Возродить семью как фундаментальную ценность.

Возродить семью как фундаментальную ценность.

«Там, где дело идет о воспитании
к жизни надо подходить как к чему-то
в высшей степени серьезному,
ответственному и высокому».
М.Мюллер

С чего начинается Родина для ребенка? С семьи. В ней складывается его микромир, который в будущем вплетется нитью в канву макромира, светлой или серой, прочной или с многочисленными обрывами, узелками. Иными словами говоря, он станет частью общества. Но сначала именно семья предстанет для малыша зеркальным отражением Родины.
Основное, высшее предназначение семьи – дети, их рождение, воспитание. Более казенно – воспроизводство населения. Третье тысячелетие Семья Это слово, к сожалению, не с восклицательным знаком, все чаще мелькает на страницах средств массовой информации, не сходит с уст депутатов, психологов, социологов, педагогов, демографов, пенсионеров и даже детей, которые являются главными героями. И чаще всего-речь не о триумфе семьи с ее фундаментальными ценностями. Увы, информация как сводки с полей сражений. Сложилась ситуация, когда самое время бить тревогу. Хотя этот момент наступил не сегодня. Он складывался многими десятилетиями наряду со всеми ломками, застоями, перестройками, кризисами в нашем обществе, а значит и в отдельно взятой семье.
Рассмотрим некоторые проблемы, имеющие прямое отношение к семье. Начнем с демографической ситуации. Использование интернет ресурсов позволяет «увидеть» ситуацию в цифрах и фактах. Эксперты Росстата пишут о демографическом кризисе, называя его «демографической ямой». Давая такую оценку 2016 году, они приводят конкретные данные. «Что ждет Российскую Федерацию дальше?
1.Снижение числа женщин репродуктивного возраста. Такое явление связано с низким уровнем рождаемости в 90-х годах прошлого века.
2.Постепенное уменьшение количества браков. С 2011 года число браков на тысячу граждан уверенно снижается, и если в 2011 году этот показатель был 9,2, то к 2015 году он упал до 7,9, а это ведет к снижению уровня рождаемости.
3.Рост числа нуклеарных семей, в которых первостепенную важность имеют отношения между супругами, а не стремление завести и воспитывать детей.
4.Сложная экономическая ситуация, не дающая многим семьям возможности завести детей».
Таким образом, выражая точку зрения статистов, можно предполагать, что «уже к концу 2016 года за счет отрицательного естественного прироста численность населения страны начнет постепенно снижаться. Самые оптимистичные варианты прогноза предупреждают, что вплоть до 2030 года ждать положительных изменений уровня естественного прироста не приходится.»
«Сколько детей могло бы родиться в здоровых, стабильных семьях, где родители имеют достаточное образование, не страдают физическими и медицинскими отклонениями, морально устойчивы. Но, увы, нет этих детей», - таково было заключение еще десятилетней давности В.Елизарова, возглавлявшего Центр по изучению проблем народонаселения МТУ. Описывая ситуацию сегодняшних дней, можно сказать, что позитива в этом отношении как не было, так и нет.
Известный политический деятель С.Миронов, обсуждая однажды в средствах массовой информации сложившееся положение, связанное с рождением детей, посвятил преимущественно женщинам свой материал «Демографическая разруха – в головах». Цитирую: «Сегодня типичная российская женщина, даже если ее материальные проблемы будут решены, все равно не хочет быть многодетной матерью! В среднем каждые 100 женщин – при условии, что достаток их семей будет обеспечен, хотели бы родить 190 детей. Однако, даже для простого воспроизводства населения, не говоря уже о его росте, надо иметь хотя бы 210 детей на каждую сотню женщин».
Приоритетными в среднестатистической российской семье являются три жизненные цели: «материальное благополучие, воспитание ребенка и собственное жилье. В середине предложенного списка из 13 пунктов стоит цель иметь двоих детей, на самом последнем месте в шкале жизненных целей россиян – рождение трех детей. Также россияне стремятся к тому, чтобы быть свободными, независимыми и делать то, что хотят только они. Примечательно, что важность целей для мужчин и женщин практически не различаются».
От чего такая «безответственность» женщин? Что говорит статистика? Слабеют семейные узы: на 10 браков в последние годы 7 разводов. А 30% детей появляются на свет божий вне брака», - констатирует корреспондент «АиФ» В.Костиков. Хотя есть и более оптимистические показатели. «Каждая пятая свадьба в нашей стране повторная. В ЗАГС во второй, а иногда и в третий раз отправляются те, кто уже был в браке, но по каким-то причинам развелся. Но проходит время, и люди понимают, что они не могут жить друг без друга, и решают вновь соединить свои судьбы». (Из заметки «Дочки-матери» №20/2005 «От добра добра не ищут»). С трудом верится, что женщины, ставшие таким образом вновь счастливыми, пополнят родильные дома.
Сегодняшние старшеклассники в разговорах «за жизнь» предполагают, что в их семьях либо долго не будет детей, а если решатся, - максимум один ребенок. Причина? Они будут учиться, строить карьеру и зарабатывать деньги. Именно в адрес молодых С.Миронов в вышеуказанной статье сделал упрек: «Оголтелая пропаганда потребительского отношения к жизни, связанная с приходом рынка («Бери от жизни все!») лишь усугубила ситуацию. Молодежь оболванивают, приучают жить одним днем, не задумываясь об ответственности перед собой и перед обществом». Резкое обвинение.
Правда, наши мнения расходятся. У меня есть примеры другой молодежи. Создав семью, молодые чаще всего мыкаются по времянкам, не могут пристроить ребенка в садик без внесения баснословной для нее «спонсорской помощи, или прописки в населенном пункте, где находится дошкольное учреждение; мечутся в поисках работы, где зарплата была бы хоть чуточку выше потребительской корзины, плюс платы за жилье и прочее.
Но вот благодаря или вопреки ребенок родился. С этой минуты на него распространяется основной Закон нашей страны - Конституция РФ. «Каждый имеет право на жизнь (ст.38 пп. 1,2)». Действительно, взрослые должны его воспитать так, чтобы в будущем никому из воспитателей и воспитанников «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Чтобы этот кроха потом принял семейную эстафету и передал ее своим детям. Безусловно, полноценность воспитания зависит от того, кто и как будет это делать.
Реальность заставляет сегодняшних мам и пап больше думать о хлебе насущном, чем о воспитательных системах асов в педагогике. Многие погружены в трудовую деятельность, продолжительность их рабочего дня куда больше стандартных 8 часов. Да, сегодня содержать семью дорогое удовольствие. И все чаще мамы и папы воспринимают детей не как «дар божий», а как обузу, реальную необходимость. Ребенок это чувствует, как губка впитывает все, что видит и слышит. Моя выпускница однажды в разговоре «за жизнь» с грустью поведала: ее родители вынуждены торговать на рынке в любую погоду все дни недели. Домой они возвращаются настолько усталые, что их даже не интересуют ее успехи (она была отличницей!). А поговорить по душам Родители решают другие проблемы: как достать и продать товар. Кстати, именно изнуряющий труд лишил маму возможности второй раз испытать чувство материнства. Девочка понимала ситуацию, старалась выполнять все домашние дела. И сетовала, что «живет с родителями, но без родителей». Позднее, будучи замужем, она «спланировала» таким образом, семейную жизнь, что первенец появился спустя пять лет. Когда «был дом – полная чаша, когда мир посмотрели» Все это здорово, да и ребенок желанный. Однако, на первом плане и сейчас в молодой семье – материальное благополучие, высокий социальный статус Но никак не великая миссия – быть родителями. Поэтому у ребенка есть няня, которая за определенную плату занимается его воспитанием.
Есть и другие примеры, когда «все для детей», а они стесняются своих «предков» - людей, которые все жилы вытягивают из себя для блага своего ребенка. Наблюдала картинку. Мама и дочь в ожидании автобуса. Наряд матери явно уступает. Естественно, дочка с головы до пят «упакована». Ей всего-то 13, но девчонке стыдно стоять с мамой рядом: отошла в сторонку, отвернулась, и надо было видеть ее взгляд. Впрочем, мама не роптала, «знала свое место». Да, подобные ситуации-не массовое явление, но они реальны.
Реально и то, что в 94% воспитанием детей занимаются мамы и бабушки, даже если в семье есть папа. И это еще при том, что «в семье, состоящей из 4-х человек, женщине ежегодно приходится мыть 18 тысяч ножей, ложек, вилок, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и примерно столько же блюдец (еще не подсчитаны кастрюли, сковородки и прочее). Суммарный вес посуды, перемываемой всего чаще всего женщинами – 5 тонн.
Перенося его в течение этого времени, женщина проходит от стола к мойке около полутора тысяч километров» - таковы данные социолога А.Уралова, опубликованные в материале «Проза о прекрасной даме» («Москвичка» №9-10/1997г.). Несмотря на цифры двадцатилетней давности, вряд ли изменилась ситуация. Все равно посудомоечные машины стоят далеко не на каждой кухне.
А если прибавить другие заботы-хлопоты? Иногда и муж – любитель выпить. Любой психолог скажет, что при одностороннем воспитании (только мамой или папой) деформации неизбежны и в психике, прежде всего. Современное же воспитание больше походит на политику «кнута» и «пряника». Вряд ли анализируют родители сложившиеся ситуации (речь, конечно не о всех).
«В семьях используются методы наказания: чтение морали -59%, домашний арест – 34%, окрики – 26%, работа по дому – 13%, отказ родителей от общения с ребенком – 12%, физическое наказание 11%, отказ в деньгах или покупке вещей – 11%». Это данные Комитета по образованию, физической культуре, спорту, вопросам семьи и молодежи и координационного Совета комиссии содействия семье и школе на предприятиях г.Сызрани Самарской области. Примечательно то, что иногда вчера наказав ребенка, сегодня родители напичкивают свое чадо «сотиками» «айфонами», «смартфонами» и прочей электроникой, модными одежками «Прости, мол, погорячился» (наблюдение за реальной ситуацией). Есть, конечно, факты и в защиту родителей. Безусловно, большая часть из них органично сочетает повседневные заботы-хлопоты с родительской миссией.
Примерные ответы мам ребят одного из классов (к сожалению, ни один папа не захотел принять участие в социологическом опросе).
1.Поддерживаете ли вы отношения со своими родителями? Значительная часть ответов -ходим в гости, помогаем друг другу материально, оказываем помощь при болезни.
2. На ком лежат заботы о воспитании ребенка? Большинство ответов - на матери; меньше -на отце и школе; еще меньше - на бабушке с дедушкой (предположение, сегодня старшее поколение продолжает трудиться, т.к. пенсии малы)
3.Кто оказывает на вашего ребенка основное воспитательное влияние? Преимущественно - мать, учитель, школа; затем отец, телевидение, друзья.
4. Занятия родителей в свободное время-телевизор, компьютер, сканворды, вязание, чтение. И только один ответ – общение с детьми.
5. Чем занят ребенок в свободное время? Просмотр телепередач, компьютер, общение с друзьями, прослушивание музыки. Реже чтение и спорт. И ни одного варианта – общение с родителями.
Безусловно, это только данные опроса конкретной группы. Но будут ли существенными расхождения в ответах, если подобное анкетирование провести среди других мам, пап, детей? Проблемы воспитания отражены согласно рейтингу - дисциплина, успеваемость, воспитание трудолюбия, здоровье, проблемы с асоциальными явлениями (наркотики, курение, употребление алкоголя, интернет).
Родители, согласно анкете, беседуют с детьми об учебе, успеваемости, о друзьях. Есть варианты - о своей работе; очень мало о будущем. В некоторых анкетах на этот вопрос не ответили.
На вопрос, что чаще всего является причиной конфликта «отцы-дети», ответили следующее: учеба, недисциплинированность в школе, отсутствие помощи в домашних делах, грубость старшим. Может, анкета была «неправильной», может, родители не все расписали. А чувство тягостное.
Семья все больше становится похожей на общежитие. Вроде она есть и нет ее. Отсюда все вытекающие последствия - безнадзорность, беспризорность, второгодничество, а то и вовсе забрасывание учебы в школе, потом как продолжение-«дедовщина» в армии, преступность, суициды, наркомания. Пальцев не хватит пересчитать сегодняшние пороки наших детей. По оценке социологов, около 50% из них-жестокие и только 1% относят к добрым. Почему эти чудесные карапузики, на которых нельзя было смотреть без умиления, вырастают проблемными?!
«Нужно изменить отношение большинства людей к семейным ценностям. Вот почему задача государства-изо дня в день разъяснять и пропагандировать эти самые ценности»,-пишет С.Миронов все в той же статье.
А опыта семейных ценностей не занимать. У каждого народа нашей многонациональной России сегодня есть чем поделиться.
Например, поражает обилие хакасских семейных праздников. Из сборника «Народные праздники Хакасии» авторов В.Бутонаева, А.Верника, А.Ултургашева мы можем узнать о таком торжестве как «Пизик-той» (это праздник колыбели). Вот только часть его описания. Колыбель (пизик) делали только после рождения ребенка и обязательно на новолуние Материалом для ее изготовления служила береза.
Прежде, чем класть в колыбель малыша, совершали следующий обряд. Если был мальчик, то в пеленки заворачивали нож в ножнах, огниво с опояской и березовое полено для скобления крошек в табак, а если девочка-ножницы, наперсток с иглой и огниво с опояской. Повитуха или бабушка клала завернутые вещи в колыбель, которую три раза качала и баюкала: «Пууй-бай, не будь плаксой!» На третий раз она раскачивала ее так, что все вываливалось на землю. В этот момент повитуха восклицала: «Онар ба тискер бе?» (удача или неудача?). Все присутствующие кричали: «Онар, онар!» (удача, удача!). Так делали до трех раз. Затем в колыбель клали щенка или кошку и раскачивали так, чтобы на третий наклон они выпали. После этого колыбель считали обжитой. После указанного обряда в колыбель торжественно клали ребенка и благословляли: «Пусть будет крепким колыбельный ремень, пусть будет много братьев!» В качестве оберега на дно люльки клали нож для мальчика и ножницы для девочки.
Другой праздник «Пала тойы» (именины). «К этому торжеству готовились тщательно, так как согласно народной традиции, в жизни человека отмечалось три главных события-именины, свадьба и тризна по случаю кончины. На именинах ребенку давали хакасское имя. Человек, собравшийся дать имя, освящал свои уста молоком белой коровы и садился на почетное место на белый войлок. Девочке давали имя пожилые женщины, а мальчику - старики. Если при рождении ребенка заходил пожилой человек, то часто его имя давали младенцу, чтобы он тоже жил долго, как и вошедший. Старик вырывал из своей бороды три волоска, клал их под мышку новорожденного и говорил: «Оставляю тебе свое имя! Живи так, как я до старости, будь с такой же большой бородой!»
Авторами описаны и другие национальные праздники, посвященные семье. Примечательно, что главными действующими лицами всегда были старые люди, умудренные житейским опытом. Поражает значимость домашнего очага, как символа семьи.
Хакасы и русские - разные народы. Но, словно сговорившись, предписывали одинаково великую миссию семье. Вот примеры из русских обычаев, описанных в «Антологии педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-16 веков».
«Новорожденного одевали в вывернутый шерстью наружу кожух, обносили вокруг избы и таким образом прилучали его к домашнему очагу. Эти актом ребенка зачисляли в семейный коллектив. Возле мальчика клали какой-либо инструмент, чтобы ребенок вырос умельцем, а возле девочек-пучки льна, которые символизировали женское занятие».
В этих и им подобных обрядах языческие суеверия переплетались с надеждой на счастливую судьбу ребенка. Обряды не заслоняли главного-радости от появления нового человека. Гамма возвышенных чувств выражала жизнеутверждающий оптимизм, связанный с увеличением семьи и продолжением рода.
В семейном воспитании большое место занимало формирование таких духовных качеств, как осознание сыновнего долга и уважение старости, великодушие к людям преклонного возраста.
Поскольку отец и мать были заняты тяжелым земледельческим трудом, то старики последние годы своей жизни посвящали внукам. Они становятся главными воспитателями детей, передавая им нравственные нормы и заповеди, трудовые навыки и знания. О них К.Д.Ушинский писал: «Природные русские педагоги - бабушка, дед понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции принесут больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, в охвате ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникает в его душу». Общаясь с дедушками и бабушками, дети усваивали важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать того, что они не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.
Осуждение плохих поступков внуков бабушками и дедушками носило благородный характер, имело высоконравственный смысл, оно предостерегало детей мудрым снисхождением к шалостям, предвидело искупление вины добрыми поступками.
В свою очередь, отец и мать воспитывали у детей чувство долга перед их воспитателями, учили быть благодарными за те затраченные усилия и пережитые тревоги в процессе воспитания детей. Ребенок был обязан научиться выражать родителям свою благодарность поведением и послушанием.
Поистине бесценно в деле воспитания и народное творчество. Колыбельные песни-первые поэтические произведения, обращенные к ребенку. Под их влиянием малыш познает звуки родной речи, начинает понимать обращения к нему матери, отдельные явления в окружающей его среде». Первые присказки-стишки «Ладушки», «Сорока» - своеобразный гимн труду. И не нужны были окрики, одергивания. Ребенок знал - так надо.
Иногда ребятишки заходят в школьный музей. В нем еще мало экспонатов, но какое неподдельное любопытство в глазах детей! Их поражает то, что пра-пра-бабушки «гладили» белье или стирали вот такими «деревяшками», а вещи складывали в эти сундуки. А это свадебное платье, которому больше 100 лет! Что чувстствовала невеста в этом наряде из обыкновенного льна, но украшенного необыкновенными по узору кружевами, возможно, ею же и сплетенными
Все это только начало. Сколько о себе самом можно узнать из родословной? Это настоящая книга судьбы, своеобразный проект будущего. Разве не интересно, что рост ребенка будет составлять рост папы плюс рост мамы, затем эта сумма делится на два и прибавляется пять сантиметров? А чем дальше родители до супружества жили друг от друга, тем выше иммунитет их детей. И что по показателям прожитых лет близких можно определить свою продолжительность жизни. А если собрать всех здравствующих представителей своего рода или хотя бы завязать переписку. Благо, что возможности интернета сегодня не ограничены для общения.
Разучились родители устраивать настоящие семейные праздники? А сами дети? Им фантазии не занимать. Мы даже не представляем, сколько и что они умеют.
Никто не призывает к архаичности, но воспитательный опыт предков актуален и в современности. Он учит беречь, хранить, ценить семью, как фундамент, основу прочности общества.
Был лес густой, зеленый, красивый. И звонко на все лады пели в нем птицы, жило разное зверье, ползали, летали удивительные насекомые. И все было так гармонично Но вот у прекрасных и сильных деревьев начали гибнуть корни. Сосны, березы, осины – они начали падать и падать, сокрушая друг друга. Вот уже почернели их стволы и ветви, пожухла листва. Лес умер. И не стало в нем птиц, зверья Никого не стало. Часть из них разбрелась по белу свету, другие погибли вместе с лесом.
Семья-это корни нашего общества, что нас питает и держит на этой земле, помогает устоять вопреки всему.

Примечания:
1.Конституция РФ, - М.: «Вече, Поматур»
2. С.Миронов «Демографическая разруха - в головах!», «АиФ» №7/2006
3. От добра добра не ищут – «Дочки-матери» №20/2005
4. В.Бутанаев, А.Верник, А.Ултургашев Народные праздники Хакасии, - Абакан, 1999
5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. – М.: Педагогика, 1985