Использование технологии развития критического мышления на учебных занятиях технических дисциплин


Тема: «Использование технологии развития критического мышления на учебных занятиях технических дисциплин»
Автор: преподаватель Кувырков Роман Александрович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Заволжский автомоторный техникум»
Город Заволжье, Нижегородская область
Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из основных задач современной образовательных учреждений становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
В рамках ФГОС современный студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Все это невозможно без использования современных форм, методов, способов и технологий преподавания. Использование инновационных педагогических технологий, позволяет обучающимся лучше и легче запоминать новый материал, повышает ответственность, трудолюбие, работу на результат, повышает качество обучения.
Одной из таких технологий является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).
Технология развития критического мышления через чтение и письмо включает цели, задачи, принципы построения, этапы и условия формирования, методы, приемы и способы обучения мышлению, формы организации деятельности обучаемых и способы оценивания результатов формирования мышления.
Основной целью РКМЧП обучающихся является расширение и освоение компетенций для эффективного решения социальных, практических и профессиональных задач. Эффективность применения на учебных занятиях технологии РКМЧП при изучении технических дисциплин подчеркивается их существенными преимуществами:
- развитием коммуникативных способностей;
- развитием личностных качеств для продуктивного сотрудничества;
- формированием у обучающихся принимать оптимальные решения;
- развитие самостоятельности, ответственности, готовности решать поставленную задачу.
Все это положительно влияет на результаты обучения.
Динамика успеваемости представлена за четыре года обучения студентов, в сравнении традиционных методов обучения и нетрадиционных методов с элементами технологии РКЧМП.
Год Форма обучения Дисциплина Кол-во
студ. Оценки Ср.
балл %
2 3 4 5 Качества
2015 Технология РКЧМП ЭО АТТ 20 - 3 12 5 4,10 85,00
2014 Технология РКЧМП ЭО АТТ 23 - 10 10 3 3,70 56,52
2013 Технология РКЧМП ЭО АТТ 27 - 10 13 4 3,78 63,00
2012 Традиционная лекция ЭО АТТ 23 - 16 7 - 3,30 30,43
2011 Традиционная лекция ЭО АТТ 23 - 17 6 - 3,26 26,0
Технологию развития критического мышления можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в технологию, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии (разрешено все то, что не запрещено). То есть для любого педагога она может стать «своей». Это очень важно в том случае, когда педагогический коллектив стремится достичь позиционного единства всех преподавателей.
На методическом уровне технология РКМЧП представляет собой систему приемов и стратегий, объединяющих приемы и методы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного содержания. Это касается не только структуры отдельного занятия или темы, но и курса в целом.
Одним из примеров использования технологии критического мышления представлено в структуре одного из учебных занятий по МДК 01.02 «Двигатели автотракторной техники», раздел 2 «Основы рабочих процессов двигателей», тема «Эффективные показатели рабочего цикла двигателя», который проходит в три логически связанных между собой этапам:
Учебная группа делится на подгруппы.
1 этап «Вызов»: По подгруппам раздаются карточки с изображением эффективных показателей рабочего цикла для определения названия темы. (Пример: «Эффективные показатели рабочего цикла двигателя»).Студентам в подгруппах предлагается высказать основные понятия по заданной теме, вынося основные моменты темы на доску. Это дает возможность студентам активизировать уже имеющие знания по изученному разделу МДК01.02 «Двигатели автотракторной техники», Раздел 2 «Основы рабочих процессов двигателей», мотивируя их для более углубленного изучения материала.
После этого, по ключевым словам и понятиям, которые указаны в карточках и выписаны на доску, в подгруппах составляется свой вариант описания темы «эффективные показатели рабочего цикла двигателя».
На базе собственных знаний студентам в подгруппах предлагается оценить утверждения в виде ответа да или нет. Ответы выносятся на доску в виде таблицы.
2 этап «Осмысление»: Обучающимся индивидуально предлагается ознакомиться с текстом темы «Эффективные показатели рабочего цикла двигателя», сравнивая с ключевыми словами и утверждениями. Далее происходит обсуждение текста, сравнивания текст с ключевыми словами и утверждениями, вынесенными на доску.
3 этап «Размышление»: Подгруппам предлагается составить кластер (карту мысли) по изучаемой теме. Кластеры используют для структуризации и систематизации материала. Суть этого способа заключается в том, что в середине листа записывается основное слово или тема, а по сторонам от него фиксируется идеи с ним связанные.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум
- дать волю воображению и интуиции
- продолжать работу, пока не закончится время или идеи не иссякнут
- постараться построить как можно больше связей
Изложение групп самостоятельно изученного материала по кластеру. Группы или их представители по очереди выходят к доске, объясняя тему по кластеру.
Урок получился органичным, без суеты. Студенты развили навыки работы с текстом – выделение главного и последующим изложением. Учебные занятия в технологии РКМЧП отличаются от уроков в традиционной системе: студенты думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют. На основании этого происходит решения практических заданий. Роль преподавателя - в основном координирующая.
Для развития мыслительного процесса, умению сопоставлять, анализировать процессы при работе автотракторной техники преподавателями используется такой способ организации учебного процесса как Зигзаг-2.
Зигзаг-2 – это один из подходов в организации обучения в сотрудничестве.
Рассмотрим основные элементы структуры занятия на основе этого способа.
Учебная группа делиться на «домашние группы»
1 тап «Вызов»:
Студентам в домашних группах предлагается высказать основные понятия по заданной теме, вынося основные моменты темы на доску.
2 этап «Осмысление»:
Чтение текста в «домашних группах» (выделить то, что не знали о соответствующей теме).
3 этап «Размышление»:
Домашним группам выдаются задания (экспертные листы), количество которых зависит от количества членов в «домашней группе» и от общего количества слушателей в аудитории.
Каждый выбирает, по какому заданию он готов стать Экспертом.
Происходит пересадка в «экспертные группы».
Выполняют задание, обсуждают в экспертных группах. В конце работы ответ на задание должен быть сформулирован у каждого эксперта.
Возвращение в «домашние группы».
Эксперты докладывают о проделанной работе и записывают отзывы и предложения от членов «домашней группы».
Возвращение в «экспертные группы».
Обмен предложениями и советами от «домашних групп».
Подготовка доклада от «экспертной группы» на аудиторию о выполненном задании.
Возвращение в «домашнюю группу».
Домашним группам предлагается составить тематики излагаемого материала в виде кластера.
В ходе проведениях таких занятий, студенты думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают прочитанное.
Существует множество различных примеров и стратегий инновационных методов преподавания, таких как:
Метод «Шести шляп»
Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.
Белая шляпа связана с информацией. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?" Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию.
Красная шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
Синяя шляпа отводится для рассмотрения самого процесса мышления: "Что нам делать дальше?"; "Чего мы достигли на текущий момент?". Синяя шляпа используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в его результате.
Под желтой шляпой мы делаем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?"
Рабочая таблица «З-Х-У»
Данная стратегия («Знаем» - «Хотим узнать» - «Узнали»)
У каждого обучающегося имеется личная рабочая таблица «З-Х-У». Она же начерчена на доске, или на большом листе бумаги.
В графу «Знаем» каждый обучающийся записывается все то, что знают о теме, затем обсуждается в подгруппах и выносится на доску, принятое решение.
В графу «Хотим узнать» записываются все вопросы обучающихся в подгруппах: О чем бы Вы хотели узнать по данной проблеме или теме?
Какие вопросы возникают у Вас в связи с данной темой?»
В графе «Узнали» при изучении текста, помечают ответы на свои
вопросы.
Прием «Толстый и тонкий вопрос»
Этот прием может быть использован как на стадии «Осмысление» (для активизации чтения), так и на стадии «Вызов» (для совместного целеполагания к получению новой информации). Посредством данного приема развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы разного уровня.
Толстый вопрос: В эту графу записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.
Тонкий вопрос: В эту графу записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ.
Используемые инновационные методы преподавания приведут к существенным изменениям:
- студенты будут участвовать в постановке целей занятия, высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения других.
- обучающимся предлагаются задания, направленные не только на проверку знаний, но и на развитие у них мыслительных навыков.
- на занятиях используются альтернативные источники информации, любая учебная информация изучается с заранее заданной целью.
- студенты овладеют разнообразными способами представления учебного материала.
- Преподаватель работает над получением обратной связи.
Изучение новых методов преподавания подобно обучению новому движению или приему в спорте: нужно увидеть, как они выполняются, попытаться их выполнить под наблюдением кого-то, кто знает, как их следует выполнять, и затем услышать предложения, как можно улучшить их выполнение.
Источники информации
1. Швец И.М., Марико В.В. Технология развитие критического мышления  в системе повышения квалификации педагогов.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1(6). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. - С. 189-201.
2. Швец И.М., Беленов А.Ф. Грудзинская Е.Ю., Алексеева Е.В., Игнатьева Г.А., Копосова Н.Н., Марико В.В. Естественнонаучное образование в школах Нижегородской области. - Н.Новгород: Нижегородский Гуманитарный центр, 1999. - 214 с. - (Серия «Библиотека директора школы»).
3. Марико В.В. Технология развития критического мышления: опыт деятельности в рамках новой образовательной парадигмы// «Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегии развития»: Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования. 28-29 октября 2003 года. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – с.148-150.
4. Грудзинская Е.Ю. Мониторинг образовательных сюжетов в посткурсовом пространстве// Статья в сборнике «Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегии развития»: Материалы научно-практической конференции, посвященной 65-летию Нижегородского института развития образования. 28-29 октября 2003 года. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – С.143-145.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных поисках. - М.: «Арена», 1994.