конспект урока по литературному чтению на тему: Е.Л.Шварц «Два брата».


Согласованно:
Дата: 13.02.14.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: Е.Л.Шварц «Два брата».
Цель: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, его произведением “Два брата”.
Задачи:
совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
расширять читательский опыт через знакомство с новым произведением.
способствовать формированию коммуникативныо – речевых умений учащихся, развивать приемы умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения,развивать творческое воображение.
работать над укреплением памяти,внимания, сообразительности.
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, интерес к предмету.
воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Оборудование: учебники, проектор.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- Ребята,сегодня я к вам на урок пришла не с пустыми руками. У меня есть для вас один секрет. А что это за секрет, мы узнаем, работая сообща. (Правила).
- За правильные ответы, я буду давать смайлик. И в конце урока мы подведем итог.
1.Проверка домашнего задания.
- (Слайд 1) Ребята, рассмотрите фотографию.
- Какие известные писатели собрались вокруг Маршака?
- Можно ли их назвать литературной семьей? Почему?
- Кого еще можно назвать семьей?
- Итак, мы с вами сделали первый вывод.
семья – это мы!
(семья счастлива только тогда, когда мы вместе)
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из представителей литературной семьи Евгением Львовичем Шварцем (слайд 2).
- Ваши одноклассники расскажут о нем и его творчестве, слушайте внимательно.
1 ученик. Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет, но проучившись там два года, отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского. С 1924 года работал под руководством Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ (общество реального искусства), куда входили Александр Введенский, Юрий Владимиров.
(слайд 3)2 ученик.Как и многие Обэриуты, Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1929 г. Шварц написал первую пьесу “Ундервуд”. Затем была написана пьеса “Брат и сестра”, в которой рассказывалось о спасении детей с льдины. В 1942 г. была написана пьеса о блокаде Ленинграда “Одна ночь”. В годы Великой Отечественной войны Евгений Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.
(слайд 4)3 ученик.Знаменит Евгений Львович своими сказками «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата». При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. «Шварц чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить».
- Что вы запомнили из жизни писателя?
- Чем знаменит Евгений Шварц? – Своими сказками.
2. Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название сказки, с которой мы будем с вами знакомиться сегодня.(слайд 5)
- Внимание. (Прослушивание аудиозаписи.)
- Почему так называется сказка?
3.Работа с текстом во время чтения.
- Чтение 1 части.
- Откройте с. 63. Приготовимся к чтению.
Чтение.
- Назовите героев сказки.
- Почему необычные имена Старший и Младший?
- Что обещал Старший брат отцу? (можно зачитать на с. 63)
- Поверил ли отец сыну?
- Так что важно в семье? (доверие)
Доверять друг другу, но не обманывать.
(Даже самая маленькая неправда может разрушить доверие в семье)
Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?
– Что страшного в словах «оставь меня в покое»?
Не давать волю гневу и другим отрицательным эмоциям
(Гневающийся всегда неправ)
- Так можно ли Старшего назвать жестоким? Почему?
- Самостоятельное чтение 2 части.
- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь со 2 главой (по вариантам – 1 – воспоминания о младшем брате, 2 – описание ледяного леса).
- Почему Старший не заметил, как оказался в ледяном лесу? (жалость к брату)
- Осознал ли он свою ошибку?
НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЗНАТЬ СВОЮ НЕПРАВОТУ И ИЗВИНИТЬСЯ
(Первый шаг делает не тот, кто виноват, а тот, кто дорожит семьей)
- Дорожка пошла всё вверх и вверх, и, когда рассвело, мальчик увидел: кругом, куда ни глянешь, всё горы и горы, покрытые густыми лесами.
- А какой он, ледяной лес? Зачитайте.
- Красив ли для вас ледяной лес?
Физминутка. (мы оказались на морозе в лесу….)
- Просмотр мультфильма – 3 часть.
- По этой сказке Галина Беда сняла мультфильм «Новогодние приключения двух братьев». И я вам предлагаю просмотреть внимательно 3 часть сказки(слайд 6).
- С кем встретился Старший?
- Почему Мороз хотел оставить мальчика у себя на веки?
- Мы с вами говорили о покое в понимании Старшего, а какой смысл вкладывает Мороз в это слово?
- Что вам особенно не понравилось в этой части?
- Чтение 4 части по предложению (абзац).
- Давайте с вами прочитаем, как жилось мальчику у прадедушки Мороза по абзацам.
- Как живется мальчику у Мороза?
- Легко ли спасти брата?
- Что помогает ему выдержать? (любовь, терпение)
любить и уважать друг друга.
(Хотите, чтобы ваши близкие любили и уважали вас, сами первые подавайте им пример такого отношения)
4. Творческая работа.
- Посмотрите, какие хорошие «выводы» помогла нам сделать сказка? Чтобы подвести итог нашей работе на уроке нам поможет творческая мастерская. Я предлагаю вам включить свое воображение, чтобы справиться с заданием.
- Работать будем с вами по парам. Первая пара поможет нам восстановить события, о которых мы прочитали.
Семья лесничего.
Обещание Старшего.
Отъезд родителей в город.
Ссора братьев.
Брат пропал бесследно.
Возвращение родителей.
Поиски брата.
Дальше и дальше от дома.
Старший в ледяном лесу.
2 группа найдите описание реального леса в начале текста.
- А остальные попробуйте придумать свою версию финала сказки.
- Давайте с Вами вспомним, какие события происходили в сказке?
- Посмотрите, последний пункт плана – Старший в ледяном лесу.
- Автор противопоставляет ледяному лесу реальный, зачитайте его описание.
- И последняя группа придумывала, чем же закончится сказка.
- Молодцы. А вот какова версия автора, вы узнаете прочитав сказку до конца.
- «Сказка ложь, да в ней намек…». Чему вас научила сказка?
Никогда не забывать о главном. Стремиться к миру, любви и счастью.
(Моя семья должна быть неотделима от меня, только тогда ее можно назвать счастливой)
- Зачитайте еще раз все выводы, которые мы с вами сделали.
- Что их объединяет?
- Действительно, это «Древо Заповедей» и если им следовать, то в каждой семье воцарится счастье и любовь. Это и есть секрет, которым я хотела с вами поделиться.
5. Домашнее задание.
- Открываем дневники. Записываем себе домашнее задание. (слайд 7)
6.Оценивание.
- Посчитайте, у кого сколько смайликов. У кого 5 и больше, тот сегодня работал на пятерку, у кого 4 – тому четверка. На переменке подойдите и поставьте себе оценки в дневник. Ну а кто получил меньше 4 смайликов, тот может на следующем уроке доработать.
- Спасибо всем за прекрасное общение на уроке!