Урок изобразительного искусства по теме: «Пять красок – все богатство цвета и тона»


Проект технологической карты урока изобразительного искусства
Программа под ред. Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»,
2 класс «Искусство и ты»
I четверть «Как и чем работает художник? »
Урок изобразительного искусства по теме: «Пять красок – все богатство цвета и тона»
Лисицкая Елена Анатольевна
Цель как планируемый результат деятельности: Показать богатство цвета и тона в процессе изображения природных стихий.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
– формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
–сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
–сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической творческой деятельности);
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого характера;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
Направленные на достижение предметных результатов:
– применение художественных умений в процессе выполнения творческой работы (изображение стихии);
– способность использовать в художественно – творческой деятельности различные художественные материалы (гуашь) и художественные техники;
– способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе;
– умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;
Оснащение урока:
Зрительный ряд: Зрительно-музыкальный ряд, таблицы по цветоведению
Музыкальный ряд: видеоролик «Иван Шишкин», Звуки природы - Шум дождя.mp3, Стихии - Извержение вулкана.mp3, видеоролик «Красота стихии природы»
Литературный ряд: стихотворение «Четыре художника», загадки
Оборудование для учителя: презентация, конспект урока, наглядные пособия.
Материалы для учащихся: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент. Самоопределение деятельности. Проверяю готовность к уроку - наличие конспекта урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение. Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, организация внимания.
Приветствие.
Как удивителен мир вокруг тебя – столько разных цветов! Прослушайте внимательно стихотворение Е. Трутневой «Четыре художника», ответьте на вопросы: Кого автор считает художниками? Что такое цвет? (стихотворение сопровождается видеороликом «Иван Шишкин».
Четыре художника
Четверо художников,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле - белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки, как рога.
У второго - синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зелёная,
Голубая есть...
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые пушистые
В небе облака.
А четвёртый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды...
Всюду бусы - ягоды
Зреют по лесам.
Кто же те художники?
Догадайся сам!
Ответы: Художники- зима, весна, лето, осень
Цвет - окраска чего-либо.
Какие основные цвета вам известны?
Красный
717559461500 16446525019000Желтый Синий
1422405588000
А что нужно сделать, чтобы из основных цветов получить составные цвета? (смешать)
Какие получаются составные цвета при смешивании? (если смешать красный с желтым, получится оранжевый; если – красный с синим – фиолетовый; если – синий с желтым – зеленый)
Показ цветового круга
1238258953500
Охарактеризуйте эти цвета (яркие, громкие, звонкие).
Какое настроение пробуждают у вас эти цвета? (радость)
Выполните самостоятельно задание на карточках. 2 мин.
ИЗО 2 класс
ФИ_______________
Раскрась кружок нужным цветом. Оцени себя. ИЗО 2 класс
ФИ_________________
Раскрась кружок нужным цветом. Оцени себя. ИЗО 2 класс
ФИ_______________
Раскрась кружок нужным цветом. Оцени себя.
Правильно +,
не правильно - Правильно +,
не правильно - Правильно +,
не правильно -
109855040640005746755016500247655016500
+ =
4565659779000-1651097790009232909779000
+ = 419109779000107886597790005645159779000
+ =
Проверьте правильность выполнения задания. Цветовой круг. Оцените себя. Внимательно слушают стихотворение
Смотрят видеоролик.
Отвечают на вопрос учителя.
Смешивают краски, выполняют задание.
Личностные: самоопределение; умение видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы - красота.
2. Освоение новых знаний
Посмотрите внимательно фрагмент видеоролика «Красота стихии природы». В нем представлены картины художников, где они используют разнообразные краски (смешение цветов с белой). Ответьте на вопросы: «Какие цвета или оттенки цветов помимо основных и составных вы увидели? Какое настроение вызвали у вас просмотренные произведения живописи?» Просмотр. Обсуждение (о красоте и бережном отношении к природе).
Теперь и мы с вами попробуем получить такие цвета с помощью белой и черной красок. Упражнения на смешивание цветов (учитель - у доски, дети - на заготовленных листах).
Обучающиеся смешивают любые 2 краски с черной и белой.
Лист-заготовка Пример выполненного
для упражнения. упражнения
460375127000002476512700000
460375107950002476510795000
4984758636000723908636000
498475100330007239010033000
У каждого цвета можно получить множество разбеленных либо зачерненных оттенков. Таблица на доске
3368040140970003082290140970002777490140970002482215140970002167890140970001853565140970001567815140970001272540140970009867901409700068199014097000367665140970002476514097000
3368040134620003082290134620002777490134620002482215134620002167890134620001853565134620001567815134620001272540134620009867901346200068199013462000358140134620002476513462000
С помощью этих разнообразных цветов художники создают прекрасные картины. А кто им подсказывает эти цвета? (природа)
Попробуйте охарактеризовать цвета, которые были смешены с белой краской (светлые, нежные, легкие, воздушные, слабые…). Что бы вы изобразили такими цветами?
Попробуйте охарактеризовать цвета, которые были смешены с черной краской (темные, тяжелые, приземленные, сильные…), Что бы вы изобразили такими цветами?
Как ты думаешь, что будет, если смешать нежную белую и сильную чёрную краски? Получится серая!
9867901257300068199012573000364490125730003111512573000
Видишь полоску-ленту, похожую на ступеньки? Серый цвет, приближаясь к белой, словно освещается ею. Но когда приближается к чёрной, похоже, что он погружается во тьму.
Сейчас сядьте поудобнее, навалитесь на спинку стула, ручки опустите, закройте глаза и внимательно прослушайте звуки природы. Мысленно нарисуйте картину цветами, которые услышите. Слушаем. Обсуждение (устное рисование).
Звуки природы - Шум дождя.mp3Стихии - Извержение вулкана.mp3Дети вспоминают, о чем они узнали на прошлых занятиях.
Выполняют упражнения.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают музыку пытаются по представлению нарисовать картину, обсуждение. Личностные: проявление интереса к искусству; умение видеть, т.е. ценить и понимать, что в каждом проявлении окружающего мира природы -красота.
Регулятивные: планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Познавательные: грамотно строить речевые высказывания.
Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся.
Работа в группах. Каждой группе необходимо изобразить конкретное стихийное явление. Работу выполнить на большом листе, широкой кистью, гуашью без предварительного рисунка карандашом. Обсудим алгоритм работы вместе.
Алгоритм.
Обсудить композицию по заданной теме.
Распределить обязанности (компоновка, выполнение в цвете элементов композиции).
Легкими мазками закомпоновать на листе изображение.
Выполнить работу в цвете, используя приемы смешивания красок с черной и белой.
Придумать название.
Тему каждая группа выберет сама, разгадав загадку
загадки -
Группа
Сквозь густую пеленуНичего я не пойму.Дом, деревья, водоемСерый гость накрыл плащом.(туман)
Группа
Вскинет огненный Меч,
Да некого сечь.То рявкнет басом,То плачет часом.
(гроза)
Группа.
Без пути и без дорогиХодит самый длинноногий,В тучах прячется,Во мгле,Только ноги на земле. (дождь)
4 группа.
Курит, курит дед Трофим,В небеса пускает дым.Но, как только кашлянул,В небеса огонь рванул.(вулкан)
Если во время работы возникнут трудности по созданию композиции, вы можете воспользоваться подсказками. Они находятся в конвертах. В одном - текст по описанию природного явления, во втором – перечень цветов, необходимых для изображения, в третьем иллюстрации)
Конверты с текстами.
Туман – это явление, делает воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. Туман - облако у поверхности земли. Туман бывает слабый (дымка), сильный.         
Гроза  – это явление, при котором возникают молнии и громом. Она образуется в мощных кучевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и сильным ветром. 
Дождь – это осадки, выпадают из облаков в виде капель воды. Дожди бывают с градом, грозой), косой ,ливневый или проливной дождь, моросящий дождь, снежный дождь, грибной или слепой дождь.
Вулкан - это Гора, на вершине ее кратер, или впадина в виде воронки. Вулканы извергаются, на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой.
Конверты с перечнем цветов
Туман 3739515140970004059555140970003368040140970003082290140970002777490140970002482215140970002167890140970001853565140970001567815140970001272540140970009867901409700068199014097000367665140970002476514097000
Гроза 4044315134620003672840134620003368040134620003082290134620002777490134620002482215134620002167890134620001853565134620001567815134620001272540134620009867901346200068199013462000358140134620002476513462000
Дождь
4044315134620003672840134620003368040134620003082290134620002777490134620002482215134620002167890134620001853565134620001567815134620001272540134620009867901346200068199013462000358140134620002476513462000
Вулкан
4044315134620003672840134620003368040134620003082290134620002777490134620002482215134620002167890134620001853565134620001567815134620001272540134620009867901346200068199013462000358140134620002476513462000
Конверты с иллюстрациями
565157874000Туман
56515-254000Гроза

Дождь

Вулкан

Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно (по группам). Сами выбирают, какие выбирать цвета для природного явления Личностные: самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт;
Познавательные: умение использовать для творчества различный художественный материал; уметь пользоваться доступными художественными средствами и материалами.
Коммуникативные: умение работать в группах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы; уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место с учетом предложенных заданий.
Физкультминутка – Я предлагаю вам встать из – за своих парт и немного подвигаться.
Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
(Приседания.)
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд – назад,
По двенадцать раз подряд.
(Вращение прямых рук назад и вперёд.)
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в тёплой луже.
Прыг – и нету комара!
Вот весёлая игра.
(Из глубокого приседа прыжок вверх.)
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились. Выполняют упражнения (Приседают, вращают руками, прыгают.) 4. Оценочно – рефлексивный этап. Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. Выставка – просмотр детских работ
484695515240000– Кто доволен своей работой сегодня? Прикрепите на свою групповую работу солнышко желтого цвета, как будто стихия утихает и пробивается солнце.
355282516573500- Кто смог правильно передать цвета на рисунке, но были трудности при смешивании красок, прикрепите тучку синего цвета.
137731520637500– Кто не достаточно усвоил особенности белой и черной красок, прикрепите молнию красного цвета.
Высказывают свои мнения. Работы отличаются.
(спокойный, бушующий, мелодичный, плавный и т. д.;
Весёлое, печальное, задумчивое и т. д.)
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за выполненный творческий продукт;
Регулятивные: формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности; формирование умения оценивать свою и чужую деятельность.
Познавательные: выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в аппликации; грамотно строить речевые высказывания; творческое видение с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Коммуникативные: уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии