«Формирование ключевых компетенций учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лицей г. Малмыжа» Кировской области








Формирование ключевых компетенций учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии






Автор: Суворова Наталья Владимировна
учитель биологии











г. Малмыж
2015-2016 уч. г.
Формирование ключевых компетенций учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии

Суворова Н.В.
учитель биологии
МКОУ «Лицей г. Малмыжа»

По мнению педагога П.Г. Щедровицкого, "главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”. А это возможно только тогда, когда у учащихся присутствует интерес к учебной деятельности, к приобретению новых знаний. В настоящее время учитель сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроках, нежеланием работать самостоятельно. Одной из причин, обуславливающих снижение интереса к предмету, является однообразие уроков.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность и многообразие могут обеспечить его эффективность. Чтобы побудить интерес и поднять уровень познавательной активности учащихся, выбрала следующую методическую тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся посредством использования информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии».
Исходя из этого, считаю, что основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков (ЗУН) сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, в том числе информационной, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной и других.
Это отражено и в документах, связанных с основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ. В связи с этим перед учителем стоит проблема использования таких технологий, которые помогают формировать ключевые компетенции, в частности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Большое внимание в своей работе уделяю развитию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Компьютер – это необходимый универсальный инструмент школы XXI века, но ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы информационные технологии в учебном процессе. Многие согласятся, что педагог, работающий по старинке, используя доску и мел, традиционные модели и таблицы, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера. В наше время использование компьютера на уроках возможно и доступно, так как учащиеся, начиная с младшего школьного возраста уже знакомы с основными принципами работы с ним. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера.
В своей педагогической практике наряду с традиционными методами я использую информационные технологии обучения. Использование данных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств ИКТ-технологий, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Кроме того компьютерные технологии позволяют создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха.  Считаю, что данные технологии позволяют создать условия для формирования мотивации, развития индивидуальных способностей, активизируют познавательный интерес, и как следствие – повышается эффективность обучения. Таким образом, целью моей работы является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач:
содействовать развитию познавательного интереса,
повысить мотивацию к учению,
развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения,
использовать возможности готовых ЭОР на уроке и вне его,
создавать и применять собственные ЦОР направленные на удовлетворение потребностей моих учащихся.
На страницах Интернет мне встретились различные способы классификации ИКТ-ресурсов.
Информационные технологии подразделяются на:
1. Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации).
2. Специальные (электронные учебники, энциклопедии тренажеры).
3. Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии).
С помощью универсальных информационных технологий учитель может сделать многое. Это и оформление различной документации, составление инструктивных карточек или карточек для контроля знаний, таблиц, диаграмм, различных презентаций. Все это позволяет экономить время педагога, уплотняет урок и делает его интересным, позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению.
Широкое использование ИКТ на уроках биологии делает обучение более наглядным, понятным и з
·апоминающимся. Учитель может проверить знания учащегося, используя систему тестирования, а так же и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
При изучении биологии использовать компьютер можно в следующих случаях:
При подготовке к ЕГЭ.
При  тестовом контроле.
При проектной, исследовательской и поисковой деятельности.
При виртуальных экскурсиях, выполнении лабораторных работ, биологических опытов.
При изучении учебного материала в виде презентации и электронных плакатов.
При участии в онлайн-конференциях через Интернет.
Опыт работы показывает широкие возможности использования информационных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности, в том числе:
создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам курса;
создание учителем мультимедийных презентаций к разным разделам программ;
создание и использование контрольно-измерительных материалов (тестов), организация самопроверки с использованием такого рода материалов;
создание и проведение заочных интерактивных экскурсий при изучении различных тем;
создание мультимедийных презентаций к внеклассным мероприятиям;
использование интернет ресурсов при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ, индивидуальных и творческих заданий;
Результативность информационных технологий огромна:
Формирование у учащихся информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
Повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.
Использование ИКТ позволяет преподавателю экономить время на уроке, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия. Это вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, что немало важно. Преподаватель включается в творческий поиск, конструирует свой урок таким образом, чтобы он был доступен и соответствовал уровню подготовленности его учащихся.
Актуальным становится создание пособий по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Появляется возможность использования их на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, или для самостоятельной работы сильных учеников на уроке, накопления опыта решения элементарных задач, дистанционного обучения учеников.
В своей работе для создания пособий я, наряду с другими программами, использую широко известную программу Power Point. Она проста в применении, позволяет создавать разнообразные интерактивные пособия: тренажеры, обучающие игры, задачники и словари и даже целые образовательные модули. Использование иллюстраций в таких пособиях дает дополнительную возможность для запоминания материала учащимися «визуалами». Ведь по статистике только 5% учащихся – аудиалы, т.е. хорошо воспринимают информацию с помощью слуха. Поэтому многие дети испытывают трудности при ответах на вопросы или решении задачи просто потому, что не видят перед глазами ее условия или не могут представить себе совокупность упомянутых в ней предметов. Кроме того, иллюстрации, используемые для создания пособия, прекрасно дополняют рисунки учебника, что повышает наглядность урока, делает пособие незаменимым, при объяснении нового материла, помогает понять сложный материал в случае самостоятельного его изучения ребенком. Педагог может создать ресурс специально для урока обобщения и систематизации знаний учащихся, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для восприятия последующих тем или курсов биологии, для создания целостной картины. Преподаватель при этом может компактно собрать большой материал многих параграфов в одном пособии. Педагог может создавать многофункциональное пластичное пособие, которое может быть использовано как для фронтальной работы класса при наличии одного компьютера в классе, так и для индивидуальной работы каждого ученика с этим же пособием. Самостоятельная работа ученика с такими пособиями повышает активность учащихся, позволяет работать в индивидуальном, комфортном темпе. Для школьников такая работа создает ситуацию успеха, а учитель может довести до автоматизма навыки и активизировать мыслительную деятельность. Что опять же важно для подготовки ребят к итоговым тестированиям. Своей работой в этом направлении делюсь с коллегами на педсоветах.
Целью своей дальнейшей работы вижу воспитание личности, готовой и способной самореализоваться в современном обществе. В связи с этим планирую продолжать работать над данной методической темой. Средствами эффективной работы в данном направлении считаю самообразование, освоение новых форм и методов обучения, использование ИКТ-технологий, курсовую подготовку.










15