Формирование познавательной активности учащихся на уроках обществознания средствами информационно-коммуникационных технологий


Формирование познавательной активности учащихся на уроках обществознания средствами  информационно-коммуникационных технологий
.
Цель:  обеспечить необходимый уровень усвоения систематизированных знаний по обществознанию через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
  Моя основная задача – обнаружить в каждом ученике познавательные мотивы и развить их до желания осваивать новые знания. 
В связи с этим определяются задачи:
внедрение средств ИКТ на уроках обществознания;
разработка методических материалов по реализации средств ИКТ и проектно-исследовательской технологии;
содействовать развитию ИКТ-компетентности через использование ресурсов Интернет;
способствовать самореализации личности учащихся через применение проектно-исследовательской технологии.
Постановка проблемы.
В последние годы наблюдается общее снижение интереса школьников к учебно-познавательной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я определила для себя путь решения проблемы - использовать информационно - коммуникационные технологии как средство познавательной активности учащихся на уроках обществознания.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебно-познавательной деятельности.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках обществознания через использование интонационно-коммуникационных технологий, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
Ведущая педагогическая идея.
Активное взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик» в процессе использования ИКТ, объективная оценка знаний с помощью интерактивных тестов в процессе самообучения.
   При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании обществознания, активно использую информационные технологии.
Основные средства информационно - коммуникационных технологий, используемые на уроках:
во-первых, это непосредственное применение в учебном процессе компьютера. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:
лекционная  презентация,
«плакаты»,  
«тройное действие», 
интерактивные презентации.
Лекционная презентация – это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,  докладов, выступлений учителя или обучающихся.
«Плакаты» - это  демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников. Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.
«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате – при правильном распределении внимания учащихся, я задействую три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорю; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.
Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов, так как такая презентация фактически является электронным учебным материалом. Этот вариант презентации позволяет мне размещать на слайдах гиперссылки на иные источники информации.
Мультимедийная  презентация -  презентация  для  целого  урока  с  применением  всех  форм  вышеуказанных презентаций, т.е. использования лекционного материала, видеофрагментов с гиперссылками на них во время демонстрации материала. Какой бы вариант презентации не использовался на уроке, приступая к её созданию, необходимо обдумать следующее: •    каковы цели и задачи, которых  хочу достичь в результате показа данной презентации;•    какова аудитория, перед которой мне предстоит выступать;•    какова мотивация этой аудитории к тому, чтобы меня слушать;•    в каких технических условиях презентация будет демонстрироваться, а их может быть два:   1) проецирование слайдов на большой экран, учащиеся следят за показом со своих мест;
2) ребята самостоятельно знакомятся с презентацией (при выполнении домашнего задания).
На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию  по той или иной учебной теме. Это является ещё одной из форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и структурировать материал большого объёма; иллюстрировать своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач. Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ:    1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности  и точности при выполнении заданий. Кроме того, при минимальных затратах времени можно проверить знания всех учащихся класса, например, при помощи МИНИ – ТЕСТА,  осуществить самопроверку или взаимопроверку (выставление правильных ответов на слайде), при этом, учащиеся могут сами дать оценку своей работе или работе одноклассника (ученики знакомы с критериями оценок).  Таким образом, на уроке появилась возможность организовать и оценить работу каждого ребенка, причем оценить немедленно, что очень важно для поддержки  мотивации ученика.   2. Без дополнительных затрат времени можно включать в урок–презентацию видеофрагмент, вопросы к нему, организовать работу учащихся с видеофрагментом.   3. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организую работу с текстом учебника, документа, рисунка.
  4.  С помощью логических схем (на слайде), сравнивая содержание различных источников, развиваю критическое мышление учащихся.
  5. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.
     С помощью  заданий на слайде можно активизировать познавательную  деятельность учащихся.
Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование).
На уроках  я использую  программу для компьютерных презентаций Microsoft PowerPoint.  При подготовке к урокам и во внеурочной деятельности использую программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Paint.
Средства ИКТ использую не только на уроках, но и для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по обществознанию во внеурочной деятельности, например, для обеспечения познавательного досуга (развивающие игры, электронные энциклопедии). Ведь известно, что различные формы внеурочной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.
При реализации проектной и исследовательской деятельности на уроках компьютерные средства использую вместе с учащимися при обработке полученных результатов статистических данных, при построении графиков, для составления компьютерной презентации.
При подготовке проектов учащиеся выполняют снимки объектов культурного наследия (памятники, храмы и др.) цифровым фотоаппаратом, переносят их на компьютер, анализируют и выбирают информацию в Интернете, таким образом, они знакомятся с возможностями информационных технологий, приобщаются к современным средствам коммуникаций. И как результат – повышается познавательная творческая активность учащихся.
Компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Демонстрацией повышения познавательной активности учащихся на уроках обществознания являются полученные результаты:
повышение качества знаний;
рост мотивации, интерес к предмету;
активная проектная и исследовательская деятельность учащихся;
участие в олимпиадах различного уровня.