Адаптированная образовательная программа по психологическому практикуму для 8 класса VIII вида


Муниципальная казенная общеобразовательная организация
«Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор
____________Докторова Н.Г. ___________Олесова И.П. «___»___________2016 г. «___»_________2016 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
для 9 класса VIII вида
на 2016-2017 учебный год
Cоставитель:
Олесова Антонина Петровна
Арылах 2016
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа ориентирована на пособие Яковлева О.С. Развитие самосознания старшеклассников - Волгоград: Издательство «Учитель», 2008, книга Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – Москва: АРКТИ, 2005 и пособие Изард К.Э. Психология эмоций – Москва: 2002 г., Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых – С-Пб.: 2002 г.
Уроки по психологическому практикуму в 9 классе отводится 2 часа в неделю, в год 70 часов.
Цель программы:
1.Познакомить с эмоциями и чувствами;
2.Научить отслеживать эмоциональные состояния и чувства;
3.Научить адекватному ситуации выражению эмоций;
4.Знакомства с понятием стресс;
5.Научить конструктивным способам выхода из стрессовых ситуаций;
6.Ознакомление детей со способами саморегуляции;
7.Снижение уровня тревожности подростков;
8.Повышение самопринятия.
Задачи программы: -
1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности.
2. Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.
3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей.
5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач школьной психологической службы является задача содействия максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей, которая в данной школе в значительной степени усложняется из-за особенностей развития умственно отсталого ребенка.
Грубое недоразвитие познавательных процессов – наиболее ярко выраженная особенность учащихся школы 8 вида. Недоразвитие мыслительной деятельности сочетается с нарушением моторики, речи, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. Вследствие этого, умственно отсталые школьники лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Дефект затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.
Исследования ученых (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Лебединская К.С., Певзнер М.С.) дают основания считать умственную отсталость не просто «малым количеством ума», а качественным изменением всей психики, всей личности в целом, явившимся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.
У детей с тотальным недоразвитием имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Особенности психики умственно отсталых детей исследованы достаточно полно (Занков Л.В., Петрова В.Г., Пинский Б.И., Рубинштейн С.Я., Шиф Ж.И. и др.). Как показывают данные исследований, у проблемных детей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате, эти дети получают неполное, а порой и искаженное представление об окружающем мире.
Дефективной оказывается уже первая ступень познания – восприятие. На это указывают исследования психологов: Вересотской К.А., Петровой В.Г., Шиф Ж.И. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, узость его объема, замедленный темп. Все отмеченные недостатки протекают на фоне слабой активности этого процесса.
Восприятие неразрывно связано с мышлением, которое является главным инструментом познания. В книге «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы» (под ред. Шиф Ж.И.) приводится большое количество экспериментальных данных, характеризующих неполноценность мыслительных операций умственно отсталых детей (синтез, анализ, сравнение и т.д.). Основной недостаток мышления этих детей – слабость обобщений, т.е. конкретность мышления. Кроме того, оно отличается непоследовательностью, которая возникает из-за чрезмерной тугоподвижности, вязкости интеллектуальных процессов. Еще один недостаток – слабость регулирующей функции мышления – тесно связан с так называемой некритичностью мышления, т.е. с неумением сопоставить свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.
Особенности восприятия и мышления неразрывно связаны с особенностями памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Ими труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У детей с тотальным недоразвитием позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Как отмечают Занков Л.В. и Петрова В.Г., слабость памяти этих детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, - и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
У умственно отсталых детей сильно выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость. Преимущественно недоразвито произвольное внимание (Баксакова И.Л.).
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности учащихся школы 8 вида. Психологи (Виноградова А.Д., Коломенский Н.Л. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых детей характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Недоразвитие познавательных интересов (Морозова Н.Г.), которое выражается в том, что умственно отсталые школьники меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Это значительно затрудняет развитие их познавательных процессов, ведет к снижению их познавательной активности, усложняет не только процесс обучения этих детей, но и формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Старших классов представление о закономерностях психических процессов. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми.
Принципы построения:
Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. .Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.
Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционных программ. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Структура программы:
1.Эмоции и чувства 15 часов
2.Стресс и способы выхода из него 8 часов
3.Саморегуляция 11 часов
4.Тревожность 12 часов
5.Самооценка 5 часов
6.Развитие самосознания 19 часов
Методы:
1. Беседа, рассказ, объяснение.
2. Обучающая игра.
3. Арт-терапия.
4. Практическая работа.
5. Метод самодиагностики.
6. Метод опроса и анкетирования.
Основным является игровой. Используются различные виды игры. Ведущими являются коррекционно-развивающие игры. Наряду с ними в программу включены дидактические, логопедические, подвижные. Они могут быть индивидуальными, парными и командными.
Организация занятий:
Каждый ученик заводит тетрадь для занятий, в которой выполняет самодиагностику, различные упражнения, составляет план работы и зарисовывает пиктограммы настроения.
9 классах отводится 2 часа в неделю.
Всего за год 9 класс – 70 часов;
Занятия проводятся в кабинете психолога или в классе.
Продолжительность занятий 40 минут.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Критерии оценивания:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончании четверти ставится зачет.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе обучается пятеро обучающихся. По заключению ПМПК обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Булдаков Валера – внимание неустойчив, объем память кратковременный, уровень мышления-ниже среднего
Винокурова Марина – концентрация внимания средняя, память-кратковременная, замедленная, уровень мышления-средняя
Стручков Самуил – внимание устойчивое, объем памяти средний, замедленный, уровень мышления-средний
Прудецкая Лида – внимание неустойчива, память-кратковременная замедленная, уровень мышления-ниже среднего
Шарин Борис – внимание устойчивое, объем памяти средний, уровень мышления-средний
Основные требования к результатам реализации АОП:
- использовать разные способы и приёмы запоминания информации, текста, стихотворения;
- контроль эмоциями и чувствами;
- использовать приёмы по развитию концентрации и устойчивости внимания;
- выход из стрессовых ситуациях;
- обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- уметь оценивать себя;
- классифицировать предметы, понятия по признакам;
- устанавливать причинно- следственные, последовательные, временные связи;
- находить существенные признаки предмета;
-находить сходства и различия;
- выдвигать гипотезы, версии, аргументировать свои мнения;
- понимать смысл пословиц;
Практическая деятельность:
- выработка приёмов запоминания слов, информации, текста;
- установление разных связей и отношений между словами;
- работа над текстом;
- составление режима учебной работы и отдыха;
- Саморегуляция;
- Самооценка;
- Смысловой памяти, воображения;
- Мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
- Адекватная самооценка своих возможностей;
Количество часов
Класс В неделю 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год Выполнено
9 2 18 14 21 16 70 Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП:
1.Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
2.Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.
3.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.
4.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.
5.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.
6.Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.
7.Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.
10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.
12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.
13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.
14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.
17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.
2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.
3. Журналы «Школьный психолог»
4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.
5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.
6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.
7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.
Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 10 класса VIII вида


Темы Количество часов
Дата
проведения
Примечание
План Факт I четверть (16 часов)
Эмоции и чувства
1. Эмоции и чувства. 1 ч 05.09.2016
2. Эмоции и чувства. «Поменяйтесь» 1 ч 06.09.2016
3. Эмоции и чувства. «Передача листа» 1 ч 12.09.2016
4. Эмоции и чувства. «»Словарь чувств» 1 ч 13.09.2016
5. Эмоции и чувства. «Маски в конфликте» 1 ч 19.09.2016
6. Эмоции и чувства. «Как управлять эмоциями» 1 ч 20.09.2016
7. Эмоции и чувства. «Цвет моего эмоционального состояния. Разговор цветов» 1 ч 26.09.2016 8. Эмоции и чувства. «Раскрась свои чувства». Анализ 1 ч 27.09.2016 9. Эмоции и чувства. «Пиктограммы» 1 ч 03.10.2016
10. Эмоции и чувства. «Гнев» 1 ч 04.10.2016
11. Эмоции и чувства. «Социально-приемлемые способы выражения эмоций» 1 ч 10.10.2016
12. Эмоции и чувства. «Литературный пересказ» 1 ч 11.10.2016
13. Эмоции и чувства. «Групповое обсуждение» 1 ч 17.10.2016
14. Эмоции и чувства. «Сюжеты – загадки» 1 ч 18.10.2016
15. Эмоции и эмоциональное состояние. Тест 1 ч 24.10.2016
Стресс и способы выхода из него.
16. Стресс и способы выхода из него. Лекция 1 ч 25.10.2016
II четверть (16 часов)
17. Стресс и способы выхода из него. «Рисуем деревья» 1 ч 07.11.2016 18. Стресс и способы выхода из него. «Стресс» 1 ч 08.11.2016
19. Стресс и способы выхода из него. «Актуализация опыта участников группы по выходу из стрессовых ситуаций» 1 ч 14.11.2016 20. Стресс и способы выхода из него. Лекция 1 ч 15.11.2016
21. Стресс и способа выхода из него. «Рисуем выход из стрессовых ситуаций» 1 ч 21.11.2016 22. Стресс и способы выхода из него. «Что делать?» 1 ч 22.11.2016
23. Стресс и способы выхода из него. «Групповое обсуждение» 1 ч 28.11.2016 Саморегуляция.
24. Саморегуляция. «Что нового и хорошего…» 1 ч 29.11.2016
25. Саморегуляция. «Эмоциональное состояние моего соседа» 1 ч 05.12.2016 26. Саморегуляция. Актуализация опыта переживания стресса 1 ч 06.12.2016 27. Саморегуляция. «Рисуем свое тело в состоянии стресса» 1 ч 12.12.2016 28. Саморегуляция. «Игра с мышцами» 1 ч 13.12.2016
29. Саморегуляция. «Воздушный шарик» 1 ч 19.12.2016
30. Саморегуляция. «Насос и мяч» 1 ч 20.12.2016 31. Саморегуляция. «Винт» 1 ч 26.12.2016
32. Саморегуляция. «Водопад» 1 ч 27.12.2016
III четверть (20 часов)
33. Саморегуляция. «Ущерб и его компенсация» 1 ч 16.01.2017
34. Саморегуляция. Групповое обсуждение 1 ч 17.01.2017
Тревожность.
35. Тревожность. «Что нового и хорошего…» 1 ч 23.01.2017
36. Тревожность «Невербальное изображение эмоциональных состояний» 1 ч 24.01.2017 37. Тревожность. «Щепки на реке» 1 ч 30.01.2017
38. Тревожность. Лекция «Тревога, страх» 2 ч 31.01.2017
06.02.2017 39. Тревожность. «Рисуем влияние семейных проблем на нашу жизнь»
1 ч 07.02.2017 40. Тревожность. «Ищем примирение с источником тревожности» 1 ч 13.02.2017 41. Тревожность. «Рисуем страх» 1 ч 14.02.2017
42. Тревожность. Актуализация опыта побед над страхами. 2 ч 20.02.2017
21.02.2017 43. Тревожность. «Рисуем победу над страхом» 1 ч 27.02.2017
44. Тревожность. Групповое обсуждение. 1 ч 28.02.2017
Самооценка.
45. Самооценка. «Что нового и хорошего…» 1 ч 06.03.2017
46. Самооценка. «Зеркало», «Что я знаю о себе» 1 ч 07.03.2017 47. Самооценка. «Психологический портрет» 1 ч 13.03.2017
48. Самооценка. «Я такой же, как ты» 1 ч 14.03.2017
49. Самооценка. «Сильные и слабые стороны» 1 ч 20.03.2017
Развитие самосознания.
50. Выборы (обществознание и психология) 1 ч 21.03.2017
IV четверть (16 часов)
51. Семья и брачный контракт 1 ч 03.04.2017
52. Право на труд 1 ч 04.04.2017
53. Здоровый образ жизни 2 ч 10.04.2017
11.04.2017
54. Болезнь века 1 ч 17.04.2017
55. Мораль и нравственность как категории 2 ч 18.04.2017
24.04.2017
56. Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2 ч 25.04.2017
02.05.2017 57. «Преступление и наказание» 1 ч 08.05.2017
58. Влияние стресса на наше здоровье 1 ч 15.05.2017
59. Компьютер и здоровье 1 ч 16.05.2017
60. «Потерянные души» 1 ч 22.05.2017
61. Прекрасные чувства 1 ч 23.05.2017
62. Восприятие цвета человеком 2 ч 29.05.2017
30.05.2017