Доклад по английскому языку на тему Работа с текстом на уроке английского языка


ГБОУ Новосемейкинская ООШ №2
Доклад
«Работа с текстом на уроке английского языка»
Учитель: Зуева М.Л.
2016 год
Ни для кого не секрет, что чтение стало непопулярным времяпровождением среди детей и подростков в последнее время.  Но как научить языку без использования текстов?  Ведь чтение  на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. Поэтому уроки  чтения необходимы в учебном процессе. Эти уроки бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям. Но чтобы чтение было увлекательным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления. Следовательно, учителю нужно знать различные упражнения по работе с текстами и тщательно  продумывать контрольные задания по чтению.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:
цель обучения, т.е. чтение является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)
чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.
Текст же следует рассматривать в следующих обучающих функциях:
как иллюстрацию функционирования языковых единиц;
как модель речевого высказывания или речевого общения (текст-диалог);
как инструмент обучения аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и видам иноязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорения, аудирования, письма).
Чтение следует подразделять на следующие виды:
1) По целевой направленности деятельности: ознакомительное; просмотровое; изучающее; поисковое
2) По способу раскрытия содержания: аналитическое; синтетическое; переводное; беспереводное
3) По способу раскрытия содержания: аналитическое; синтетическое; переводное; беспереводное
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение.
Ознакомительное чтение (reading for the main idea) представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение “для себя”, без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, т.е. выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.
Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25 – 30% избыточной, второстепенной информации.
Изучающее чтение (detail reading) предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Объектом “изучения” при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста.
Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Поисковое чтение (reading for specific information) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей и т.д.). В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Работу с текстом делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
1) Предтекстовый этап – предназначается для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования
2) Текстовый этап – предполагает использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста
3) Послетекстовый этап – направлен на выявление основных элементов содержания текста
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений.
Предтекстовые упражнения направлены на устранение смысловых и языковых трудностей.
1) Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова;
прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
2) Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
заполните пропуски подходящими по смыслу словами;
найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов;
прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д;
выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
3) Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …);
найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
4) Упражнения на различение грамматических явлений:
выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их;
выпишите предложения с данной грамматической формой;
объясните употребление данной грамматической формы.
5) Подстановочные упражнения:
составьте предложения из слов, данных вразбивку;
замените выделенную форму по образцу.
6) Трансформационные упражнения:
составьте из двух предложений одно простое;
образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых;
выразите ту же мысль другими средствами.
7) Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово;
определите значение сложного слова по его элементам;
трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.
8) Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте;
прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
9) Предтекстовая ориентировка читающего:
ответьте на предтекстовые вопросы;
определите верные и неверные утверждения.
Текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержаться указания на вид чтения, необходимость решения определенных познавательно – коммуникативных задач в процессе чтения.
1) Упражнения на свёртывание текста:
найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию;
расположите предложения абзаца по степени важности информации;
сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
2) Упражнения на реконструкцию текста:
составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу;
расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой;
составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
3) Упражнения на перефразирование:
замените слово синонимом по образцу;
замените слова дефиницией (описанием);
преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу;
расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием;
воспроизведите текст по плану.
4) Упражнения на обобщения материала:
сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
1) Упражнения на выявление темы текста:
выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте;
найдите обобщающие слова и сформулируйте тему;
сформулируйте тему самостоятельно.
2) Упражнения на передачу сюжета:
оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета;
определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
3) Упражнения на составление характеристики персонажей:
выделите авторские характеристики;
ответьте на вопросы к фрагментам текста;
поставьте вопросы к фрагментам текста;
прокомментируйте авторскую характеристику героев;
дайте свою характеристику героям.
Кроме упражнений, приведенных выше, на всех трёх этапах можно использовать различные задания для каждого вида чтения:
Ознакомительное чтение
Предтекстовый этап
выполните частичный перевод предложений на родной язык;
найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов;
назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда;
найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного);
выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму;
назовите исходную форму данных слов.
Текстовый этап
прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
Послетекстовый этап
используя материал текста, ответьте на вопросы;
расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
используя факты из текста, расскажите о …;
перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
выразите свое отношение к прочитанному;
прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
составьте аннотацию к тексту.
Изучающее чтение
Предтекстовый этап
прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;
разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.
Текстовый этап
прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;
назовите основные проблемы, затронутые в тексте;
найдите главные факты текста;
расположите следующие предложения текста в логической последовательности;
составьте список вопросов к тексту;
подготовьте план пересказа текста;
подтвердите достоверность суждений о …;
поясните главную мысль текста своими словами;
Послетекстовый этап
прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;
ответьте на вопросы по тексту;
перескажите текст на родном языке;
выразите свое отношение к прочитанному;
скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.
Поисковое чтение
Предтекстовый этап
установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
Текстовый этап
просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
Послетекстовый этап
зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
подчеркните в тексте определение (вывод, термин);
при обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Список литературы
1. Горчилина Е.Е. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по иностранному языку. М., Дрофа, 2009.
2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн., Вышэйшая школа, 2011.
3. Цветкова И.В., Клепальченко И.А., Мыльцева Н.А. Английский язык для школьников и поступающих в вузы. М., Глосса, 2012.
4. Сборник нормативных документов. Иностранный язык. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М., Дрофа, 2009.
5. www.studentline.ru Приемы обучения чтению на уроке английского языка.