«Роль программно-методического обеспечения учебного процесса в развитии речевой культуры студентов»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум имени Героя Советского Союза,
лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина»
Доклад преподавателя дисциплины «Русский язык»
И.С. Скрабатун по теме:
«Роль программно-методического обеспечения учебного процесса в развитии речевой культуры студентов»
Серпухов
05.04.2017
Русский язык! Тысячелетия создавал
народ это гибкое, пышное,
неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие
своей социальной жизни, своей мысли,
своих чувств, своих надежд,
своего гнева, своего великого будущего.
Л. Н. Толстой
На современном этапе развития к системе образования предъявляются высокие требования государства и общества. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают ориентацию обучения на усвоение студентами определённого объёма знаний в рамках избранной профессии и развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Проблема развития речи студентов имеет большое общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры человека.
Речевая культура - показатель уровня образованности человека. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо владеть высокой речевой культурой: уметь вести диалог с представителями разных поколений, общаться с коллегами и партнерами, налаживать производственные связи, проявляя высокие коммуникативные качества, добиваясь взаимопонимания, вызывая уважение к себе.
Дисциплины гуманитарного цикла формируют у студентов положительные коммуникативные качества, способствующие правильному взаимодействию с обществом, помогают вырабатывать умения, навыки и привычки культурного общения.
В рамках изучения дисциплины «Русский язык» решаются следующие задачи:
- закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
- формирование коммуникативной компетенции специалиста;
- обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
- развитие речевого мастерства для ведения переговоров, дискуссий;
- повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.
Чтобы эффективно решать поставленные задачи необходимо программно-методическое обеспечение, которое является источником образовательного процесса и важным элементом в деятельности педагога. Программно-методическое обеспечение в нашем понимании - это совокупность образовательных программ, обеспечивающих деятельность преподавателя с учащимися. Комплексное методическое обеспечение - планирование, разработка и создание учебно-методического комплекса – оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного процесса обучения в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой.
Программно-методическое обеспечение включает в себя три основных взаимосвязанных компонента - содержательный, функциональный и оценочный.
Содержательный компонент представляет собой программное и методическое обеспечение.
Программное – это рабочие, типовые, авторские программы; поурочные и тематические планы; расписание учебных занятий.
Методическое - печатные книги, печатные учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы, критерии оценки.
Методическое обеспечение включает в себя информационно-технологическое обеспечение: учебное и аутентичное (электронные базы данных вузов, электронные библиотеки, разработка программных продуктов по темам или модулям и методические рекомендации по их применению, электронная почта, форумы, блоги, телеконференции, видеоконференции, аудио-видео информация, учебные и информационные веб-сайты, тесты, критерии оценки).
Функциональный компонент состоит из набора функций преподавателя и студента; преподавателя и сети; методов, применяемых в процессе обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, форм (семинар, основанный на динамической презентации, слайд-лекция, самостоятельная работа).
Оценочный компонент содержит комплекс педагогических требований, предъявленных к применению компьютерных технологий. Также необходимо уделить внимание умениям и навыкам учебной работы, которые способствуют самостоятельному приобретению и усвоению знаний.
Век компьютерных технологий набирает обороты, идет всеобщий процесс компьютеризации. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Благодаря информационным технологиям преподаватель постоянно может обновлять учебный материал, одновременно воздействовать графической, звуковой, фото- и видеоинформацией на обучающихся, что существенно повышает эффективность обучения, также адаптировать и дополнять уже заложенные в базу данных программы, реализуя интерактивный подход к обучению.
С помощью программно-методического обеспечения могут быть достигнуты такие педагогические и методические задачи, как:
- индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
- стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление самоконтроля и самокоррекции с диагностикой результатов учебной деятельности;
- высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения знаний за счет выполнения рутинных операций с помощью компьютера, связанных с работой с большим объемом информации;
- усиление мотивации обучения и повышение автономии обучающихся;
 - повышение осознанности учебного процесса;
- увеличение информационной емкости учебного процесса за счет использования различных способов представления учебного материала;
- возможность осуществления творческой и исследовательской деятельности путем создания собственных учебных материалов: создание учебных проектов, презентаций.
Каждый преподаватель русского языка постоянно ощущает, какое важное место в его работе занимает учебник. От учебника в немалой степени зависит и отношение студента к уроку. Недостаточно понятно сформулированная теория, неинтересные, однообразные упражнения могут свести на нет усилия даже опытного педагога. И наоборот: настоящим помощником и поддержкой нам является хороший учебник - живое, толковое изложение, вопрос, который заставляет напряженно размышлять, тексты упражнений, интересные новой информацией. В учебнике «Русский язык» под редакцией Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой (для студентов учреждений среднего профессионального образования)  реализуется идея интегративного и дистантного подхода к изучению русского языка, что делает области его применения более разнообразными: это и аудиторная организация занятий, и экстернат, и заочная форма обучения. Помимо справочного материала по всем разделам науки о языке учебник содержит отрывки из различных литературных и научных источников как материал для первичного наблюдения и анализа, а также проверочные тесты для подготовки к итоговой аттестации.
Основываясь на целесообразности использования программно-методического обеспечения в учебном процессе, специфических особенностях современного студента, как представителя «цифрового поколения», авторы разработали электронный учебник по дисциплине «Русский язык», который можно применять:
- при самостоятельном обучении;
- на практических занятиях - для отработки навыков;
- для проведения контроля и самоконтроля знаний обучающихся;
- при дистанционном обучении - в качестве электронного пособия.
Электронный учебник помогает сформировать общие и профессиональные компетенции, обладает удобной структурой, содержит ссылки на дополнительные материалы в Интернете, терминологический словарь.
При необходимости можно распечатать фрагмент текста и сохранить комментарий.
Работа в этом режиме дает возможность обучающемуся закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Целесообразность применения электронного учебника при выполнении обучающимися самостоятельной работы заключается в том, что учебник является образовательным мультимедийным средством, методический аппарат способствует формированию целостного представления о дисциплине, а также развитию навыков творческой работы.
Рефлексивные умения развиваются особенно эффективно при наличии следующих условий: установка студента на творческое выполнение заданий, а не на воспроизведение готовых знаний; внедрение в учебную практику коммуникативных заданий, которые стимулируют употребление в диалоге речевых средств, позволяющих продемонстрировать активное слушание; владение техниками формулирования вопросов; наличие познавательных потребностей, мотивов, профессиональных интересов у студента; обеспечение самоконтроля, который успешно осуществляется при наличии адекватной самооценки обучающегося и его критического отношения к себе.
На уроках мы говорим о русском языке с точки зрения речевой деятельности, четырёх её видов — говорения, слушания, чтения и письма. Вместе с учащимися исследуем тексты -отрывки из литературных произведений - открываем тайны родного языка; студенты по-
нимают: важно знать законы языка, чтобы правильно им пользоваться, а речь устная ли, письменная ли - была понятна и приятна окружающим, чтобы могли адекватно понимать чужую устную или письменную речь. Пользуясь законами, нормами и образцами прави-
льной, красивой речи, учащиеся грамотно строят собственные тексты.
Основные направления, используемые в работе по развитию речи студентов:
- словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения;
- обучение студентов различным видам и жанрам монологических и диалогических высказываний;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи студентов.
Одним из основных приемов, который использую на уроке по развитию речи студентов, является научный пересказ. Этот прием позволяет передать содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сопровождается необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев, раскрывает собственную позицию выступающего.
Значение орфографической грамотности обычно рассматривается с позиции социальной, как часть общей языковой культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности. Многие орфографические упражнения способствуют развитию и устной связной речи студентов. К таким упражнениям можно отнести письмо по памяти, орфографический разбор, комментированное письмо, редактирование текста. В ходе выполнения данных упражнений студенты объясняют все орфограммы в предложенных текстах. Они рассуждают, доказывают, приводят проверочные слова, устанавливают причинно-следственные связи, учатся выражать свои мысли специальными конструкциями, характерными для устной речи.
Программно-методическое обеспечение имеет несколько функций:
планирующую, распределяющую, синтезирующую, интегрирующую, информационную.
Планирующая функция предполагает планирование и конструирование учебного материала в системе занятий и отдельных занятий разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности преподавателя и учебно-коммуникативной деятельности студентов с учетом условий обучения в каждой группе, планирование методического и информационного обеспечения для каждого вида занятий.
Распределяющая функция реализуется через распределение часов по каждому аспекту в учебной программе. При этом учитываются все виды обеспечения: информационные, электронные и печатные издания.
Синтезирующая функция помогает преподавателю сочетать, соединять и составлять различные виды, формы и типы обеспечения обучения в единое целое, которое будет применяться в практической деятельности и в процессе познания (самоподготовки).
Интегрирующая функция играет важную роль в междисциплинарном изучении. Используя знания других дисциплин и имея доступ к компетентной информации, студенты развивают коммуникативно-компетентностные знания и умения.
Информационная функция всегда реализуется в методическом обеспечении, но использование информационных технологий усиливает  визуальную информацию, звуковую, видео, информацию электронных сообщений.
Использование программно-методического обеспечения в учебном процессе положительно влияет на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, повышая уровень их самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач. На практических занятиях по русскому языку широко используются мною связные высказывания студентов на заданную лингвистическую тему. В основе таких высказываний лежит воспроизведение определенной научной информации, умение оперировать ею. Кроме того, студенты продумывают структуру высказывания, последовательность расположения материала, связь между отдельными его частями. Таким образом, связные высказывания студентов требуют от них умения создавать текст (речевое произведение). Использование связных высказываний разных типов способствует совершенствованию устной речи студентов.
Практика показывает, что использование программно-методического обеспечения в организации разных видов работы позволяет:
- большую информационную емкость, что дает возможность представлять языковую модель в разном контексте и в разных коммуникативных ситуациях;
- интенсификацию самостоятельной работы каждого обучающегося;
- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого обучающегося;
- повышение познавательной активности обучающегося;
- усиление мотивации;
- реализацию процесса целеполагания;
- предоставление обучающимся свободы выбора вида деятельности и темпа работы;
- индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
- использование различных форм работы (парные, групповые);
- разнообразие деятельности обучающихся, активизацию внимания, повышение творческого потенциала личности;
- работу с электронными энциклопедиями, словарями, учебниками, возможностями ресурсов Интернета;
- работу с тестирующими программами;
- создание творческих работ: презентации по теме урока, схемы, таблицы, диаграммы. Исследуя смысловые границы литературных текстов, устанавливая правила обращения (чтения и понимания) с отрывками произведений, помещёнными в учебнике, студенты не только закрепляют знания по русскому языку, но и видят, какую роль играют в тексте языковые средства, какое значение имеет их правильное употребление, к каким последствиям может привести нарушение языковых норм.
На компьютер переносятся те виды работ, которые вызывают наибольшие сложности при изучении русского языка. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Каждый обучаемый работает со своей скоростью. Задания разной степени сложности позволяют организовать эффективную работу с учащимися, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности. Большое значение в процессе обучения устным развернутым ответам имеет образец высказывания и анализ этого образца с точки зрения связности, цельности, интонационного оформления. Студенты должны осознать значение начальных предложений в организации высказывания, необходимость логически обусловленного расположения частей, способы введения примеров, необходимость их объяснения, значение языковых средств, обозначающих сопоставительные, классификационные отношения. Поэтому на практических занятиях широко использую анализ ответов студентов, который провожу сама или привлекаю к нему студентов. Это приучает слушать ответы своих товарищей, дополнять и укреплять их, способствует развитию связной устной речи.
Обучающиеся следят за своими результатами, выявляют сильные и слабые стороны собственной деятельности, а это мотивирует на самоанализ, облегчает процесс координации и корректировки самообразования.
Применение программно-методического обеспечения позволяет использовать различные методы обучения: проблемные, игровые, эвристические, развивающие  творческие способности и индивидуальность мышления учащихся.
На уроках русского языка можно в единстве решать задачи усвоения грамматической теории и развития устной связной речи студентов. Устная речь книжного типа формируется в процессе овладения грамматической теорией, что имеет большое значение в учебной деятельности. Студенты учатся строить свою речь по четко намеченному плану, строить правильно предложения и произносить их в логической последовательности, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Кроме того, в активный речевой запас студентов включаются слова специальной лексики (термины). Введение нового лингвистического термина сопровождается раскрытием его содержания.
Использование электронных ресурсов придает новый статус  самостоятельной и домашней работе обучающихся: обучение становится индивидуальным и самостоятельным и в то же время контролируемым и управляемым.
С помощью компьютера осуществляется разнообразная по форме и содержанию связь с учащимся (информативная, справочная, консультирующая, результативная, вербальная, невербальная).
Главная цель такого важного этапа учебного процесса, как закрепление - более глубокое усвоение изучаемого материала, его дальнейшее осмысление, уяснение и уточнение вопросов, недостаточно хорошо понятых при первичном ознакомлении, формирование и упрочнение необходимых умений и навыков. Активизирует внимание и мышление обучающихся использование интерактивных таблиц. Использование презентаций дает возможность обучающимся сочетать выполнение интерактивных практических заданий с работой над теоретическим материалом, а также можно в короткий срок активизировать в памяти большие объёмы материала. Использование компьютерной программы при проведении контрольных работ позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).
Опыт проведения уроков русского языка, изучение методической литературы позволяет сформулировать конкретные рекомендации с целью совершенствования устной связной речи студентов:
- на каждом занятии фиксировать внимание студентов на особенностях звучащей речи;
- учить студентов анализировать свою речь с позиций правильности-неправильности;
- учить студентов давать аргументированную оценку речи других носителей языка;
- на уроках русского языка чаще использовать устные формы грамматического и орфографического разбора;
- учить студентов строить устный монолог научного характера.
Эти принципы необходимо помнить преподавателям, так как именно они осуществляют взаимодействие общества и образования, постоянно находятся в процессе общения, и от них во многом зависит повышение коммуникативной культуры студентов, которая является залогом их успешной учебы, стремления к самообразованию, компетентности, а в дальнейшем – их конкурентноспособности.
Таким образом, описанные выше варианты применения программно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык» позволяют обучающимся планировать индивидуальную траекторию культурноречевого совершенствования в процессе профессионального саморазвития, позволяют осуществлять личностно-ориентированную информационную поддержку обучающихся со стороны педагога.
Рассмотренные приемы способствуют развитию эмоционально-образной речи студентов, интенсивному обогащению словарного запаса, обогащению речи интонационной выразительностью, прогрессу в общекультурном развитии.