Опека и попечительство как одна из форм устройства ребёнка в семью

Опека и попечительство как одна из форм
устройства ребенка в семью

В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ предусмотрено несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
Опека и попечительство – помещение ребенка в семью опекуна (попечителя),
Усыновление (удочерение) – передача ребенка на воспитание в семью усыновителей,
Устройство детей в государственные учреждение (общеобразовательные школы – интернаты, детские дома всех типов).
Устройство детей в приемную или патронатную семью.
Сегодня мы говорим об опеке, как об одной из форм устройства ребенка в семью.
Каково же положение вещей по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на территории пос. Мичуринский. Для этого познакомимся со статистикой:
за последние 10 лет на территории пос. Мичуринский при устройстве детей- сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей были использованы следующие формы:
Взяты под опеку 8 детей,
Направлены в учреждения для детей-сирот – 3 детей,
Усыновлен 1 ребенок в 1997 году, удочерены 2 детей в 2002 и 2005 годах.
Если проанализировать контингент детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей говорит о следующем: в 2007-2008 учебном году на территории пос. Мичуринский зарегистрировано и проживает 7 детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей, причем только 2-е детей являются круглыми сиротами, что составляет всего 29%, остальные 5 детей – социальные сироты , т.е. сироты при живых родителях – 71%.
Анализ причин социального сиротства показывает, что у всех 8 детей она одна и та же – лишение родителей их родительских прав, причем местонахождение матерей троих детей в настоящее время неизвестно, другие родители, лишенные родительских прав продолжают вести аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками.
- 3 детей в настоящее время находятся в учреждениях для детей сирот,
- 4 детей находятся под опекой.
Основная задача социального педагога а также администрации, на территории которой зарегистрирован несовершеннолетний ребенок, оставшийся без попечения родителей – это закрепление за ребенком жилья, а также его сохранность.
Как положительный опыт в данном направлении хочется отметить работу Мичуринской сельской администрации. Чтобы жилье оставалось пригодным, а не было превращено в притон, главой администрации Костиковым С.М. было принято решение о временном заселении данного жилья нуждающимися жителями поселка. С ними заключены договоры. Люди вносят коммунальные платежи, в квартирах произведен косметический ремонт, все коммуникации содержатся в порядке.
Как уже отмечалось ранее, в настоящее время на территории пос. Мичуринский проживают 4 детей, находящихся под опекой.
Все опекуны – ответственные, положительные во всех отношениях люди, отношения у меня с ними хорошие, продуктивные. Все средства, полученые опекунами на детей расходуются правильно, тетрадь учета ведется. Хочется отметить, что всеми опекунами открыты счета на детей и пенсии по потери кормильцев перечисляются на сберегательные книжки.
Таким образом анализируя все вышеперечисленное следует сделать вывод, что только тщательно продуманная и организованная система работы по опеке, дает положительные результаты, благодаря чему дети успешно социализируются, становясь полноценными членами общества.



Профилактика социального сиротства
Дети-сироты, дети, брошенные своими родителями и оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, всегда относились к категории детей, которым требуется особая защита и поддержка со стороны государства.
Сегодня проблема сиротства для России стала одной из острых, к сожалению наблюдается динамика роста данной категории детей.
Из общего числа детей-сирот примерно % - биологические сироты, т.е. дети, родители которых умерли. Остальные – социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. Основные причины социального сиротства:
Лишение родительских прав – 70%.
Отказ от ребенка – 20%,
Пребывание родителей в местах лишения свободы – 10%.
Несомненно то, что каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое, полноценное детство. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей.
В настоящее время охрана прав и законных интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства. Согласно ст.34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Устройство детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей состоит из нескольких этапов:
- во-первых, это выявление,
- во-вторых – установление прав этих детей,
- в-третьих – контроль за условиями жизни детей, оставшихся без попечения родителей.
Как правило, ряд служб, таких как жилищно-эксплуатационные организации, отделы ЗАГС, органы социальной защиты населения, органы внутренних дел, социальные работники, одними из первых получают информацию о детях, утративших родительское попечение или проживающих в неблагоприятных семейных условиях.
Для своевременного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо вести учет таких семей (неблагополучные семьи, неполные семьи, семьи с одним родителем и т.д.).
Хочется остановится на порядке учета таких семей в МОУ Мичуринская СОШ.
При поступлении ребенка в ДЗ и школу родители собственноручно заполняют следующее заявление:
Директору МОУ Мичуринская
средняя общеобразовательная школа
Мисникову Б.И.
__________________________________
__________________________________

З А Я В Л Е Н И Е

Прошу Вас принять моего ребенка _____________________________________
(фамилия, имя)
дата рождения ребенка (полностью) _____________________________________________
для обучения в ______ классе МОУ Мичуринская средняя общеобразовательная школа.
О себе сообщаем: Мать:_________________________________________________________
( Фамилия, имя, отчество )
_________________________________________________________
( Место работы, должность )
Отец :________________________________________________________
( Фамилия, имя, отчество )
________________________________________________________
( Место работы, должность )
Домашний адрес ______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Телефон _________________________ (домашний)_______________________(рабочий).
Приложение: копия свидетельства о рождении.

Число _________________________ Подпись ___________________________


Далее на одном из первых родительских собраний в новом классе родителями заполняются следующие документы:
Социальная карта ребенка,
Тест вопросника родительского отношения к детям.

Социальная карта ребенка
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата рождения «_____»______________________ _______________ года.
Домашний адрес _________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Где ребенок обучался (воспитывался) до поступления в школу _________________
__________________________________________________________________________
контактный телефон: ________________________________________________________
Данные о родителях:
- Мать: ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
________________________________________________________________________
(образование, когда и какое учебное заведение закончила, специальность по диплому)
место работы и должность ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Отец: ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, дата рождения)
__________________________________________________________________________
(образование, когда и какое учебное заведение закончил, специальность по диплому)
место работы и должность ___________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Состав семьи (кроме родителей):____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Кто из родственников еще проживает с ребенком ______________________________
__________________________________________________________________________
7. Отношения между членами семьи:
- между родителями (супругами) ______________________________________________
- между ребенком и отцом ______________- между ребенком и матерью ____________
- между ребенком и братьями и сестрами _______________________________________
- между ребенком и другими членами семьи ____________________________________
- кого из членов семьи, по вашему мнению, ребенок любит больше всего ____________,
кого больше всего боится _____________________, кто из членов вашей семьи пользуется у ребенка наибольшим авторитетом __________________________, почему
__________________________________________________________________________
8. Социальная характеристика семьи: полная, неполная, формально полная, обеспеченная или малообеспеченная, благополучная или неблагополучная (нужное подчеркнуть).
9. Психологическая характеристика семьи: нормальная, гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная (нужное подчеркнуть).
10. Бытовые условия жизни ребенка: (нужное подчеркнуть)
- ребенок имеет отдельную комнату; - наличие домашней библиотеки;
- ребенок имеет место для подготовки домашнего задания; - наличие игровых уголков.
11. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический авторитарный, настойчивый (нужное подчеркнуть).
12. Особенности семейного воспитания (развитие познавательных интересов):
- вместе с детьми просматривают телепередачи; - читают книги и беседуют о прочитанном:;
- как часто ходят с детьми в театр, в кино:______________________________________
13. Отношение к школе: (нужное подчеркнуть)
- поддерживают тесную связь; - поддерживают контакты эпизодически;
- связи со школой носят случайный характер; - избегают контактов.
14. Отношение к учебному труду:
- оказывают помощь в учении; - ребенок делает домашние задания самостоятельно;
- частично оказывают помощь в учении (проверка домашнего задания).
14. Какие конкретные трудовые обязанности ребенок имеет в семье ________________
__________________________________________________________________________
15. По вашему мнению вы справляетесь с воспитанием своего ребенка ______________


Далее, используя сведения, указанные в данных анкетах собирается отдельная информация по форме:


п/п
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
Класс
Домашний адрес
Ф.И.О. родителя, по какой причине у ребенка один родитель
Сведения обо всех совершеннолетних родственниках ребенка (кандидатах в опекуны) с указанием всех возможных сведений о них


Таким образом формируется банк данных о кандидатах в опекуны.