Открытый урок с презентацией «ДВС»




«Параметры работы ДВС»
Методическая разработка открытого урока
Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся по теме: «ДВС – параметры работы»
Цели урока:
Обучающая - проследить историю создания тепловых двигателей, познакомить с их устройством и принципом действия, применением тепловых двигателей. Оценить положительные и отрицательные стороны их применения;
Повторить основные термины по теме ДВС, устранить пробелы знаний, обобщть и систематизировать пройденный материал.
Развивающая– развитие рациональных приёмов мышления, синтеза, сравнения, обобщения выводов, развития навыков саморазвития и самореализации, логического мышления и памяти.
Воспитывающая – сформировать умение работать самостоятельно, творчески, развить стремление к глубокому изучению материала.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: физика, черчение, материаловедение, химия, техническое обслуживание.
Методы:
1. По источникам знаний:
Словесный (беседа, рассказ);
Наглядный (наблюдение учащихся, иллюстраций);
2. По характеру познавательной деятельности:
Проблемный
Частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся);
3. По степени самостоятельности:
Учебная работа под руководством учителя;
Самостоятельная работа учащихся
Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, слайды (устройство двигателя внутреннего сгорания), презентация студента.
План работы:
Опрос-повторение по домашнему заданию (устройство ДВС) Слайд 1-8
Историческая справка. Презентация на тему «Хронология изобретения тепловых двигателей»
Двигатели внутреннего сгорания - принцип работы. Слайд 9-14
ДВС карбюраторный - принцип работы. Слайд15-21
Видеоролик «Работа ДВС»
ДВС дизельный - принцип работы. Слайд 22-29
Игровой момент «Диаграмма Вена», работа у доски(студенты описывают сходства и различия ДВС) Слайд 30-31
Классификация ДВС. Слайд 32
Дебаты по типам ДВС в зависимости от топлива. Слайд 33
Сравнение двух типов ДВС – достоинства и недостатки. Слайд 34
Блиц вопросы. Слайд 35
Подведение итогов.
Домашнее задание. Слайд 36


Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (подготовка студентов к активному восприятию материала, повышение заинтересованности).
Подготовка к уроку. Проверка посещаемости. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучать тепловые двигатели, более подробно остановимся на одном из них, двигатель внутреннего сгорания. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы изучали ранее.
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (проверяется уровень знаний, проводится подготовка к изучению нового материала)
Опрос:
1. На сколько частей условно делится автомобиль? (на три - шасси, кузов, двигатель)
2. Что включает в себя шасси? (трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления)
4. Из скольких механизмов и систем состоит двигатель? ( из 2 механизмов и 4 систем)
5. Перечислите изображенные на рисунке детали ДВС. (свеча, коленвал, маховик, поршень, шатун, палец, кольца, вкладыши)
6. Покажите на изображении ГРМ и КШМ.
Просмотр видеоролика по устройству двигателя, подведение итогов опроса.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Записываем тему урока.
3.ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС (развитие интереса к изучению предмета, расширение кругозора)
Учитель: прежде чем приступить к изучению новой темы, мы посмотрим презентацию об истории создания тепловых двигателей.
Учащийся: делает сообщение в виде презентации “Изобретение тепловых двигателей”.
4 .ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ: ( реализуются обучающие задачи урока, идёт активизация мыслительной и самостоятельной деятельности учащихся, воспитывается чувство уверенности в высказывании своего мнения)
При объяснении нового материала используются знания учащихся из повседневной жизни, а также слайды с изображением ДВС
Учитель: само название ДВС говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя- прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе ( бензин, керосин) или на горючем газе. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800?С.
При работе двигателя возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре превращается во вращательное движение коленчатого вала. Это вращение затем с помощью трансмиссии передаётся ведущим колёсам автомобиля.
Записать в тетрадь: Цель работы ДВС - превращение тепловой энергии в механическую.
По числу цилиндров авто ДВС делятся на 2-, 4-, 6-, 8-цилиндровые.
Они могут быть расположены в ряд вертикально, наклонно и горизонтально или в два ряда (V-образные, оппозитные).
Рабочий процесс ДВС может осуществлятся по 2- и 4- тактному циклам.
Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками. Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными.
Рассмотрим более подробно каждый такт на примере работы карбюраторного ДВС.
Учащиеся: пытаются сами объяснить работу двигателя в каждом такте.
Затем учитель ещё раз останавливается на этом, объясняя подробнее с использованием слайдов.
1такт- впуск: при повороте вала поршень опускается вниз. Объём над поршнем увеличивается, в цилиндре создается разрежение, клапан 1 открывается и в цилиндр входит горючая смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей смесью и клапан 1 закрывается.
2 такт- сжатие: при дальнейшем повороте вала поршень начинает двигаться вверх и сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь возгорается от электрической искры и быстро сгорает.
3 такт- рабочий ход: образующиеся при сгорании смеси газы давят на поршень и он движется вниз. В этом случае двигатель совершает работу. Этот такт называется рабочим ходом.
Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты.
4 такт- в конце 3 такта клапан 2 открывается и через него продукты сгорания выходят в атмосферу. В течение такта поршень движется вверх. В конце такта клапан 2 закрывается.
Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов. Давайте вспомним их ещё раз.
Учащиеся: ещё раз называют названия тактов, затем их записывают в тетрадях. Записи тут же проверяются.
Для более наглядного восприятия нового материала используется компьютерное моделирование работы двигателя внутреннего сгорания.
Учитель: А теперь я расскажу об устройстве двигателя внутреннего сгорания – дизеле. Дизель состоит из цилиндра, поршня, 2-х клапанов, форсунки, шатуна, кривошипа. В отличии от карбюраторного ДВС, он не имеет запальной свечи. Форсунка предназначена для вспрыскивания жидкого топлива. В отличии от карбюраторного ДВС, в цилиндр всасывается не горючая смесь, а воздух из атмосферы. В качестве топлива для дизелей используется не бензин, а более дешевое топливо, которое получается при переработке нефти – солярка.
Первый такт – впуск. Поршень опускается от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки. Впускной клапан открывается, и через него в цилиндр поступает воздух из атмосферы.
Второй такт – сжатие. Клапаны закрыты. Поршень быстро поднимается от нижней мертвой точки до верхней и резко сжимает воздух в цилиндре. От сильного сжатия воздух нагревается и его температура повышается.
Третий такт – рабочий ход. В конце второго такта форсунка впрыскивает в цилиндр жидкое топливо – солярку. От сжатого горячего воздуха распыленное топливо воспламеняется и начинается 3-й такт – рабочий ход. Клапаны закрыты. Под действием газов, которые получились при сгорании солярки, поршень опускается от верхней мертвой точки до нижней.
Четвертый такт – выпуск. Открывается выпускной клапан. Поршень поднимается. Газы, которые получились при сгорании солярки, выбрасываются из цилиндра в атмосферу.
Игровой момент «Диаграмма Вена», работа у доски(студенты описывают сходства и различия ДВС)
Учитель: ДВС принято классифицировать:
По литражу (микро- и малолитражные до 12 л, среднего и большого литража до 4 л и более)
По способу смесеобразования (внешнее и внутреннее)
По виду топлива (жидкое и газообразное)

Дебаты по типам ДВС в зависимости от топлива
Работа по таблице сравнения ДВС.
Преимущества дизельных ДВС
Преимущества бензиновых ДВС

- экономичность, расход топлива при том же объеме и мощности меньше на 15-25%;
- меньшая стоимость топлива;
- хорошая тяга на низких оборотах, дизельный двигатель удобен для джипов и грузовиков особенно на бездорожье;
- отсутствие свечей зажигания, проводов, трамблёро
в.
- низкий уровень шума и вибраций;
- большая литровая мощность;
- способен работать на высоких оборотах, без последствий для двигателя.

Недостатки дизельных ДВС
Недостатки бензиновых ДВС

- хуже динамика разгона больший шум и вибрация;
- чувствительная топливная система, особенно к нашему топливу,
- может не завестись при сильном морозе;
- не терпит высоких оборотов, и как следствие высоких скоростей;
- большая масса, меньшая литровая мощность;
- чаще замена масла и фильтров, масло необходимо более высокого качества;
- для запуска дизельного двигателя необходим аккумулятор большей емкости, следовательно, больше и стоимость.
- больший чем у дизеля расход топлива;
- наличие системы зажигания;
- наибольшая мощность достигается в небольшом диапазоне оборотов  например с 3500 до 4000, правда у новых бензиновых двигателей диапазон более широкий и ровный, за счет изменения фаз газораспределения, применения непосредственного впрыска и т.п.

5. Закрепление (совершенствовать умения студентов объяснять с помощью полученных знаний физические явления).
Блиц-опрос:
1.Назовите подвижную деталь в двигателе внутреннего сгорания?
Поршень, шатун.
2. Какое топливо используется в дизельных ДВС?
Солярка.
3. Деталь, воспламеняющая горючую смесь в карбюраторном ДВС?
Свеча
4. При каком такте совершается полезная работа?
Третий такт (рабочий)
Как называется ДВС в котором происходит самовоспламенение топлива?
Дизельный
6. Назовите деталь дизельного ДВС, которой нет в карбюраторном двигателе.
Форсунка
7. Можно ли ружьё считать тепловым двигатель?
Ответ: да, можно. Так как при выстреле часть тепловой энергии превращается в кинетическую энергию пули.
8. Можно ли двигатель внутреннего сгорания использовать на подводной лодке?
Ответ: нет, нельзя, так как недостаточно воздуха.
6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Методическое обоснование: воспитание интереса изучению предмета
Учитель: Автомобиль вчера, сегодня, завтра. Каждый день с ним или вокруг него что-нибудь происходит. Слушайте, смотрите – и мир моторов вам станет ближе.
7.ДОМАШНЕНИЕ ЗАДАНИЕ.
«Устройство автомобля» К.С. Шестопалов, стр.8-11.
Подготовить доклады на тему «Альтернативные виды топлива»
(Этиловый спирт, Водород, Биогаз)
















- 13 PAGE 14615 -