, мышление, стим у- лируют интерес к изучению данной темы 3 Пример 1. 1. Переведем числа, указанные в кроссворде из двоичной системы счисления в д е сятичную. , , , , В итоге получим 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 2 . В последней строке стоит цифра 5, так как у нас в строках всего 5 клеток, это означает, что последняя строка будет полностью закраш е на. Поиск таких строк или столбцов с максимальным количеством закрашенных кл е ток – это первый шаг при решении любых кроссвордов 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 3. Теперь в о всех столбцах можно закрасить указанное количество клеток, нач и- ная с нижней клетки, которая уже закрашена. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 4 Пример 2. 1. Переведем числа, указанные в кроссворде из двоичной системы счисления в д е- сятичную. , , , Получаем 1 2 5 2 1 1 3 5 1 1 2. Как и в предыдущем случае находим столбец и строку с максимально возмо ж- ным колич е ством закрашенных клеток 1 2 5 2 1 1 3 5 1 1 3. Теперь посмотрим на первый столбец, в нем должна быть тольк о одна закр а- шенная клетка, она уже есть. Значит, все остальные клетки будут не закр а шены. Не закрашенные клетки нужно отметить, например, точками. Аналогично пост у- 5 паем с клетками в пятом столбце, первой, четвертой и пятой строке. Совет: об я- зательно помечат ь все клетки, которые точно останутся не закрашенными . 1 2 5 2 1 1 * * * * 3 * * 5 1 * * * * 1 * * * * 4. Остается закрасить последние клетки. 1 2 5 2 1 1 * * * * 3 * * 5 1 * * * * 1 * * * * Пример 3. 1. Переведем числа, указанные в кроссворде из двоичной системы счисления в д е- сятичную. , , , , 6 Получаем кроссворд 3 3 5 2 2 3 1 1 3 3 1 1 4 4 2. Здесь сразу нел ьзя закрасить целую строку или столбец. Обратим внимание на строки с наибольшим количеством закрашенных клеток. В шестой строке из имеющихся 5 клеток должно быть закрашено 4. Как бы мы это не делали, 3 це н- тральные всегда будут закрашены, поэтому их можно с мело сразу закрасить (с к а- кой стороны будет закрашена 4 - ая клетка, определится позже). Итак, еще одно правило: ищем строки и столбцы с большим количеством з а крашиваемых клеток и определяем, какие клетки в них будут точно закрашены. 3 3 5 2 2 3 1 1 3 3 1 1 4 4 3. Далее кроссворд решается уже известными нами способами, главное не заб ы- вать отмечать пустые клетки. 3 3 5 2 2 3 1 1 * * 3 * 3 * 1 1 * * * 4 4 7 3 3 5 2 2 3 1 1 * * * 3 * * 3 * * 1 1 * * * 4 4 3 3 5 2 2 3 1 1 * * * 3 * * 3 * * 1 1 * * * 4 * 4 * 8 ЗАДАНИЯ ( Ма териал для учащихся) 1. Перевести числа из двоичной системы счисления в д есятичную и заполнить к р оссворд 1.1. 1.2. 9 1.3. 1.4. 10 1.5. 1.6. 11 2. Перевести числа из восьмеричной систем ы счисления в десятичную и з а- полнить кроссворд 2.1. 2.2. 12 2.3. 2.4. 13 2.5. 3. Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисления в десяти ч- ную и заполнить кроссворд 3.1. 14 3.2. 3.3. 11 15 3.4. 3.5. 16 4.* Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисления в десятичную и заполнить кроссворд 4.1.* 4.2.* 17 5.** Перевести числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцате ричной систем счисления в десятичную и заполнить кроссворд 18 РЕШЕНИЕ (для учителя) 1. Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную и заполнить кроссворд 1.1. 2 1 1 2 6 2 1 1 2 3 1 5 3 1.2. 1 1 3 1 1 1 1 1 1 3 4 1 4 1 4 1.3 . 3 1 5 1 3 5 8 3 1 3 2 2 5 5 3 1 1 3 2 3 1.4. 2 2 6 2 2 2 4 1 3 3 1 5 5 1 1 1.5. 3 5 7 7 7 7 7 5 3 1 1 3 3 9 9 9 7 5 3 1 1.6. 3 3 4 2 6 2 4 3 7 2 2 2 2 2 7 3 3 7 7 3 1 3 9 2 3 2 2 2 7 3 19 4. Перевести числа из восьмеричной систем ы счисления в десятичную и з а- полнить кроссворд 2.1. 1 3 5 1 1 4 3 2 1 7 7 6 4 1 1 3 8 1 9 1 6 1 2 5 1 1 4 2 2 3 4 2.2. 3 6 9 11 13 11 10 7 4 1 3 4 5 6 7 8 9 9 9 7 5 1 20 2.3. 1 1 1 1 5 7 3 2 4 5 1 11 1 7 6 5 3 1 3 1 3 1 5 1 7 1 9 1 9 11 3 1 3 1 3 2.4. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 3 3 3 1 1 7 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 3 5 21 2.5. 3 4 1 2 3 1 1 10 4 3 3 2 1 3 7 9 11 1 1 1 1 1 1 2 5. Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисления в десяти ч- ную и заполнить кроссворд 3.1. 2 2 3 1 2 1 3 2 2 2 1 2 2 2 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 4 1 3 2 2 2 2 9 1 1 1 2 2 1 1 2 2 3 1 1 1 1 1 1 11 22 3.2. 2 1 1 1 1 3 5 7 3 3 6 5 5 6 6 2 1 1 1 1 1 9 9 10 2 2 2 2 3.3. 1 2 3 3 9 9 9 3 3 2 1 3 7 9 11 3 3 3 3 3 3.4. 9 4 7 2 10 9 7 4 3 5 7 7 7 7 5 5 3 1 1 1 23 3.5. 1 2 3 4 4 11 11 4 4 3 2 1 2 2 2 2 2 4 6 8 10 4 2 4 2 4.* Перевести числа из двоичной и восьмеричной систем счисл ения в десятичную и заполнить кроссворд 4.1.* 4 4 1 3 3 1 4 4 1 3 8 5 3 7 3 5 8 3 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 3 1 3 4 1 4 9 7 9 4 1 4 2 1 2 1 1 24 4.2.* 5 4 3 2 1 1 1 8 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 3 4 5 6 1 10 1 1 6 25 5.** Перевести числа из двоичной, восьмеричной и ше стнадцате ричной систем счисления в десятичную и заполнить кроссворд 3 3 3 4 2 4 3 3 3 3 3 4 2 5 2 4 3 3 5 6 3 4 5 6 7 8 2 2 2 2 2 8 7 6 5 4 3 * * * * * * * * * * * * * 5 * * * * * * * * * * * 3 3 2 * * * * * * * * 3 1 5 * * * * * * * 3 3 4 * * * * * * 3 5 3 * * * * * 3 7 3 * * * 3 9 2 * * 2 4 4 1 * * * * * 6 1 1 5 * * * 4 1 1 4 * * * * * * 4 4 * * * * * * * * 13 * * * 13 * * *