Программа элективного курса Основы экономики


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п.Подрезчиха Белохолуницкого района Кировской области
Программа курса по выбору
«Бизнес-курс за школьной партой»
на 2015-2016 уч. год
программа рассчитана на 9 часов
Автор-составитель:
Гонцова Л.В.
учитель географии
2013
Актуальность курса:
Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время у выпускников школы практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда. В то же время прогноз ситуации на рынке труда Кировской области и Белохолуницкого района, свидетельствует о том, что в ближайшее время безработица обретёт «молодёжное лицо». Поэтому сегодня необходимо включать в содержание предпрофильной подготовки учащихся знания и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, выпускники учебных заведений выступают как создатели и продавцы своей рабочей силы, поэтому им необходимы знания законов рынка, коньюнктуры регионального и местного рынка труда.
Пояснительная записка
При составлении программы курса были подвергнуты анализу авторские программы курсов по менеджменту, маркетингу, основам экономических знаний, предпринимательской деятельности.
Курс является ориентационным. Предназначен для обучающихся 9-х классов. Рассчитан на 9 часов. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю При разработке программы курса был использован учебник В.А.Леонтьева для 9 класса «Технология предпринимательства» (М., Дрофа, 2002).
Данный учебный курс поможет обучающимся сориентироваться в выборе профиля социально-экономической направленности, познакомит с наиболее типичными для наших условий видами трудовой деятельности, даст возможность школьникам проявить себя и добиться успеха в будущем профессиональном самоопределении. Учащиеся приобретут умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также может быть сделана ставка на развитие аналитического мышления, то есть формирование развёрнутых представлений об экономической действительности.
Система занятий курса призвана пробудить у обучающихся интерес к изучению экономики как предмета, показать реализацию экономической теории в практической деятельности, сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии.Цель курса:
- сформировать у учащихся первоначальные знания по экономике и предпринимательству; оказать помощь в будущем профессиональном самоопределении обучающихся.
Задачи курса:
овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;
развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда;
знакомство обучающихся с основными понятиями и принципами современной рыночной экономики;
формирование у обучающихся представлений об основах организации деятельности в области бизнеса;
ознакомление с кругом профессий, существующих в сфере бизнеса (на примере организации деятельности по переработке древесины), и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этих сферах;
развитие навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности.
Виды учебной деятельности
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов, проведение экскурсии на предприятия, занимающиеся переработкой леса , встречи с местными предпринимателями, сотрудниками ЦЗН и администрацией поселения. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценивания работы обучающихся Обучающийся получает «зачёт» при условии посещения лекционно-практических занятий , предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини-тестов, «понятийных диктантов» (Приложение № 7)
Формой отчётности обучающихся за данный курс станет составление ими бизнес-плана (Приложение № 4).
Ожидаемые результаты:
После завершения курса обучающиеся могут использовать полученные знания при изучении предметов школьного курса экономики, права, обществознания на профильном уровне; подготовке творческих работ, рефератов, проектов, а так же при построении личного профессионального плана.
Иметь представление:
об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: бизнес, организационно-правовые формы бизнеса, производитель, наемный работник, прибыль, бизнес-план и т.д.
о состоянии рынка труда своего региона;
о спектре профессий, востребованных в сфере бизнеса;
о личностных качествах, необходимых для успешного профессионального самоопределения, в том числе в сфере предпринимательства;
о технологических процессах деревообработки в современном производстве;
Знать:
каково место предпринимательства в экономической системе;
что такое малый и средний бизнес;
преимущества и недостатки различных форм предпринимательства;
основное содержание бизнес-плана;
мотивы, которыми руководствуются предприниматели в своей деятельности;
профессии, необходимые для различных сфер производства.
Уметь:
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности;
Перечислять недостатки и преимущества различных форм организации бизнеса;
Определять причины, побуждающие начать своё дело;
Определять современные традиции в развитии рынка профессий.
Владеть:
Навыками планирования своих действий в ситуации трудоустройства;
Анализом и сравнительным анализом различных видов и форм предпринимательской деятельности.
Содержание курса
Содержание курса способствует расширению базового курса «Обществознание», акцентировано на экономической практике, вовлечении обучающихся в экономические процессы.
Содержание включает в себя два раздела.
Первый раздел даёт представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. Изучая этот раздел, обучающиеся узнают, что такое рыночная экономика, предпринимательство, виды предпринимательской деятельности и т.д.
Второй раздел посвящён практической экономике. Учащиеся познакомятся с таким видом производственной деятельности, как деревообработка.
Раздел I. Экономическая теория (5 часов)
Тема 1. Введение (1 час)
Цели, задачи, содержание курса, формы занятий , виды отчётности.
Потребности людей и способы их удовлетворения. Рабочий механизм, конкуренция.
Входящее анкетирование. (Приложение № 1)
Тема 2. Предпринимательство, его роль в современной рыночной экономике (1 час)
Понятие предпринимательства, бизнеса. Цели, задачи, мотивы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Личностные характеристики предпринимателя. (Приложение № 2)
Практикум: «Предприниматели посёлка»
Тест: «Предпринимательский потенциал» (Приложение № 3)
Тема 3. Фирма, виды фирм (1 час)
Понятия фирмы, предприятия. Отличия фирмы от предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательства. Малый бизнес как основа рыночной экономики.
Практикум: «Достоинства и недостатки различных видов фирм»
Тема 4. Моделирование собственного дела (2 часа)
Регистрация фирмы. Устав фирмы (Приложение № 5). Учредительный договор (Приложение № 6). Расчётный счёт. Источники финансирования. Бизнес-план. Реклама.
Практикум: «Открытие фирмы» (деловая игра)
«Оформление бланков регистрационных документов»
Раздел II. Практическая часть (4 часа)
Тема1. Технологические процессы деревообработки в современном производстве (2 часа)
Технологический процесс деревообработки. Последовательность применяемых технологий обработки древесины. Характеристика основных парод древесины, её промышленное значение. Материалы и полуфабрикаты из древесины. Технология производства бруса, доски, обрезной доски.
Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие, знакомство с технологией деревообработки. Чтение технической документации.
Тема 2. Технология трудоустройства (1 час)
Возможные варианты трудоустройства. Способы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю, использование государственной службы занятости, личных связей. Документы, необходимые для трудоустройства, правила их оформления.
Практикум: «Как писать заявление о приёме на работу»
«Правила собеседования с работодателем»
Тема 3. Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов изучения курса. Презентация итоговых работ.
Учебно-тематический план курса

Тема Кол-
во
часов Теория Практика Проекты
Раздел I. Экономическая теория.
1 Введение. 1 1 2 Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике. 1 1
3 Фирма. Виды фирм. 1 1 4 Моделирование собственного дела. 2 1 1 Раздел II. Практическая часть.
5 Технологические процессы деревообработки в современном производстве. 2 2 6 Технология трудоустройства 1 1 7 Итоговое занятие. 1 1
Итого 9 2 5 2
Приложение №1
Анкета 1. Входящая диагностика.
Как вы относитесь к изучению в школе основ экономики и предпринимательства?
Что, на ваш взгляд, изучает наука экономика?
Как вы считаете, что такое экономика?
Испытываете ли вы недостаток в экономических знаниях?
Назовите источник получения экономической информации (можно выбрать несколько):
а) СМИ (радио, телевидение, газеты);
б) учителя;
в) родители;
г) друзья;
д) книги, специальная литература экономической тематики;
е) другие источники.
Как вы представляете себе ближайшее будущее? Есть ли у вас профессиональный план?
Знаете ли вы, специалисты каких профессий востребованы на рынке труда города?
Как вы считаете, существует ли зависимость жизненного успеха от знаний в области экономики и предпринимательства?
Кто такой предприниматель? Составьте его социальный портрет, укажите важные черты его личности, знания и умения, которыми он должен, по-вашему, владеть?
Хотели бы вы в будущем связать свою трудовую деятельность с предпринимательством?
Приложение № 2
Анкета 2. Личностные характеристики предпринимателя.
Внимательно прочитайте качества и обведите кружком 5 из них, от которых, по вашему мнению, зависит успех предпринимательской деятельности:
дисциплинированность
предприимчивость
требовательность к себе
начитанность
трудолюбие
самостоятельность
бережливость
отзывчивость
экономность
самокритичность
уверенность в себе
расчётливость
умение планировать свою работу
любознательность
умение организовать работу
прилежание
честность
умение анализировать результат работы
умение контролировать работу
принципиальность
эрудированность
скромность
справедливость
внимательность
Приложение № 3
Тест «Предпринимательский потенциал»
Оцените черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в четырёх характеристиках. Отметьте те, что соответствуют вашему характеру.
Инициативность:
а) всегда жду чужих указаний;
б) выполняю необходимую работу без напоминаний и указаний;
в) находчив, проявляю инициативу;
г) всегда ищу дополнительные задания.
Отношения с окружающими:
а) некоммуникабелен, замкнут;
б) иногда со мной трудно работать;
в) вежлив, приятен в общении;
г) дружелюбен, доброжелателен в общении.
Лидерство:
а) ведомый;
б) ведущий;
в) умею отдавать толковые распоряжения;
г) внушаю уверенность и доверие.
Ответственность:
а) стараюсь уклониться от любых поручений;
б) стараюсь выполнять поручения, но неохотно;
в) легко соглашаюсь на всё;
г) стремлюсь к наилучшему исполнению.
Организаторские способности:
а) не умею организовывать дела;
б) организую, но результат достигается не всегда;
в) способен организовать дело;
г) всегда удаётся организовать задуманное.
Решительность:
а) боязлив, сомневаюсь в себе;
б) быстр, но часто допускаю ошибки;
в) осторожен, осмотрителен;
г) быстр, чёток, точен.
Упорство:
а) сразу бросаю то, что не получается;
б) делаю несколько попыток достичь цели;
в) предпринимаю постоянное усилие;
г) целеустремлён, меня невозможно сбить с толку.
Обработка результатов.
Проставьте баллы по выбранным характеристикам:
а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла, г – 4 балла. Сложите.
Если сумма составит
25-28 баллов – у вас отличный потенциал для владения собственным делом;
20-24 балла – очень хороший потенциал; вы ясно представляете себе, что такое предпринимательство; больше уверенности в себе – и вы добьётесь успеха;
17-20 баллов – хороший потенциал; вы обладаете необходимым потенциалом для создания своего дела;
13-16 баллов – средний потенциал; необходимо поработать над чертами своего характера;
12 баллов и ниже – плохой потенциал; вам ещё рано начинать своё дело; ещё многому необходимо учиться.
Даже если результат теста отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы ещё очень молоды и многое можете в себе изменить.
Приложение № 4
Памятка по составлению бизнес-плана.
Для чего нужен бизнес-план?
Никакая идея о том, как заработать деньги, не сделает вас богатым. Для достижения поставленных целей необходим бизнес-план.
Этапы разработки бизнес-плана.
До открытия дела.
Прежде, чем начать бизнес, нужно получить точный ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, доходно ли оно, окупит ли затраты сил и средств?
В процессе работы.
Начав работать и сверяя результаты с запланированными, вы увидите собственные недостатки, определите пути решения возникших проблем, поэтому все показатели должны быть ясными, измеримыми, достижимыми. В рыночной экономике часто меняются условия деятельности фирм, цены, технологии – всё это требует корректировки плана.
Если нужны источники финансирования.
Банки прежде, чем предоставить заём, дают экспертную оценку бизнес-плана. Чтобы добиться выделения средств необходим чёткий, обоснованный бизнес-план.
Содержание бизнес-плана.
Описание целей и зада предпринимательства.
Нужно учитывать масштабы, сроки, возможную материальную прибыль, социальную пользу.
Характеристика продукта (товара, услуги), который будет
предложен потребителю. Определение круга возможных потребителей и потенциальных конкурентов.
Расчёты ожидаемых результатов и требуемых ресурсов (финансы, сырьё, кадры).
Программа действий по реализации бизнес-плана (этапы, сроки)
Форма бизнес-плана.
Не существует единой формы и структуры но обязательно в бизнес-плане присутствуют
Аналитическая часть:
а) цели бизнеса;
б) описание предприятия;
в) анализ общей ситуации в выбираемом секторе плана;
г) характеристика конечной продукции (товара, услуги).
План по сбыту:
а) определение потенциальных потребителей и рынков сбыта;
б) анализ наличия и возможностей конкурентов;
в) определение цен на продукцию;
г) пути продвижения продукции на рынок (каналы сбыта).
Финансирование:
а) определение стартового капитала и источников его поступления;
б) расчёт дополнительных ресурсов, необходимых на планируемый период.
План действий:
а) определение последовательности действий, которые могут привести к успеху;
б) оценка времени на реализацию плана и его распределение по различным этапам.
Резюме:
Заключительная часть бизнес плана должна в лаконичной форме представить основные выводы о перспективности начатого вами дела.
Помните: подобно тому, как театр начинается с вешалки, предпринимательство начинается с бизнес-плана!
Приложение № 5
Схема Устава фирмы.
Раздел 1.
Общие положения: владельцы фирмы, её юридический статус и
адрес.
Раздел 2.
Предмет деятельности фирмы: цель создания, какие товары и услуги производит фирма.
Раздел 3.
Уставной капитал фирмы: размер уставного капитала, доли учредителей в основном капитале.
Раздел 4.
Права и обязанности владельцев фирмы.
Раздел 5.
Порядок распределения прибыли фирмы.
Раздел 6.
Органы управления фирмы.
Раздел 7.
Порядок принятия новых учредителей и выхода прежних.
Раздел 8.
Порядок прекращения деятельности фирмы.
Приложение № 6
Схема учредительного договора о создании фирмы.
Раздел 1.
Общие положения.
Раздел 2.
Учредители фирмы.
Раздел 3.
Уставной капитал фирмы: размер уставного капитала, доли учредителей, порядок формирования уставного капитала.
Раздел 4.
Права и обязанности учредителей фирмы.
Приложение № 7
Терминологический словарь
Рынок
Рыночная экономика
Конкуренция
Предприниматель
Предпринимательство
Предпринимательский потенциал
Фирма
Предприятие
Бизнес
Бизнес-план
Реклама
Издержки фирмы
Прибыль
Приложение №8
Список литературы
«Введение в обществознание: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений»/ Л.И.Богомолов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев; под ред. Л.И.Богомолова, М.,2000
И.В.Липсиц «Экономика без тайн» / М., 1993
Б.А.Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых» / М., 1995
Б.А.Райзберг «Основы экономики и предпринимательства» / М., 1993
А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства. 9 класс: учебнок для общеобразовательных учебных заведений – 3-е издание – М.,1993
В.С.Кукушкин «Технология. Экономика» / М., 2005
«Экономический словарь» / М., 2002
«Юридический словарь» / М., 2005
С.Н.Гудырин, А.Н.Гудырина «Маркетинг» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2006
И.Б.Тесленко, С.В.Федин, Н.В.Федина «Менеджмент» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2005
А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства» / М., 2002