РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ настоящее время, в период становления новой системы образования наряду с традиционными методами и приемами обучения возросла необходимость внедрения в образовательную деятельность современных образовательных технологий. Одними из ведущих являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), активно применяемые для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и учащихся, дающие возможность повысить качество обучения. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В процессе использования ИКТ на музыкальных занятиях, учащиеся узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности и познавательный интерес детей.
Использование компьютерных технологий с их огромными универсальными возможностями позволили разработать электронные учебные пособия развивающего и познавательного характера, которые повышают мотивацию и творческую активность дошкольников. Электронные учебные пособия являются приложением к дополнительной общеразвивающей программе «Музыка» и направлены на поэтапное развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников, развитие познавательного интереса и реализацию творческих замыслов в музыкальной деятельности.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- материал доступен для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей стремление к деятельности с ним;
- образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать, надолго удерживает их внимание и интерес;
- движение, звук, цвет позволяют передать информацию в понятной и привлекательной форме;
- расширяется понятийный ряд музыкальных тем;
- проблемные задачи и поощрение учащихся при их правильном решении в виде сказочных героев, являются стимулом познавательной активности детей;
- возможность моделирования ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Главным дидактическим назначением электронных учебных пособий является оптимизация образовательной деятельности, обеспечение эффективности усвоения материала.
Учебный материал электронных пособий подобран с учетом психофизиологических возможностей и особенностей детей дошкольного возраста, а также соответственно педагогическим задачам и уровню музыкального развития учащихся, имеет игровой характер, яркое и насыщенное графическое оформление, качественное звуковое сопровождение, с достаточно простым сюжетом и небольшой по продолжительности. Электронные учебные пособия состоят из:
- синтезированного зрительного ряда: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений); тематических рисунков, нотной графики; произведений изобразительного искусства;
- видеоряда с фрагментами из опер, балетов, концертов классической и популярной музыки;- анимации: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют детям основные положения нового материала;- звуковых фонограмм музыкальных произведений, а также песен, разучиваемых на музыкальных занятиях;- творческих, интерактивных заданий, вопросов, диагностических тестов, проблемных ситуаций, направленных на осмысление нового материала и выполняющих функцию контроля за развитием музыкальной культуры дошкольников.Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяют сделать процесс обучения и воспитания учащихся достаточно эффективным, открывая новые возможности образования. Это путь к совершенствованию всей образовательной деятельности, повышению образованности учащихся, развитии детской инициативы, любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды, помощь в диагностике развития, расширения возможности реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку.
Несомненно, современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.