Научная статья на тему: Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка через использование активных и нестандартных форм обучения.


Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка через использование активных и нестандартных форм обучения.
Цемох С.М.СШИ им.Н.Нурмакова,
учитель русского языка и литературы
Аннотация:
Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока в СШИ им. Н.Нурмакова становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.
Various forms of the lesson not only diversify the learning process , but also cause the students satisfaction from the process of labor. It can be an interesting lesson , if the student is constantly included in the monotonous structure and methodology of work . Beyond the traditional lesson SSHI them . N.Nurmakova become close , so they are born new forms of learning.
Сабақтың әр түрлі формалары оқу процесін әртараптандыру, сондай-ақ еңбек процесінде студенттер қанағат әкелуі ғана емес. Студент үнемі жұмыс рынды құрылымы мен әдістемесі енгізілген болса, қызықты сабақ бола алады. Дәстүрлі сабақтың Beyond оларды SSHI. N.Nurmakova жақын болу, сондықтан олар оқытудың жаңа нысандары дүниеге келеді.

Предмет, который в школе «русский язык», часто называется ребятами , к сожалению, в числе самых трудных. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого развития способности анализировать, а возможно и потому, что современное образование не активизирует в достаточной степени внутренние мотивы учения. Эта система лишь диктует ребенку условия, не оставляя места и времени для его вопросов. Поэтому наши дети перестают их задавать и теряют интерес к обучению.
Уже несколько лет я работаю над темой «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка». В результате поиска на волнующий нас вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.
Стремясь обучить своих учеников русскому языку, я пытаюсь заинтересовать их своим предметом, а для этого ищем новые приемы, методы и способы подачи нового материала.
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.
При выполнении учащимися такого рода заданий учитель сталкивается с объективным показателем уровня познавательной активности учащихся (это стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, самостоятельность при решении учебных задач). Это все дало выделить 4 уровня проявления активности: нулевой, относительно - активный, исполнительно-активный и творческий. Учителю необходимо это учитывать при планировании нестандартных заданий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес к уроку мгновенно пропадает. При определении сложности заданий необходимо учитывать уровень развития школьников конкретного класса.
Например:
Ребята получили задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Над вечным покоем». На доске висели репродукции картин осенней тематики других художников. Задания были разными.
Ребята нулевого уровня подбирали прилагательные к данным мною существительным и составляли с ними 3 предложения.
Ребята относительно-активного уровня должны были придумать словосочетания и распространить их так, чтобы получилось 5 интересных предложений по данной картине.
Следующий уровень - исполнительно-активный, здесь ребята получили задание написать мини-сочинение из 5-6 предложений. А творчески работающие дети должны были сравнить репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.
Т.о. одновременно с обучением на таком уроке ребята показали свои творческие способности и получили эстетическое наслаждение.
На уроках нужна такая эмоциональная атмосфера, которая настраивала бы школьников всех уровней проявления активности на учебный процесс. Тогда получится цепочка:
1113790topИ если вы создадите для себя такую цепочку, то ваш предмет будет в числе уважаемых и даже любимых. Это наша с вами цель, а в достижении ее большую роль играют нестандартные задания: учебно-поисковые и исследовательские. Особенный интерес вызывают последние задания. Интерес к ним рождается под влиянием предполагаемой деятельности, удивляющей своей необычностью, оригинальностью. Ученику предлагается вести расследование.
Например:
В 7 классе при изучении причастий даются задания:
Почему и как одни части речи могут переходить в другие?
Какие слова могут употребляться и в значении причастия и в значении прилагательного? Приведите примеры из данного текста.
Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на «открытие» ими уже познанного, открытого в науке. Это проблемные задания, которые могут быть с элементами занимательности.
Например:
В 5 классе на итоговом уроке «Словообразование», который проходил в форме игры «Звездный Час», были даны слова, надо было установить непрерывность цепи, т.е. словообразовательную цепочку: учу, учительница, выучит, учитель.Еще задание: придумать смешные фамилии, имена и отчества для:
хвастуна
грубиянаплаксы
Ребята должны были выявить словообразовательные элементы. В следующем задании ребятам было предложено переделать неправильно образованные слова и подумать, почему маленькие дети именно так образовали:
махучий хвост
раздавитая муха
По лексике было дано задание иного плана. Надо было определить значение слов: весна, даль, десна, роман, лист. И ответить на вопрос, какой смысл приобретут эти слова, если их написать с большой буквы? Составьте предложение с каждым словом.
Почему же подобные проблемные задания вызывают интерес у учащихся?
Потому что учебно-поисковые задания предполагают, что источник интереса к языку полностью формируется на лингвистическом уровне:
1.Дается анализ слов с точки зрения состава.
2.Анализ лексического значения каждого слова.
3.Необходимо сделать самостоятельный вывод.
Мне нравится, когда в классе царит эмоциональное оживление; часто оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, поняли ли ребята эту тему. Чтобы мои дети заинтересовались изучением русского языка, относились с симпатией к этому предмету, стараюсь проводить уроки по-разному. Но при всем разнообразии уроков некоторые моменты остаются неизменными.
Каждый урок начинаю с фронтального опроса ранее изученных правил, ребята отвечают по конспекту. Этот фрагмент урока взяла из методики Шаталова. Вообще конспектам и алгоритмам надо отдать должное. Минимум времени и усилий на объяснение нового материала. Но в эти фрагменты можно и нужно вносить элементы детского творчества: ребята оформляют новое правило цветными рисунками.
Неизбежным элементом нашей работы является словарная работа. Но если это однообразно, то не дает нужного эффекта. Ребятам больше нравится слушать передачу «Радио - няня», записывать под ее музыку новые слова, нравится писать словарные диктанты с самопроверками и взаимопроверками. Часто даю значения слов, а ребята определяют, какое это слово, идет работа с толковыми и орфографическими словарями. Во время словарной работы использую изображения каких-то предметов, провожу диктант-цепочку (диктую по 3 слова через определенный промежуток времени).
Они любят, когда провожу диктанты - молчанки.
Т.е. любому виду учебной деятельности можно придать игровую форму.
Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.
В этом нам помогает ТРИЗ (теория и решение изобретательских задач). ТРИЗ учит детей не бояться фантазировать, помогает смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения, вызывает интерес к предмету.
Например:
Когда проходили в 5 классе правило правописания -ЧК-, -ЧН- самостоятельно подбирали слова на эти правила и зашифровывали их
Все эти игры, нестандартные задания - не просто развлечения, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания, заставляют напряженно мыслить, что нам, учителям, и надо. Ведь обучая, мы воспитываем ученика, как всесторонне развитую личность, активизируем его интерес к окружающему миру, к другим предметам.
Интересными для меня были данные моих опросов об отношении детей к русскому языку.
На самом 1 уроке русского языка в 5 классе прошу на листе бумаги изобразить свое отношение к русскому языку, как к предмету, используя яркие и темные тона красок.
В конце 1 полугодия я повторила своеобразное анкетирование. Из 25 человек 1 мальчик нарисовал обложку учебника темно-синим цветом, 17 учеников — красным и оранжевым, а остальные - зеленым, желтым и голубым. Причем отметили при этом, что им нравятся уроки по русскому.
Психологи утверждают, что именно эти краски говорят нам о радостном восприятии материала.
Это все распространяется не только на учеников младшего и среднего звена, но, что особенно важно, этот интерес есть у ребят старших классов. Положительным моментом в своей работе считаю, что ученики в своих анкетах отмечают, что им нравятся уроки русского языка.
К развитию интереса к предмету относится и проектная деятельность учителя и учащегося, которая ведется совместно, и которой уделяется большое внимание в нашей школе. В этом году, 11 апреля, в школе прошла 10 научно – практическая конференция. Результатом этой конференции стали призовые места Араловой Акраби и Кусаинововой Камилы, работа которой была отправлена на международный конкурс проектов. Тема проекта: Языковая специфика общения в интернете и семантика ника. Этот проект занял 3место в 20 открытой международной научно-практической конференции школьников и студентов ЮНЕСКО.
В этом проекте рассказывается о том,что большую роль в жизни играет интернет и то, для каких целей мы его используем, как построено наше общение в интернете с другими и каково наше виртуальное «я» - это все находит отражение и в нашей реальной жизни. Цель данной работы – это раскрыть семантику ников, узнать причины того, почему выбирают то или иное второе имя.
Работая с одним проектом , хочется развить тему полностью, а иногда эта тема переходит на совершенно новую работу, иногда работа с учеником может длиться от1 до 4лет.
Так же больших успехов мы достигли и областном конкурсе научных проектов, проводимых МАН ЮИ. Все наши работы были отмечены грамотами «за лучшую учебно-исследовательскую работу конкурса 1-го уровня в рамках 45 научно – практической конференции ЦКО МАН РК», а Алтынбекова Салтанат заняла 1 место в конкурсе учебно– исследовательских работ 2- го уровня ЦКО МАН РК. Тема проекта: Виртуальная экскурсия по страницам жизни и творчества М.И.Цветаевой. «Если душа родилась крылатой…» .Цели проекта: 1. «Оживить» облик М.И. Цветаевой. 2. Вызвать интерес к её личности.3. Развивать поэтический вкус, художественную интуицию. 4. Создать виртуальную экскурсию по жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
Марина Цветаева - большой поэт, и вклад её в культуру русского стиха ХХ века значителен. Наследие поэтессы велико и трудно обозримо.Среди созданного ею, кроме лирики - 17 поэм, 8 стихотворных драм, авто -биографическая, мемуарная, историка - литературная проза.
Работая над проектами, я преследую несколько целей: расширить кругозор учащихся о поэтах, научить работать детей в научном стиле при описании происходящих событий в жизни писателей.
Ученики нашей школы принимали участие в заочном экологическом конкурсе в рамках международного форума «Зеленая планета», где их участие также было отмечено грамотами.
Я считаю, что нестандартные задания - один из способов решения данной проблемы, они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это результат моих поисков и размышлений. Этот материал, который помогает делать обучение более радостным и интересным.
Литература
И.М.Подгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка». М., «Просвещение», 1985 г.
Е.А. Евлампиева «Занимательные задания на уроках русского языка». Чебоксары, 1997 г.
Занимательное азбуковедение. М.,1980 г.
Н.Ф. Александрович «Занимательная грамматика». М., 1964 г.
В.А. Иванова, Э.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке». Л., «Просвещение№, 1990 г.
Рецензия на статью «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка через использование активных и нестандартных форм обучения.»учителя-методиста русского языка и литературы
ОСШИ им. Н.НурмаковаЦемох Светланы Михайловны
 
       Предложенная авторская статья «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка через использование активных и нестандартных форм обучения.» (автор – учитель русского языка и литературы ОСШИ им. Н.Нурмакова Цемох С.М.) является  интересной и содержательной  для учителей русского языка и литературы. Учитель показал несколько фрагментов нестандартных форм обучения, это является интересным и эффективным в преподавании предмета.
    Это позволит заинтересовать школьников. Учащиеся смогут овладеть навыками  грамотного письма, всеми видами разборов, работы с текстами разных стилей. Очень важными, на наш взгляд, являются интеллектуальные умения и навыки, которые приобретут учащиеся, изучающие данный предмет: умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; оперирования формулировками, определениями.
 
 
 
Рецензент
Доцент кафедры «Русская филология»
Таразского государственного педагогического института,
Муминов Салахатдин Омирдинович Рецензия на статью «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка через использование активных и нестандартных форм обучения.» учителя-методиста русского языка и литературы
ОСШИ им. Н.Нурмакова Цемох Светланы Михайловны
Статья Цемох С.М. посвящена определению нестандартных форм обучения у учащихся на уроках русского языка и литературы. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку современный подход к подготовке уроков сегодня существенно изменился, а овладение нестандартной методикой проведения уроков стало реальностью. Автором проведена серьезная работа по определению нестандартных форм проведения уроков. Немаловажным является и то, что Цемох С.М. пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения учащихся. Научная статья Цемох С.М. «Воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка через использование активных и нестандартных форм обучения» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Рецензент
Учитель русского языка и литературы
СШИ им. Н. Нурмакова Темирова А.А.


Список ключевых слов:
Современное образование; внутренние мотивы учения; новые приемы, методы; нестандартные задания; творческие проявления; учебно-поисковые задания; эмоциональное благополучие ребенка; ожидание уроков; ожидание новизны; рождение интереса. Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество: Цемох Светлана Михайловна.
Основное место работы: СШИ им. Н.Нурмакова.
Должность: преподаватель русского языка и литературы, высшая категория.
Личный е-mail автора: sveta196822
Домашний телефон: 56-83-95, 8700-354-69-01