Роль познавательного интереса в изучении обществоведческих дисциплин


РОЛЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В процессе развития правового государства обществоведческие дисциплины школьного курса приобретают важное значение для формирования правовой культуры и навыков молодого человека, его умения легальными средствами защищать общепризнанные общественные ценности.
Усвоение общепринятых социальных норм и правовых знаний вызвано обществом, государством, ведь без них «путешествие по жизни» может иногда быть не только неприятным, но и опасным.
Современные тенденции развития общества, в котором доминирует зависимость молодежи от Интернета и других компьютерных средств, отсутствие желания достичь интеллектуальных результатов собственным трудом, свидетельствуют о том, что ученика не интересует как сам процесс обучения, так и различные формы и методы проведения уроков. Ученики пассивны. Я могу утверждать это потому, что у них отсутствует элементарный интерес к познанию нового на уроках, заинтересованность обучением, низкая мотивация к учению.
Хочу отметить, что успешное осуществление задач по всестороннему воспитанию учащихся связано с повышением их интереса к учёбе. Как учитель обществоведческих дисциплин своей основной задачей считаю: привить интерес к учебе, разжечь свойственную человеку жажду познания нового, сформировать внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний. Отсутствие активной деятельности в процессе обучения проявляется прежде всего в том, что вместо работы мысли работает с усилием память: ученик в лучшем случае пытается запомнить то, что объясняет и рассказывает учитель. На первый взгляд кажется, что работа ученика целенаправленна, активна, а на самом деле это не труд, а сваливание на плечи ученика непосильного груза: старые знания накапливаются в памяти, становятся по сути преградой к овладению новыми.
Решая проблему воспитания интереса у учащихся к изучению социально значимых предметов, следует учитывать, что обществознание и правоведение – предметы большой функциональной значимости. Научно-методическая проблема, которую я ставлю перед собой, обусловлена ​​необходимостью определить некоторые резервы повышения правовой грамотности подростков, пути формирования их социально активного и правового отношения к жизненным событиям, воспитанием правовой культуры, а также использование наиболее эффективных методов, средств и приёмов, с помощью которых можно решить вопрос формирования познавательного интереса учащихся.
Хочу отметить, что интерес – это мощное средство успешного обучения и воспитания, необходимое условие достижения положительных результатов. Воспитание интереса к обществознанию и правоведению – одна из главных задач, которые я ставлю перед собой, потому что интерес – это познавательное отношение человека к окружающему, углубление интереса к определённой отрасли, в которую ученик хочет проникнуть. Интерес – это умение увидеть, удивиться, заинтересоваться, захотеть понять, найти ответы на вопросы, справиться с трудностями, идти вперёд. Интерес эмоциональный, он дарит радость творчества, радость познания, тесно связанный с острым восприятием окружающего мира, вниманием, памятью, мышлением и волей.
Интерес базируется на ориентировочно-исследовательском рефлексе. Павлов И.П. удачно назвал его рефлексом «что такое?». «У нас, – писал он, –этот рефлекс идёт необычайно далеко и оказывается, наконец, в виде той заинтересованности, которая создаёт науку, даёт и обещает нам высокое, безграничное ориентирование в окружающем мире».
Познавательный интерес – это не просто интерес к объекту познания; это интерес, связанный с ядром познавательной деятельности, это вечное, бесконечное приближение мышления к объекту.
Личность, которая не удовлетворена своими знаниями, имеет устойчивый познавательный интерес, который помогает индивиду глубоко и всесторонне познать предмет. Упорство человека в опредёленной сфере, в преодолении трудностей под влиянием интереса есть проявление силы и действенности интереса.
Интерес направлен на:
процесс деятельности (овладение знаниями);
творчество;
результат деятельности;
получение профессии;
материальные результаты труда.
У активных личностей перечисленные направления интереса сочетаются.
Я уверен в том, что в основе интереса лежит ощущение потребности. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают к себе наше внимание, мы думаем о них, стремимся к ним.
Хочу отметить то, что формировать познавательный интерес учащихся к своим урокам мне помогает соблюдение главных условий формирования интереса, это:
1) понимание учеником содержания и значения изучаемого;
2) наличие нового как в смысле материала, который изучается, так и в самом подходе к его рассмотрению;
3) эмоциональная привлекательность получения знаний;
4) наличие оптимальной системы тренировочных творческих упражнений и познавательных задач.
Следуя этим условиям, я вижу потребность ученика в обучении, широкую направленность его активности, психическое состояние, которое создаёт предпосылки к учебной деятельности, но все составляющие ещё не определяют характер этой деятельности.
В учебно-воспитательном процессе интерес выступает, с одной стороны, как мотив учения, с другой, – как условие успешного обучения. Интерес – это особенность индивида, которая проявляется в его направленности на определенные объекты, в стремлении познать их, овладеть ими.
Формирование и воспитание устойчивого интереса – процесс длительный и сложный. Здесь необходима система тщательно продуманных приёмов, которые ведут от развития любознательности к интересу, от интереса аморфного, поверхностного к устойчивому, глубокому познавательному интересу, который характеризуется напряжением мысли, усилием воли, проявлением чувств, активным поиском решения познавательных задач.
Проанализировав и обобщив психолого-педагогические и методические подходы к проблеме формирования интереса на уроках обществоведческих дисциплин, которые изложены в специальной литературе, я пришёл к выводам:
существенными признаками познавательного интереса является интеллектуальное направление поиска нового в объекте наблюдения; осознанное отношение к предмету своего интереса; эмоциональная окраска интереса и его проявление в волевом действии;
устойчивость интереса проявляется в продолжительности его сохранения и в его интенсивности, при этом важным фактором является преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интереса не вызывает, но выполнение которой необходимо для осуществления деятельности, интересующей человека;
для развития и поддержания постоянного интереса к изучению определённого предмета (в частности, обществознания или правоведения) необходимо использовать различные методы, формы и приёмы формирования правовых умений и навыков учащихся в системе.
Ведущими педагогами современности утверждается мнение о том, что основной путь перехода познавательной деятельности на более высокий творческий уровень – это целенаправленная ​​работа учителя по обучению школьников самой познавательной деятельности, её главным познавательным процедурам – процедурам распознавания явлений и предметов, их описания, объяснения и преобразования (применения). Всё это подтверждает актуальность научно-методической проблемы, которую я поставил перед собой.
Приёмы и методы работы, которые формируют познавательный интерес учащихся
Свой первый (вступительный) урок права я всегда начинаю с того, что знакомлю учеников с важностью нового для них предмета. Подчёркиваю значимость правовой науки. Необходимость знать, что право определяется девизом: «Учить право, чтобы знать; знать, чтобы жить достойно!». Я уверен, что этот девиз настраивает учеников на серьёзное плодотворное сотрудничество. Особое значение имеет латинская пословица «Право создано для пользы человечества».
Уже с первых занятий я стараюсь заинтересовать учеников юридической наукой. На традиционных уроках у школьников развивается интерес к предмету, который связан с новизной. Ученик получает возможность определиться с тем, имеет или не имеет особое значение предмет для него. Во время лекций и бесед подросток знакомится с новым материалом, выясняет для себя важность учебного предмета. А при работе с учебником ищет ответы на проблемные вопросы, с помощью законов и кодексов решает любые юридические ситуации. На этих уроках учащиеся демонстрируют заинтересованность, любознательность, решают проблемы. Особенно интересно это происходит во время знакомства с отраслями права.
В последнее время я ввожу в практику своей работы бинарные уроки. Основная цель, которую ставлю перед собой, – демонстрация того, как правовая наука тесно связана со всеми сферами жизнедеятельности человека. Бинарные уроки дарят ученикам радость познания, сотрудничества, оставляют в памяти ребёнка яркие моменты.
Для повышения эффективности мыслительной деятельности, памяти учащихся, сосредоточения их внимания я использую технологию развития критического мышления, которая активизирует познавательную деятельность школьников, повышает их заинтересованность.
Уроки-практикумы вызывают у школьников любознательность и заинтересованность, помогают практически отработать теоретические знания. На таких уроках ученики демонстрируют свой потенциал, с интересом выполняют задания, решают поставленные задачи и тому подобное. Плотность уроков такого типа всегда высока, каждый ученик вовлечён в урочный процесс.
Отдельно хочу отметить такие методы обучения, которые я использую на уроках и которые имеют высокий уровень самостоятельности мышления, как исследовательская деятельность и проблемные ситуации (задачи), которые отличаются своей нестандартностью. Нестандартные задачи различны по установке, которая определяет характер деятельности ученика: одни из них предполагают познание как правовых и социальных явлений, так и их признаков, другие – объяснение их происхождения, приведение примеров, доказательств.
Большую роль в познании нового, развитии и повышении интереса к изучению обществоведческих дисциплин играет заинтересованность. Я использую интерес учеников к обучению для того, чтобы получение знаний, умений и навыков на уроках обществознания и правоведения не было сложным и нудным, чтобы оно приносило ученику радость, вызывало стойкий интерес.
Очень позитивными в то же время являются интерактивные формы и методы обучения. При использовании интерактивных технологий учебный процесс проходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников урочной деятельности. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей правовой ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу достичь поставленной цели. Систематически использую на таких уроках разнообразные игровые моменты, мозговой штурм, цифровую атаку, понятийный диктант, работу в группах. С интересом учащиеся работают с нормативно-правовыми источниками.
С целью формирования заинтересованности учащихся на своих уроках я использую и игры: «Лото», «Крестики-нолики», «Карусель», «Эстафета» и др.
Чтобы знания хорошо переваривались, их нужно поглощать с аппетитом (Анатоль Франс).