Внеклассное мероприятие по чтению По страницам словаря В.И. Даля


Внеклассное мероприятие проводится в неделю детской книги.
«По страницам словаря В.И. Даля»
Цели:
- ознакомить обучающихся с жизнью, творчеством и деятельностью В.И. Даля
- совершенствовать навыки работы со словарём
- воспитывать интерес к книге, культуру речи
- расширять знания о словарях русского языка
Оборудование:
- портрет В.И. Даля
- иллюстрированный словарь В.И. Даля
- сборник пословиц русского народа В.И. Даля
- разрезные пословицы
- буквы алфавита
- атрибуты для инсценировки сказки «Репка»
- загадки В.И. Даля и слова-карточки с отгадками.
- стихи о словарях.
Ход занятия.
Учитель: Добрый день, ребята и гости. Сегодня на занятии я хочу познакомить вас с интересными книгами. Перед тем, как начать урок, я задам вам несколько вопросов.
Учитель: Скажите, из чего состоит наша речь?
Дети: Из предложений.
Учитель: Из чего состоит предложение?
Дети: Из слов.
Учитель: Где мы можем узнать о незнакомом нам слове?
Дети: В словаре.
Учитель: Правильно, и сегодня цель нашего занятия - заглянуть в мир слов, больше узнать о словарях русского языка, научиться пользоваться ими, понять важность словарей в нашей жизни.
Учитель: Ребята, а кто из вас знает, что такое словарь?
Дети: варианты ответов.Учитель: Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием их значения.
Учитель: Кто запомнил, как располагаются слова в словаре?
Дети: В алфавитном порядке.
Учитель: Каково назначение словаря?
Дети: Пояснять смысл непонятных и неизвестных слов.
Учитель: Вот, что пишет о словарях поэт Алексей Шибаев
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Учитель: Как называется словарь, который поясняет слова?
Дети: Толковый.
Учитель: слово «ТОЛКОВАТЬ» старое русское, сейчас его не употребляют, а что оно означает?
Дети: Разъяснять, объяснять.
Учитель: Автор первого русского толкового словаря Владимир Иванович Даль. Он родился 10 ноября 1801 года в Луганске, на Украине.  Здесь прошло его детство, здесь зародилась любовь к отчему краю, которую он пронес через всю свою долгую жизнь.
Отец его служил лекарем. Основная забота о детях лежала на матери, и начальное образование Володя Даль получил дома. Владимир Даль пошел по стопам отца. Но сначала он служил на флоте. Морская служба оказала большое влияние на В.И. Даля, там он узнал много новых неизвестных слов и создал первый словарик морских слов. Собирание слов стало главным делом его жизни. В своём словаре, который сейчас известен всем, Даль объяснил более двухсот тысяч слов. А теперь, ребята, вы попробуйте сами найти в энциклопедиях слова.
 
1 Конкурс: «Кто больше».
Учитель: вам нужно в течение двух минут найти и выписать как можно больше слов на заданную букву
Дети вытягивают букву, выписывают слова и зачитывают их
Учитель: Все ли слова, которые вы выписали из словаря, вам понятны?
Дети: варианты ответов.
2 Конкурс: «Понимание слов».
Учитель: Я предлагаю вам выбрать из своего списка одно непонятное или незнакомое слово, передать его другой команде. Сейчас вам нужно будет найти это слово в словаре и объяснить его значение.
Учащиеся ищут нужные слова в толковом словаре, затем зачитывают их значение.
Учитель: Молодцы, ребята, я думаю, что теперь, если вам встретится в тексте непонятное слово, вы легко сможете найти его в словаре и узнать его значение.
3 конкурс: «Собери пословицу».
Учитель: А мы продолжаем дальше. В. Даль собирал русские народные пословицы. Среди них есть много пословиц на морскую тематику. Давайте мы с вами попробуем их составить и прочитать.
Учащимся выдаются разрезные пословицы. Нужно собрать слова так, чтобы получилась пословица. Затем каждая команда зачитывает свою пословицу и объясняет её смысл.
1. Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.
2. С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.
3. Кто в море бывал, тот лужи не боится.

Учитель: И с этим конкурсом вы успешно справились.
4 конкурс: «Скороговорки».
Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов  Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над собиранием скороговорок, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».
Мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки.
Дети проговаривают вслед за учителем (или зачитывают) скороговорки
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
5 конкурс: «Загадки В.И.Даля».
Учитель: А я продолжаю рассказ о В.И. Дале. После службы на флоте он поступил в университет на медицинский факультет. По окончании университета  Даль участвует в русско-турецкой войне, оперирует солдат. От них Даль слышал много интересных, неизвестных ему слов и выражений, загадок и поговорок, записывал их. Затем он составил из них сборник. Сейчас мы с вами попробуем отгадать некоторые загадки.
Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (день и ночь)
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером.(ночь)
Мостится мост без досок, без топора, без клина.(лёд)
Скатерть бела, весь свет одела.(снег)
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.(берега реки)
Маленький - удаленький сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.(гриб)
Новая посудина вся в дырах.(решето)
Два конца, два кольца, а в серединке гвоздик.(ножницы)
Кланяется, кланяется, придет домой, растянется.(топор)
Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять.(клубок)
Сам железный, а хвост портяной.(иголка с ниткой).
Слова-отгадки висят на доске. Дети, отгадавшие загадку, выходят к доске и выбирают карточку с ответом.
Учитель: Молодцы, ребята, с загадками вы справились. А я продолжаю свой рассказ. В.И. Даль написал много сказок, кроме того, он собирал и пересказывал русские народные сказки.
Сейчас я предлагаю вам вспомнить сказку "Репка".
6 конкурс: инсценировка сказки «Репка».
Учащимся раздаются роли и выдаются атрибуты сказочных героев.
Учитель: Владимир Иванович сказку «Репка» рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы назовите мне отличие её от русской народной.
Сказка «РЕПКА» в пересказе В.И. Даля.
Жили- были старик со старухой да внучка. Пришла весна, снег стаял.
Вот и говорит старуха: - пора огород копать.
- Вестимо, пора,- сказал старик, наточил лопату и пошел в огород.
Уж он его копал, копал, всю землю по комочку перебрал и вспушил гряды на диво. Похвалила старуха гряды и посеяла репу.
Взошла репа, растет и зелена и кудрява, ботва стелется по земле, а под землею дуется, наливается желтая репа, вверх прет, из земли лезет.
- Экая репа! говорят соседи, поглядывая через плетень!
А дедушка с бабушкой да со внучкой радуются да приговаривают: - будет нам что зимой печь да парить!
Вот пришла осень, захотелось дедушке поесть репки-парёнки, пошел в огород, захватил репу за ботву, и ну тянуть; тянет, потянет, вытянуть не может. Крикнул старуху, старуха пришла, схватилась за дедушку и ну тянуть; тянут потянут вдвоем, вытянуть репки не могут. Пришла внучка, схватилась за бабушку, и ну втроем тянуть; они репку тянут потянут, а вытянуть не могут. Прибежала дворняжка Жучка, уцепилась за внучку, и все вчетвером тянут потянут, а репки вытянуть не могут! Старик запыхался, старуха закашлялась, внучка плачет, Жучка лает. Прибежал сосед, схватил Жучку за хвост, Жучка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедушку, дедушка за репку, тянут потянут, а вытянуть не могут!
Тянули, тянули, да как оборвется ботва, так все и полетели навзничь: дедушка на бабушку, бабушка на внучку, внучка на Жучку, Жучка на соседа, а сосед на землю. Бабушка: - Ах!, дедушка руками мах, внучка плачет, Жучка лает, сосед затылок потирает, а репка, как ни в чем не бывала, сидит в земле!
Сосед и говорит: - эх, дедушка, борода выросла, а ума не вынесла; давай лопату, выковырнем ее из земли! Тут и старик со старухой догадались, схватились за лопату и ну обкапывать репу; обкопали, вынули, отрясли, а репа такова, что ни в один горшок не лезет; как быть?
Старуха посадила ее на сковороду, испекла, и съели ее с соседом вместе, и Жучку угостили. Вот и сказка вся, больше сказывать нельзя.
Учитель: Какие отличия вы запомнили между сказкой Даля и русской народной?
Дети: Варианты ответов.
Учитель: Сегодня на занятии мы говорили об ученом, писателе и великом человеке В.И.Дале, главным делом в жизни которого было создание «Толкового словаря живого великорусского словаря».
Он жил больше 100 лет назад, но его труды остались, и мы до сих пор пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, загадками, собранными им.
Учитель: - Понравилось ли вам наше занятие? Что нового вы узнали и запомнили?
А закончить наше занятие мне хотелось бы стихотворением, которое написал мальчик, ваш ровесник. Он узнал о В.И. Дале на уроке
Учитель говорит о Дале –Затих и умник, и непоседа.Мы многого о нем не знали,Тем интереснее для нас беседа.
Ну как такое происходит:И врач хороший он, хирург,И офицер, на флоте служит,
И Пушкина он близкий друг.Песни, сказки, поговорки
Собирает он в тетрадь.И значение слов различныхМожет вам истолковать.