Описание опыта работы по теме: Фишбоун — прием критического мышления в преподавании биологии


Критика-изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков С.И.ОжеговКритическое мышление – это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. Фишбоун – «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» Метод направлен на:Развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.СУТЬ ДАНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ПРИЕМА:Установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Схематическая диаграмма ИшикавыГрафическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Возможности:Организовать работу участников в парах или группах;Развивать критическое мышление;Визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;Ранжировать факторы по степени их значимости. Схема:Голова – проблема, вопрос или тема, которая подлежит анализу.Верхние косточки – на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.Нижние косточки – факты, подтверждающие наличие, сформулированных проблем, или суть понятий, указанных в схеме.Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщение. Примеры фишбоуна в биологииПочему клин?преодоление сопротивление ветраВысокая плотность воздухаСила трения о возд. массыНизкая температура воздухаформа тела птицкопчиковая железа, впереди вожакОсобый перьевой покров Почему? у крупных рыб хрящевой скелет? Кто создал человека?Бог или природа?Человек-творение природы Что дает мне лично использование приема данной технологии?Возможность создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;Возможность использовать модель обучения, которая способствует развитию критического мышления и самостоятельности ученика в процессе обучения;Повысить эффективность восприятия информации, интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;Повышение качества образование обучающихся. Чем привлекает данный прием ученика?Возможность стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;Развивать умение критически мыслить;умение ответственно относиться к собственному обучению, работать в сотрудничестве с другими учениками;Поддерживать интерес к процессу обучения. Минусы использования данной технологии обученияРеализовать урок полностью в данной технологии в рамках классно-урочной системы очень сложно;Не все дети умеют работать с большим объемом информации;Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать;Большие моральные, временные, материальные затраты;Подготовка к уроку требует много времени и обилия информации;Затруднения в выставлении оценок: кто-то пассивен при работе в группе. Тем не менее, работая по технологии развития критического мышления на уроках, открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.