Заговор 11 марта 1801 года


История России. Урок в 8 классеТема:Заговор 11 марта 1801г. Курс государственной политики«Дней Александровых прекрасное начало» А.С.ПушкинI. организационныйЦель: подготовка учащихся к работе на урокеПриветствие, оглашение темы и цели урока:Тема – «Заговор 11 марта 1801г. Курс государственной политики»Цель урока: познакомиться с детством и воспитанием царя,с первыми преобразованиями Александра I, дать оценку этим преобразованиям.II. ПовторениеСтадия вызова1.«ошибка в документе»из записок Е.Ф.Комаровского: « Я его беру, и в первую минуту не поверил своим глазам: это была подорожная… Подорожная начиналась: « По указу его императорского величества императора Александра Петровича» и прочее... Я, прочитавши несколько раз, наконец, воскликнул: « Боже мой, какое счастье!».
В чём историческая ошибка?
Почему граф так обрадовался воцарению Александра I?
2. Ученик у доски - схема государственного строя России в н. XIXвека. 3. Фронтальная беседа с классом:- Покажите и назовите границы Российской империи в начале XIX века;- Укажите плюсы и минусы такого географического положения страны;- Какова была численность населения?- Какова плотность населения к началу XIX века?- Что можно сказать равномерности её распределения по территории государства?- Каков был национальный и религиозный состав населения России?- Проверьте схему государственного устройства России в начале XI века и назовите особенности политического строя России;- Объясните понятия: политический строй.III. Изучение нового материалаСмысловой анализ темы урока, совместная постановка цели работы на уроке
1. Заговор 11 марта 1801 г. – методика коллективного взаимообучения (Л.В.Гелетюк, С.В.Полякова). Класс делю на группы по рядам для работы в парах (пары сформированы заранее по уровню развития интеллекта). 1 группа работает с текстом учебника &1 стр.8 – 10, задание: что стало причиной заговора11 марта 1801г.?
2 группа работает с текстом учебника &1 стр.10 – 12, задание: каким образом события11 марта 1801г. характеризуют императора Павла, цесаревича Александра, заговорщиков?Самостоятельная работа в группах по обмену знаний, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Озвучивание ответов на вопросы в классе
2. Император Александр I 1. сообщение ученика, обсуждение:
Охарактеризуйте личность Александра I
Что повлияло на формирование его взглядов, убеждений, черт характера?
2. Работа с документами. Высказывания об Александре I- Проанализируйте высказывания об Александре I:«Он всё делает наполовину». (М.М.Сперанский)«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (А.И. Тургенев)«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остёр, как бритва, фальшив как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)« Властитель слабый и лукавый Плешивый щёголь, враг труда,Нечаянно пригретый славой,Над нами царствовал тогда».(А.С.Пушкин).Вывод: В отличие от Павла I, АлександрI нередко использовал в речи либеральные фразы, прибегал к разговорам о реформах, к заигрыванию и лавированию между различными дворянскими группировками, особенно в первые годы своего царствования. Однако Александр I всегда оставался на позициях незыблемости самодержавия.3. «Эра либерализма»: реформы начала царствования - объяснение учителя1) «Негласный комитет»Вступив на престол, лишив государственных должностей и выслав из столицы участников цареубийства, АлександрI торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.В то время было сильно влияние на умы людей идей Века Просвещения и французской революции.Ещё в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. В него вошли: Адам Чарторыйский – польский дворянин, Виктор Павлович Кочубей – князь, либерал, Павел Александрович Строганов – граф, либерал, Николай Николаевич Новосильцев-граф. (иллюстрации в учебнике стр.14-15).Цели: 
Изучение реальной обстановки в стране
Реформа гос.аппаратаУчреждение Конституции без ограничения власти царя
Постепенной отмены крепостного права
Обсуждение вопросов внешней политики, обороны.
Представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой».Итог: Деятельность Негласного комитета оказалась бесплодной, лишь попыткой царского правительства создать видимость решения проблемных вопросов, и в 1803 году он прекратил своё существование.2) Начало царствованияПервыми мероприятиями Александра стали:
Манифест с заявлением, что Александр I будет «управлять по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей Государыни Императрицы Екатерины Великой».
Восстановление в полном объёме Жалованной грамоты дворянству и городам.
Указ о политической амнистии.
1802 г. – создание министерств, заменивших старые коллегии и установившие принцип единоначалия.
Указ о праве покупки земель – недворянами.
Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.
Работа с документом:«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».- Как объявление характеризует отношение дворян к крепостным?- Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.Запрет не менял сущности дела, а лишь создавал иллюзию отсутствия в стране торговли людьми. Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не продаётся, а «отдается в наймы».
Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках, «в розницу», т.е. с разделением семьи.
Указ, отменяющий право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.
Закон, по которому помещик обязан был кормить своих крестьян в голодные годы.
1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп.(47 тыс.-0,5%)
Работа с документом: учебник, стр.16IV. Закрепление материалаЦель: провести закрепление основных ЗУН1. Вывод по новой теме – совместно с учителем:В результате дворянского заговора, и участия в нём, к власти пришёл император АлександрI. Начало царствования вошло в историю как «Эра либерализма», но надежды на реформы, несмотря на прогрессивные первые указы, не оправдались. Император остался на позиции незыблемости самодержавия.2. Закрепление – работа с документомДемид Куролесин о Негласном комитете:«Состав Негласного комитета был очень узок: сам АлександрI, М.М.Сперанский, и А.А.Аракчеев. Они собирались, чтобы исправить ошибки, которые допустил во внешней и внутренней политике удивительный император ПавелI, а потому ничего нового от комитета ждать не приходилось».-Вы согласны с автором?(Неверны как состав Негласного комитета, так и задачи, стоявшие перед ним.)- назовите задачи Негласного комитета.3. Стадия рефлексии – анкетирование (устно)
Интересно ли прошло занятие?
Довольны ли вы результатом своей работы?
Какие трудности возникли у вас в течении урока?
Достаточны ли были доказательства?
Что нового узнали на уроке?
4. учитель подводит итог работы учеников на уроке, оценки.V. Домашнее задание - &1, 2, вопросы устно, полит.характеристика императора Александра1 (письменно по желанию).Спасибо за работу!