Отзыв на УМК Н.Ф.Виноградовой Начальная школа 21 века».


Отзыв об УМК «Начальная школа 21 века»
До недавнего времен и цель начального обучения звучала так: научить младшего школьника читать, писать, считать, дать ему элементарные знания об окружающем мире.
Если бы у учителей начальных классов спросили: «Чему вы хотите научить ваших учеников?»
В разной языковой форме 97% ответили: «Хотим, чтобы дети освоили школьную программу и были готовы к обучению в основной школе», т. е главная цель была вооружить учащихся определённой суммой знаний, умений, навыков (ЗУН). При этом предполагалось, что развитие происходит само собой. (Мы - учителя, даём знания, а они-ученики - знания берут и при этом развиваются) Но это не так. Обучение, в котором не планируется развитие, не всегда даёт развивающий эффект. И тогда наши ученики, получившие МНОГО знаний, не всегда умеют их применить, да и к дальнейшему самообразованию, саморазвитию не всегда готовы.
Отсюда следует вывод, что ученики ХХI века должны отличаться от своих сверстников ХХ века отношением к той деятельности, которой он занимается в школе.
Чем?
СВОЕОБРАЗИЕ и ЗНАЧЕНИЕ учебной деятельности у учеников ХХI века в том, что ребёнок изменяет себя сам.
Ребёнок не равнодушен к той деятельности, которой он занимается, осознаёт важность полученных знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач, т.е. учит учить себя, осознаёт личную ответственность за результаты обучения.
И здесь хочется привести слова великого человека Г. Галилея: «Нельзя чему ни будь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это внутри себя»
И следствием этого приоритетная цель начальной школы – развитие личности младшего школьника
Как же следует понимать термин «развитие школьника»?
Сформированность умений использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.
Сформированное умение добывать знания, инициативность школьников в построении гипотез, поиске доказательств, желание выполнять любую задачу творчески
Сформированное умение осознать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, умение сравнивать свою деятельность с эталоном
Существенные изменение в психике и личности ребёнка, высокий уровень психических процессов (воображения, мышления, связной речи)
Осознание своего «Я», своих способностей
Другая ведущая идея построения УМК «Школа 21 века» интеграция обучения
Интеграция – установление устойчивых связей между разными учебными предметам.
Интегрированное обучение способствует:
- развитию научного стиля мышления;
-повышает качество знаний;
-развивает интерес к предмету;
-расширяет кругозор учащихся;
-позволяет уменьшить количество учебных предметов, тем самым снизить общую нагрузку, а значит устранить перегруз.
Следующая особенность УМК «Школа 21 века – это дифференциация – ключ к сохранению индивидуальности ребёнка.
Предлагаемые детям заданий, подобраны по принципу «труднее – легче». Сущность такого подхода заключается в том, что ребёнок получает возможность решать любую задачу, но в разные периоды обучения.
И в учебнике, и в рабочих тетрадях выделены три уровня:
Базовый,
Материал, не включённый в образовательный стандарт
Материал повышенной трудности
Часть заданий отмечена знаками: « работа в парах», «вспомни материал, изученный ранее», «подсказка», «давай подумаем», включены различные сведения «из истории математики», «из истории языка», путешествие в прошлое». Эти задания служат для развития интереса учащихся к предмету, расширению кругозора и арсенала новых способов рассуждения.
В УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим.
И естественно очень трудно осуществлять дифференциацию без педагогической диагностики.
Это ещё одна особенность УМК «Школа 21 века».
Педагогическая диагностика - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
– установить уровень овладения учебной деятельностью;
– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
оцениваются только реальные достижения ребенка, которые он сам хочет предъявить для оценки
критерием оценки являются изменения данного ребенка
оценивание идет параллельно с формированием самооценки
ученик имеет право на сомнение и на исправление;
результаты диагностики позволяют видеть динамику продвижения ученика и вовремя приходить ему на помощь.
Данная педагогическая диагностика может быть применена к любому традиционному УМК.
Новый подход обучения письму:
длительный подготовительный этап, необходимый для отработки тех процессов, которые лежат в основе письма;
изменение высоты строки в прописях (рука в этом возрасте не готова к мелким, точным движениям);
увеличение количества времени на написание печатных букв (рука недостаточно готова к письму письменных букв);
упрощение написания некоторых курсивных букв (задача - научить писать с наименьшими трудностями)
Итак, за время обучения в начальной школе по данному УМК ваш ребёнок не только прибавит в весе, вырастет, повзрослеет, будет больше знать и уметь, но и изменится отношение к деятельности, разовьются познавательные интересы, появится готовность к самообучению и самовоспитанию
Подытожить наш разговор об УМК словами французского философа Мишеля Монтеня: «Кто никуда не плывёт, для того не бывает попутного ветра»