Формирование познавательной активности на уроках русского языка и литературы через использование активных форм и методов обучения


Формирование познавательной активности
на уроках русского языка и литературы через использование активных форм и методов обучения
Тухикян Оксана Грандовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Чалтырская СОШ № 3 Мясниковского района
Проблема познавательной активности – одна из основных проблем педагогической деятельности. В ней лежат истоки множества вопросов: формирование потребности в знаниях, способности мыслить, анализировать, проявлять интерес к учебной деятельности. Познавательная активность рассматривается как социальный заказ общества на воспитание людей, способных успешно выполнить необходимые для общества социальные функции.
Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Лок определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к учению. Современные отечественные исследователи Маркова А.К., Щукина Г.И. и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы её активизации у школьников.
Для развития познавательной активности приоритетными считаю активные формы обучения: интегрированные уроки, уроки исследования, урок-лаборатория, урок-эксперимент и т.д.
Наиболее активно используемый принцип обучения – интеграция. Спектр предметов, преподаваемых на основе этого принципа, достаточно широк. Использую интегрированные уроки по истории и литературе, которые позволяют глубже проникнуть в тайны литературного произведения, ощутить эпоху его создания. В практике есть разработки интегрированных уроков литература + ИЗО + музыка. Интеграция – один из способов активизации процесса обучения. Учащиеся, получив опыт, начинают видеть интегративные связи и в других явлениях литературы, науки, искусства, что способствует их творческому развитию.
Активно использую технологию критического мышления, технологию личностно ориентированного и развивающего обучения. Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствуют осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Проблемно-поисковые методы развивают самостоятельное мышление.
Обеспечивает активизацию познавательной деятельности и метод проектов. Выполнение творческих проектов способствует развитию самостоятельности, воображения, творческого мышления, а также коммуникативных умений. Практика показывает, что проекты может выполнять каждый школьник, поставленный в условиях творческой задачи.
Перед учителем всегда будет стоять задача – увлечь учеников своим предметом. Л.Н. Толстой советовал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и узнай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их на каждом уроке».
В настоящее время проектная группа учащихся старших классов работает над созданием виртуального литературного музея. Результаты анкетирования показывают, что учащиеся мало посещают музеи. В Интернете много информации о писателях и поэтах: статьи, исследовательские работы, презентации. Информации же о литературных музеях, музеях-усадьбах не так много. Поэтому нам захотелось собрать информацию, чтобы учащиеся нашей школы, нашего района и любой желающий мог совершить виртуальное путешествие по литературным музеям. Поэтому на протяжении трёх лет учащиеся нашего класса работают над реализацией данного проекта.
В 2015-2016 учебном году в нашей школе в рамках недели русского языка и литературы прошёл конкурс для учащихся 5-11 классов на тему: «Я поведу тебя в музей…». В конкурсе приняли участие более ста учащихся. Жюри определило лучшие работы, которые были вывешены на информационном стенде в школе и вызвали повышенный интерес у учителей, родителей, гостей школы. Лучшие работы были опубликованы на школьном сайте, многие сочинения активно скачиваются, используются гостями сайта.
В этом учебном году учащиеся 8 «а» класса работали над проектом «Литературный музей одного писателя». Ребята подготовили презентации и теоретический материал по музеям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и других писателей. Большинство из них также выставлены на сайт школы. Этот материал активно используется на уроках литературы учителем русского языка для знакомства с жизнью и творчеством русских классиков. Весь материал по данному проекту выпущен отдельным диском и будет предложен учителям русского языка нашей школы и других школ в качестве практического материала для подготовки к урокам. В рамках учебного проекта снят видеофильм «Музей А.П.Чехова в Ялте», авторами которого являются учащиеся Исаханян Ангелина, Явруян Зинаида, Тухикян Тигран.
Учащиеся за последние годы побывали в Таганроге, где посетили «Домик Чехова», «Лавку Чеховых», «Гимназию им.Чехова», Музей М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, музей-усадьбу М.А. Шолохова, Литературный музей в станице Вёшенская, совершили экскурсию по пушкинским местам в Санкт-Петербурге, в Аксае (Почтовая станция), по местам, связанным с памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в городе Белая Калитва и других. Впечатления от этих поездок можно прочитать в районной газете «Заря», на школьном сайте, на Дневнике.ру, социальных сетях.На данном этапе готовится проект «Писатели и поэты Мясниковского района», который активизирует познавательную деятельность учащихся, повысит интерес к изучению краеведческого материала, увлечет историческими мотивами, литературными сюжетами.
Структура активной познавательной деятельности включает:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень.
Познавательная активность представлена разными уровнями сформированности. Первый уровень - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень - творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Наибольший активизирующий эффект заключается в следующих характеристиках:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим одноклассникам и учителям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание;
находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
решать познавательные задачи путем комплексного применения известных способов решения.
Можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным формированием ключевых компетенций.