Исследовательская работа ученицы 3 а класса Ивановой Валентины Алексеевны по теме Растения, наносящие вред экологии Оренбургской области


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №16
города Оренбурга Оренбургской области
Научно-практическая конференция школьников «Шаг в Науку»
«Растения, наносящие вред экологии Оренбургской области»
Автор:
Иванова Валентина Алексеевна
МОАУ «СОШ № 16»
Научный руководитель
Маначкина
Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
1 категории
г. Оренбург
2014 год
Оглавление
Введение………………………………………………...……………….3
Основная часть.
Факторы здорового образа жизни детей……………4
Природа Оренбургской области…………………….4
В чём вред амброзии?..................................................5
Экспериментальная часть …………………………..5
Заключение……………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………………………………..9
Приложение…………………………………………………………....10
I. Введение
В одной из телепередач я увидела сюжет о том, что на земле помимо полезных растений существует много вредных для здоровья человека и окружающей его среды.
И тогда я решила провести свое исследование, которое поможет мне определить растения, наносящие вред экологии Оренбургской области.
Актуальность выбранной темы определила цель нашего исследования.
Цель: расширить запас знаний учащихся об окружающей среде, как об одном из факторов здорового образа жизни.
Объектом исследования является окружающая среда.
Предметом исследования является растение «амброзия».
В своем исследовании мы выдвинули гипотезу: многие хронические заболевания формируются из-за влияния вредных растений на организм человека.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы поставили следующие задачи:
- узнать о факторах здорового образа жизни, выделить существенные;
- изучить растительность Оренбургской области и вредные растения нашего региона;
- исследовать влияние амброзии на организм человека;
- выявить влияние амброзии на здоровье учащихся начальных классов методом анкетирования;
- дать полезные советы, исходя из исследования;
- разработать пути решения проблемы региона.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы
и приемы исследования:
- сбор информации из разных источников;
- чтение литературы;
-обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;
- собственные наблюдения;
- анкетирование.
II. Основная часть
1. Факторы здорового образа жизни детей.
Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя разные составляющие:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;
- отказ от вредных привычек;
- здоровое питание;
- физически активная жизнь;
- личная гигиена, соблюдение гигиенических правил;
- закаливание.
О необходимости сохранения и укрепления здоровья детей говорят много и настойчиво.
Один из факторов здорового образа жизни – это окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
Многие хронические заболевания формируются из-за влияния вредных растений на организм человека.
2. Природа Оренбургской области
Природа Оренбургской области довольно разнообразна:
Лекарственные растения: солодка голая, липа мелколистная, крушина слабительная, зверобой, валериана лекарственная, душица, ландыш майский и прочие.
Дикие плодоносящие кустарники: ежевика, земляника, вишня степная, слива колючая (терн), шиповникМедоносные растения: рябина обыкновенная, калина обыкновенная, ива, одуванчик лекарственный, мать-и-мачеха, клубника степная, липа мелколистная, цикорий обыкновенный, чертополохи и другие.Эфиромасличные растения: полынь, мята водяная, мята перечная.
Оренбургская область богата кормовыми растениями: это злаки, бобовые и большое количество разнотравья. Некоторые виды растений исчезли, другие оказались на грани исчезновения. В Красную книгу Оренбургской области занесено около 145 видов растений, относящихся к 50 семействам и 110 родам. Но помимо красивых и полезных растений есть еще и очень вредные для человека растения, одним из которых является АМБРОЗИЯ.
Впервые амброзию заметили в Украине еще в 1914 году. Родина этого теплолюбивого растения - Америка, но со временем выяснилось, что климат Украины его устраивает. Особенно амброзия любит распаханные степи, огороды, а вообще растет практически везде. Амброзия иссушает и обедняет почву - земля становится, как асфальт, и ее очень трудно восстановить.
Стебель амброзии может достигать высоты человеческого роста -180 сантиметров, обладает мощной корневой системой, достигающей четырех метров в глубину и метра в диаметре.
Амброзия полыннолистная уже основательно засорила около половины Оренбургских земель, прижилась на всех свободных от застроек территориях городов, поселков и сел. Как признают специалисты, в нашем родном городе это уже бедствие, ЧП национального масштаба.
3. В чём вред амброзии?
О вреде этого растения знают многие. С июля до сентября, во время цветения амброзии, сотни людей вынуждены принимать сильнодействующие лекарства, чтобы ослабить аллергическую реакцию на ее пыльцу, проявлением которого является воспаление глаз и носа. Человек чувствует зуд в носу, появляются приступы чихания. Эти первые признаки могут вызывать более тяжелые симптомы (повышение температуры, ринит, коньюктивит, бронхиальную астму). Многие на это время даже вынуждены уезжать в другие районы, где это коварное растение не произрастает.
Когда амброзия зацветает, ее пыльца разносится ветром в радиусе 30 километров. Люди начинают ощущать дискомфорт, поражаются все слизистые. Последствия могут быть страшные — 20 процентов таких больных становятся астматиками.
Врачи, борются уже с обострениями, при этом вынуждены применять антигистаминные, гормональные препараты. Однако и лечение не избавляет от аллергии на всю жизнь. Поэтому борьба с амброзией — действительно общегосударственная проблема.
Также этот сорняк способен спровоцировать перекрестную пищевую аллергию с некоторыми другими продуктами растительного происхождения. Например, с горчицей, которая содержится в майонезе, разных соусах и приправах.
Как утверждают врачи, если не бороться с амброзией, можно оказаться в больнице. Вакцины, спасающей от пыльцы амброзии, еще не существует, и создать ее, видимо, будет очень непросто. Кроме того, амброзия выделяет эфирные масла, вызывающие сильнейшую головную боль. Поэтому в жаркий день врачи категорически не рекомендуют находиться там, где растет амброзия.
Наш 21 век назван веком аллергических заболеваний. По статистике каждый четвертый человек на планете страдает аллергией. Статистика утверждает, что к 2030 году эта болезнь охватит все население земного шара.
4. Экспериментальная часть
Я провела исследование влияния амброзии на организм человека на примере своей семьи.
В июле этого года я нарвала букет цветущей амброзии недалеко от нашего дома, принесла домой и поставила в вазу. Вечером мой папа вернулся домой с работы и через некоторое время он стал чихать, у него зачесались глаза, появился насморк. И чем ближе к амброзии находился папа, тем сильнее проявлялись у него признаки аллергии, тем хуже он себя чувствовал. Симптомы не проходили до тех пор, пока я не выбросила веточки амброзии.
Таким образом, я выяснила, что амброзия очень вредна для организма человека.
Учащимся начальных и старших классов нашей школы была предложена следующая анкета:
Анкета для учащихся.
Вопрос 1. Знаете ли вы растение амброзия?
Ответ (нужное подчеркнуть):
Знаю, не знаю, затрудняюсь ответить
Вопрос 2. Бывает ли у вас аллергия на амброзию?
Ответ: (нужное подчеркнуть):
Бывает, не бывает, затрудняюсь ответить
Вопрос 3. Видели ли вы вблизи вашего дома или школы участки с зарослями амброзии?
Ответ: (нужное подчеркнуть):
Видели, не видели, затрудняюсь ответить.
В результате анкетирования, мы получили следующие данные:
Из 38 опрошенных учащихся
Знают растение «амброзия» - 21 чел.
Не знают это растение – 9 чел.
Затрудняются ответить – 8 чел.

2. Бывает аллергия на это растение – 4 чел.
Нет аллергии – 28 чел.
Затрудняются ответить – 6 чел.

Видели заросли амброзии на улицах города – 9 чел.
Не видели – 22 чел.
Затрудняются ответить – 7 чел.

По результатам анкетирования выяснила:
55% школьников знают растение амброзию, но до конца ещё не понимают, какой вред наносит это растение на экологию окружающей среды и в частности на организм человека;
10% школьников страдают аллергией на это растение.
III. Заключение
В ходе исследования было доказано, что растение амброзия в период цветения значительно влияет на окружающую человека среду обитания и наносит большой вред здоровью человека.
Пока амброзия растет (период с апреля по май), ее нельзя скашивать, так как это может привести к еще большему росту, как в известном мифе о Гидре, которой смелый герой отсекал головы, но вместо каждой отрубленной тут же вырастали три новые.
Поэтому молодые побеги амброзии надо вырывать с корнем, а если уже появились семена, скошенные стебли надо подсушить и сжечь, потому что каждое растение производит 150 - 180 тысяч семян, а их всхожесть сохраняется в почве до сорока лет.
Общественное сознание должно прийти к пониманию того, что люди допустившие произрастание амброзии наносят непоправимый вред здоровью всего общества и в том числе своим детям и внукам.
Активную позицию в этом вопросе должны занимать средства массовой информации, учебные учреждения и администрации муниципальных образований. Поэтому Управление Россельхознадзора по Оренбургской области призывает руководителей предприятий, организаций, население г.Оренбурга провести все доступные мероприятия по уничтожению амброзии на собственных и арендованных землях. Организовать активную работу по уничтожению амброзии на улицах, дворах, территориях предприятий, школ, учебных заведений, детских дошкольных, медицинских учреждений, предприятий торговли и общественного питания.
Людям, больным аллергией, необходимо избегать мест, где произрастает амброзия, при появлении симптомов аллергии своевременно обратиться к врачу и начать лечение.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать поставленные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Не оставайтесь равнодушными к защите и оздоровлению экологии нашего региона.
IV. Список используемой литературы
Бадалян М.О., Таболин В.А. и др. Наследственные болезни у детей. М., 1971.
Брехман П.К. Валеология – наука о здоровье. М., 1990.
Зарубин Г. П. Окружающая среда и здоровье. М., 1989.
Марьюшкина В.Я. Амброзия полыннолистная и основы борьбы с ней. Киев: Наукова думка, 1986.
Москаленко Г.П. Карантинные сорные растения России / Г.П. Москаленко. – Москва, 2001.
Петровский В.В. Популярная медицинская энциклопедия. М., 1989.
Пикалова Е.В., Стецук Н.П. К оценке внутривидовой изменчивости Ambrosia trifida L. в условиях г. Оренбурга и Республики Башкортостан / Е.В. Пикалова, Н.П. Стецук // Вестник ОГПУ: электронный научный журнал. — 2013. — №1(5). [Электронный ресурс]. URL: http://vestospu.ru/archive/2013/articles/Pikalova_stezuk_2013_1Приложение 1
Анкета для учащихся.
Вопрос 1. Знаете ли вы растение амброзия?
Ответ (нужное подчеркнуть):
Знаю, не знаю, затрудняюсь ответить
Вопрос 2. Бывает ли у вас аллергия на амброзию?
Ответ: (нужное подчеркнуть):
Бывает, не бывает, затрудняюсь ответить
Вопрос 3. Видели ли вы вблизи вашего дома или школы участки с зарослями амброзии?
Ответ: (нужное подчеркнуть):
Видели, не видели, затрудняюсь ответить.
Приложение 2


Приложение 3
Час общения
Тема: Мы выбираем жизнь!
Цель классного часа: привитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:
Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения.
Ход классного часа
1. Вступительное слово.
 Классный руководитель.Здоровье – самая большая ценность человека. От того насколько бережно мы к себе относимся, зависит наше самочувствие на протяжении всей жизни. Основы здорового образа жизни закладываются в нас еще в детстве. Необходимость следить за собой, избегать вредных воздействий окружающей среды, соблюдать режим дня и выполнять другие повседневные правила должна войти в привычку. Именно на формирование таких навыков направлен предлагаемый классный час.
Сохранить здоровье на долгие годы поможет соблюдение правил здорового образа жизни, и о них я хочу вам рассказать.
Главное в жизни - это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная  ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.
 
Во время сегодняшней беседы вы узнаете о том, что благотворно и негативно влияет на здоровье человека.
2. Классный руководитель.
Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций.
Вопрос классу: Какое поведение вы определили бы как соответствующее здоровому образу жизни?
Примерные ответы учащихся (занятия спортом, отсутствие вредных привычек, правильное питание, закаливание.)
Задание 1 Интеллектуальный марафон.
У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног, чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия какого вещества это зависит? (Это вещество - кальций, он придаёт костям твёрдость.)
В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой - тёплой. Кто из них реже болеет простудой? (Холодная вода - средство закаливания, поэтому реже простужается первый сын.)
Почему нельзя самостоятельно голодать ради красивой фигуры? (При голодании изменяется обмен веществ, поэтому обязательно нужно наблюдение врача. А красивой фигуры можно добиться, занимаясь физкультурой, правильно питаясь.)«Обжора роет себе могилу зубами»,- говорит народная пословица. Почему? ( Люди с лишним весом имеют много заболеваний, поэтому продолжительность их жизни меньше, чем у людей с нормальным весом.)
Весна. Петя «загорает» на закрытом окне. Жарко, а загара нет. Открыл окно, а через час на теле ожог. Полезен ли загар? (Стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи, поэтому при закрытом окне загореть невозможно. Первое пребывание на солнце должно длиться 5-10 минут. Загорать необходимо, так как в коже образуется витамин Д.)
Стоит ли в жару пить много воды? (В жаркую погоду усиливается потоотделение и уходит из организма соль. Чтобы восстановить солевой баланс, человеку нужна вода.) 
3. Классный руководитель.
Послушайте, как наука характеризует здоровый образ жизни: активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Научно-технический прогресс, городской образ жизни привели к стремительному уменьшению физической активности, и это вторая причина ухудшения здоровья населения. Нет необходимости подниматься по лестницам – есть лифт; вставать с кресла, чтобы переключить каналы ТV или сделать звук магнитофона тише, – есть пульт; работать на огороде для выращивания овощей – проще сходить за ними в магазин; идти на речку, чтобы прополоскать постиранные вещи, – есть стиральная машина и т. д. Осталось очень мало видов деятельности, которые требуют хоть каких-то мышечных усилий, а ведь поддержание организма и мышц в тонусе требует обязательной двигательной активности.
Задание 2
Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых представляет свой вариант физкультминутки на уроке.
4. Классный руководитель.
Еще одной из причин нарушения здоровья являются вредные привычки.
Вопрос классу: Какие еще вредные привычки негативно сказываются на здоровье?
(Примерные ответы учащиеся: курение, алкоголь, наркотики.)
Есть такой анекдот.
Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: "Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет."Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.
-А почему стариком не буду?
-Потому что до старости не доживешь.
-А почему собака не укусит?
-Так с палкой ведь будешь ходить.
-А почему вор в дом не залезет?
-Потому что всю ночь будешь кашлять.
Задание 3
Учащиеся разбиваются на три группы, каждая из которых представляет свой вариант антирекламы курения, алкоголизма, наркомании.
5. Классный руководитель.
Для того чтобы изменить существующую ситуацию, не нужно увеличивать количество медицинских учреждений, а каждому необходимо стараться узнать как можно больше информации о здоровом образе жизни и, соблюдая его правила, сохранять свое здоровье.
Молодым людям вашего возраста кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибка. Однозначно верными направлениями на пути, ведущем к сохранению здоровья каждого, являются:
приложение усилий к сохранению здоровья;
получение знаний об основах здорового образа жизни;
желание быть здоровым;
бережное и уважительное отношение к себе и людям.
Задание 3
Учащиеся разбиваются на шесть групп, каждая из которых представляет свой рецепт здоровья (привести жизненные ситуации которые способствуют сохранению здоровья по направлениям: правильный отдых, двигательная активность, умение правильно одеваться (по погоде), рациональное питание, закаливание, полноценный сон).
Задание 4
Просмотр и обсуждения фильма «Здоровый образ жизни»
6. Классный руководитель. Заключительное слово.
Решай сегодня, каким ты будешь завтра!
Природа создала всё, чтобы человек был счастлив.
Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву.
И нас, людей, сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.
Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам!