Презентация по географии на тему Проектная деятельность как одно из условий повышения эффективности уроков географии


Проектная деятельность на уроках географииУчитель географииМБОУ «Майнский многопрофильный лицей»Протасова Марина ВалерьевнаУльяновск,2014 Актуальность проблемыСовременное обществоСовременная школа призвана формировать и развивать умения находить, выявлять, по возможности четче формулировать и отыскивать приемлемые решения многим проблемам. МыслящийТворческийИнициативныйИмеющий прочные знания и широкий кругозорЗАКАЗ Один из путей решения- проектная деятельность Метод проектОснован на личной заинтересованности ребенка в приобретаемых знаниях, которые могут пригодится ему в жизниУчитель только направляетмысли учеников для самостоятельногопоискаРазработан в 20 годы ХХ века американским педагогом и философом Дж. ДьюиВ итоге ученики самостоятельно совместными усилиями решают проблему, применяя необходимые знания, подчас из разных областей, получая реальный и ощутимый результат, близкий для их восприятия. Типология проектовПроектыПо количеству участниковПо содержаниюПо интеграцииПо продолжительностиПо способу деятельностиИндивидуальные, групповые, коллективныеМонопредметные.Межпредметные.НадпредметныеЭкологические, физико- географические,социально- экономические,комплексные, краеведческиеМини-проект.Средней продолжительности.ДолгосрочныйПознавательный, творческий, исследовательский Проектная деятельность умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;умение пользоваться различными способами интегрирования информации;умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;умение решать проблемы;умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;способность брать на себя ответственность;способность участвовать в совместном принятии решения;способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;умение сотрудничать и работать в группе и другие, что  в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся Цель: Определить насколько применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца. Объект исследования:процесс преподавания школьного курса географииПредмет исследования: использование проектной технологии в преподавании Задачи образовательной деятельности учителяИзучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов.Наметить задачи для последующей работы по данному методу.Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе.Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии.Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности.Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. Этапы работы над проектом Первый этап проектного цикла – ценностно-ориентированный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности учащимися, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта Второй этап – конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы ( из 4-5 чел.) или индивидуально осуществляют проектную деятельность: составляют план. Собирают информацию по проекту, выбирают форму реализации проекта Третий этап – оценочно – рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся Четвертый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы . Примерная тематика проектов по географииВ 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. «Путешествие в глубь Земли» «Путешествие на воздушном шаре»«Мы спасаем гидросферу или себя?»« Куда текут реки нашей области?»«Может ли вулкан начать извергаться в моем дворе?»«По следам великих путешественников»«Имеет ли вода возраст?» В 7 классе большая возможность для творческих проектов. «Удивительная Африка» «Страна «Наоборот»«Репортаж из джунглей» «Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?» «Плавают ли материки?»В 8 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. «Памятники всемирного культурного наследия на территории России»«Создание экологической карты области»«Этнические традиции народов Ростовской области» «Как погода влияет на меня ?» В 9 классе тематика проектов очень обширная. «Как изменить структуру экспорта России? »«Можно ли управлять миграционными процессами?»«Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?»«Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?» В 10-11 классе «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности»«Проектирование города XXI века»«В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов ?» Может ли вулкан извергаться в моем дворе?I этап. Индивидуальные заданияКаждая группа получает карточку сперечнемвопросов и указанием литературы для изучения по теме:1 Изучить строение и виды вулканов2 Изучить причины извержения вулканов3 Изучить влияния вулканов наокружающую средуII этап. Самостоятельная работа слитературой, поиск ответов напоставленные вопросы по заданиямIII этап. Заслушивание и обсуждениеподготовленных материалов.IV этап. Презентация проектов Урок-проект «Красная книга Майнского района» I этап. Индивидуальные задания Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения. 1. Особо охраняемые территории Майнского района. 2. Исчезающие растения Майнского района. 3. Исчесзающие животные Майнского района. II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиямIII этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов. IV этап. «Презентация проекта» Ожидаемые результатыПовышение уровня достижений обучающихся.Повышение интереса обучающихся к географии как науке.Победы в конкурсах и олимпиадах. Формирование и развитие специальных способностей: проводить исследование, четко излагать свои мысли, ориентироваться в текстовой, графической, картографической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идей.На основе проектов могут быть созданы наглядные макеты, презентации , виртуальные экскурсии для кабинета географии. Спасибо за внимание