Развитие творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной работе.

Развитие творческих способностей школьников средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочной работе.
Зенина О.А.
г. Белгород, МБОУ СОШ №47
Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, ставят новые приоритеты в образовании. В президентской инициативе «Наша новая школа» указывается, что Россия может быть конкурентным обществом, если будет следовать по пути модернизации и инновационного развития, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства» [1].
Творческие способности, понимаемые как уровень, обеспечивающий создание нового, оригинального, позволяют человеку проявлять свою активность в различных сферах жизни и деятельности. Развитие творческих способностей (креативности) проходит две фазы: развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности (детский возраст). На основе «общей» креативности (возраст от 13 до 20 лет) формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности [2, с.217] .
Большой потенциал для развития как общей, так и «специализированной» креативности заключен в использовании информационно-коммуникационных технологий во внеурочной работе по информатике. Для детей, увлекающихся компьютерными технологиями, в нашей школе действуют кружки «Школотроны» для старших школьников и «Исследователь» для пятиклассников. Работа с ребятами строится не на репродуктивном, а творческом уровне. Для этих детей подбираются более сложные задания, требующие проявления творческого мышления и специальных умений в области владения компьютерными технологиями.
На занятиях кружка «Школотроны» школьники создают видеофильмы, клипы, видеорепортажи, коллажи, обрабатывают фотографии, разрабатывают сертификаты, грамоты, оказывают помощь учителям в создании видеоуроков и др.
«Школотроны» активно участвуют в конкурсах по многим направлениям фото-кино и искусства. В своей копилке участники кружка имеют немало наград, свидетельствующих о победах в городских, областных и всероссийских конкурсах. В кружке школьники включаются в коллективно-творческую деятельность. Разработка коллективных проектов (видеофильмов, видеорепортажей) осуществляется с помощью технологии коллективного творческого воспитания (автор И.П.Иванов), которая предполагает совместную разработку сценария, создание фильма, его демонстрацию и анализ полученного результата. Применяя метод мозгового штурма, вместе с руководителем, школьники выдвигают идеи по созданию фильма или клипа. Из предложенных идей, общим голосованием выбираются лучшие. Затем в соответствии со способностями, желаниями школьников распределяются роли режиссера, оператора, сценариста, актеров. Так участниками кружка было подготовлено несколько видеорепортажей на волнующие молодежь темы: о выборе профессии, о спорте, о школьном питании, о здоровом образе жизни, о влиянии ИКТ на современную молодежь. Ребята проводили опросы старшеклассников, брали интервью у директора школы, педагогов, психолога, завучей. Затем материал обрабатывался, монтировался и демонстрировался в школе.
Кружок «Исследователь» ставит своей целью привлечение школьников к исследовательской деятельности в области информационно-коммуникационных технологий. Здесь школьники учатся выделять и ставить проблему, выдвигать гипотезы, вести поиск возможных вариантов решения, осуществлять сбор материала, обобщать полученные данные, готовить и защищать проект. Результатом их творческой деятельности становится мультимедийный продукт: небольшой мультфильм, фрагмент видеоурока или презентация. Для их создания используются несложные программы: CamStudio (запись своих действий на экране), Movie Maker (создание и редактирование видео), Flash редактор. Исследовательские работы выполняются как коллективно, так и индивидуально. К примеру, в ходе выполнения коллективной работы на тему: «Создать мультфильм пятикласснику не под силу», учащиеся решили поставить эксперимент: создание мультфильма. Они разделились на группы и определили задания по поиску необходимой информации. Одна группа искала информацию о создании мультфильма в Интернете, вторая группа занималась поисками студий в городе, занимающихся мультипликацией, а также старшеклассников, которые бы согласились их консультировать. Дети даже написали письмо создателям «Смешариков», чтобы те поделились опытом создания мультфильмов. На основе собранной информации при помощи старшеклассника-консультанта был создан пятиминутный мультфильм. Таким образом, гипотеза, что пятикласснику не под силу создать мультфильм была опровергнута. Такой результат никого не может оставить равнодушным. А это значит, что желание творить и исследовать будет крепнуть.
Учащимся нравится их роль в жизни школы. Создавая видеопроекты, школьники открывают для себя новые возможности. К их «папке знаний и умений» добавляются навыки профессий режиссера, видеооператора, звукорежиссера, сценариста, актера, фотографа, компьютерного дизайнера. Надеемся, что это обеспечит учащимся в недалеком будущем удачный выбор профессии, творческое отношение к работе, способности творить, создавать новое в тех сферах, где им придется работать.
Литература:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб; М., Харьков. Минск, 1999.