Из опыта работы учителя русского языка и литературы Подготовка к итоговому сочинению


Из опыта работа учителя русского языка и литературы
КАК НАПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Сочинение – это творческая работа ученика. Оно дает возможность оценить личность выпускника со всех сторон. Память механическая и абстрактная, владение логикой, абстрактным и конкретным мышлением, стабильность нервной системы, выносливость, волевые качества — все это экзаменационное сочинение позволяет выявить в комплексе. С помощью экзаменационного сочинения ученик покажет эксперту, оперируя материалом русской литературы, что все эти качества у него есть.
Критерии оценивания итогового сочинения:
1. Умение ответить на вопрос темы (заданный прямо или подразумевающийся, - тогда этот вопрос надо еще правильно поставить)
2. Аргументация с привлечением литературного материала. Литературная эрудиция.
3. Композиция и логика рассуждения. Главное в сочинении — доказательство четко сформулированного тезиса.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов) .Недостатки в сочинении вызваны следующими причинами:
• неумением выделить тот аспект анализа, который предлагается формулировкой темы;
• плохим знанием художественных произведений;
• отсутствием собственного мнения о прочитанном произведении;
• наличием не анализа, а пересказа, а «пересказ всегда искажение, упрощение и «оскучнение» (Д.С.Лихачев);
• неумением грамотно, связно, логически последовательно, эмоционально и стилистически правильно изложить письменно свои мысли.
Некоторые из этих причин можно постараться устранить, но никто за ученика не будет читать, никто не сможет заставить его думать, если он сам этого не захочет.Для того чтобы сочинение было построено правильно, внутренне закономерно, чтобы знания и суждения ученика не спутывались в клубок, а были продемонстрированы наиболее выгодным образом, разработаны определенные приемы.
Во-первых, советую вступление писать только после того, как станут ясны основные позиции главной части, так как только тогда станет ясно, какие положения основной части требуют пояснения. Попытка сразу же написать первые фразы сочинения, как правило, приводит к общим фразам, расплывчатости всей работы.
Во-вторых, чтобы получить «зачет» по первому критерию, нужно научиться определять объем темы. Нельзя писать обо всем, что помните. Если быть точнее, надо самому себе задать вопрос и ответить на него четко и кратко. Этот ответ и будет вашим тезисом, который вы будете доказывать с привлечением литературных примеров. Тезис заранее нужно иметь перед собой как цель, к нему нужно привести ваши доказательства.
Например, имея название сочинения « можно поставить вопрос «Что правит человеком — разум или чувства?» Ответом на этот вопрос может стать предложение «Чувства и разум в человеке должны быть в гармонии». Это и есть тот тезис, который нужно будет доказывать с привлечением литературного материала.
Как поставить вопрос?
Каждое явление можно изучать тремя основными способами:
1) можно исследовать происхождение явления или предмета. Например, вопрос может звучать так: С какой целью автор сопоставил те или иные события, явления, героев?
2) каким образом это явление взаимодействует с окружающим миром? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев?
3) Что нового дало это явление миру? Этот вариант вопроса наиболее универсален в применении, так как любой литературный факт является частью более обширного целого, каждый герой вписан в систему образов, каждая сюжетная линия соотнесена с событийным полем произведения.
Это три варианта главного вопроса сочинения. Не надо стараться сформулировать три вопроса и ответить на них, можно раскрыть тему сочинения, сформулировав один выигрышный тезис.
Следующий этап работы над сочинением — подбор аргументов, планирование конкретных абзацев. Нужно помнить, что основным элементом любого анализа является сравнение: различных героев, различных этапов жизни одного и того же героя. Особенно важны начала и концы произведений. Сравнительный анализ дает широкие возможности для демонстрации самостоятельности мышления.
Как правило, тезис сочинения становится одной из последних фраз главной части, после которой можно переходить к заключению. Такой подход убережет от пересказа, так как ученик будет не просто пересказывать, а будет ссылаться на текст с целью доказательства тезиса.
Вступление к сочинению существует для того, чтобы продемонстрировать свою эрудицию. Чтобы расширить границы сочинения, чтобы показать, что вы сознательно ограничиваете себя рамками тезиса.
Во вступлении решаются две задачи: во-первых, необходимо объяснить ваше понимание названия темы, если оно нуждается в объяснении, во-вторых, объяснить сужение темы. Вы объясняете, почему, зная много, вы обращаетесь к конкретным немногим литературным фактам.
Заключительная часть сочинения:
Как и во всем сочинении не должно быть случайных слов, должен быть выдвинут новый тезис, расширяющий начало главной части, а также небольшой пример, проанализированный в главной части, можно рассмотреть на фоне творчества писателя или тенденций литературного развития. Тезис не нужно доказывать, он должен быть только заявлен как можно масштабнее.