Статья на тему МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Учитель биологии 1 категории
Крылова Наталья Александровна.
КГУ «Средняя школа № 7» акимата г. Усть-Каменогорска

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

В условиях внедрения электронного образования в общеобразовательные школы Казахстана, все более актуальным становится вопрос использования ИКТ и интернет-ресурсов на уроках биологии. Современные уроки значительно отличаются разнообразием форм и методов преподавания. Возможности ИКТ реализуются на всех этапах урока по биологии. Сегодня я уделю внимание использованию виртуальных лабораторных работ на уроках биологии.
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" только на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
В обычных условиях мы не всегда можем наблюдать некоторые биологические явления (например, фотосинтез, синтез белка, репликация, прорастание семени и т.д.) и проводить определенные опыты (наблюдение за размножением и питанием инфузории туфельки, изменение окраса животных и т.д.). Здесь очень удобно применять именно виртуальные лабораторные работы, которые открывают перед учителем и учащимся массу возможностей. Работа в сети интернет или с заранее подготовленными программами позволяет не только сформировать, но и закрепить знания, умения и навыки учащихся.
Исходя из обеспечения общеобразовательной школы вычислительной техникой, есть возможность в двух вариантах использовать виртуальные лаборатории:
1.В кабинете есть один персональный компьютер, на котором установлен компьютерный курс, использующийся в демонстрационном режиме.
2.Урок проводится в мультимедийном кабинете с использованием локальной версии компьютерного курса.
Чаще мной используется первый вариант работы, так как не всегда есть возможность работы в мультимедийном кабинете. У детей есть возможность работы с интерактивной доской по очереди для проведения лабораторных опытов или для выполнения проверочных работ.
При работе в мультимедийном кабинете учащиеся работают индивидуально или в мини-группах, что позволяет самостоятельно выполнять работу и формулировать вывод.
Однако работа с виртуальной лабораторной работой не всегда способна сформировать необходимые навыки. Во время работы с компьютером ученик работает только с мышкой, отрабатывая только алгоритм работы и навыки обращения с техникой, а работая вживую при приготовлении микропрепарата, работой с микроскопом, лупой и другим оборудованием формируются совсем другие навыки. Все это следует учитывать при планировании лабораторных работ.
Таким образом, я выделяю классификацию форм урочного использования виртуальных лабораторных работ:
– демонстрационное (перед реальной работой) использование:
показать фронтально, с большого экрана или через мультимедийный проектор, последовательность действий реальной работы;
– обобщающее (после реальной работы) использование:
- во фронтальном (демонстрация, уточнение вопросов, формулирование выводов и закрепление рассмотренного) или индивидуальном (математическая сторона экспериментов, анализ графиков и цифровых значений, изучение модели как способа отражения и представления реальности) режимах;
– экспериментальное (вместо реальной работы) использование:
индивидуальное (в малых группах) выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы, компьютерный эксперимент.
Как и в реальной лабораторной работе, в виртуальной необходимо учить навыкам исследования: - выдвижению гипотез и их проверке, - стандартизации условий, - четкому фиксированию условий и результатов экспериментов (сначала в заготовленных учителем таблицах, печатных или электронных), - выбирать критерии, формат представления результатов, а затем и планировать, наконец, самостоятельную исследовательскую работу.
Электронные учебные здания, используемые на уроках:
1. Центр педагогических технологий информатизации образования «Биология» 6-11 класс. Электронный учебник.
2. Флеш – анимации и интерактивные задания.
3. Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.
Внедрение в учебный процесс ИКТ изменяет методы преподавания, делает обучение более содержательным и зрелищным. Обучение становится более активным, это позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных- придать процессу обучения характер исследования, а также активизировать процесс контроля усвоения материала.
Во внеклассной работе применение виртуальных лаборатории помогает проводит интересные лабораторные занятия, а затем на практике проверить виртуальные исследования.
Внедрение виртуальных лабораторных работ мною только начинают внедряться, а значит, есть еще много задач, которые предстоит решить.

Заголовок 1 Заголовок 415