Адаптированная образовательная программа по психологическому практикуму (7 класс)


Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Орто-Эбэнская специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
Согласовано: «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор
_____________Докторова Н.Г. ________________Олесова И.П Протокол №______
от «___»________________2016 г. «___»________________2016 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по психологическому практикуму
для 7 класса VIII вида
на 2016-2017 учебный год
Cоставитель:
Олесова Антонина Петровна,
педагог-психолог
Арылах 2016
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе программы Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. «Обучение жизненно важным навыкам» - СПб.: Издательство «Образование-Культура», 2002. – 288 с., прил. Коррекционно-развивающих занятий по формированию умений конструктивного взаимодействия у старших школьников, имеющих проблемы в общении и поведении.
Уроки по психологическому практикуму проводятся с 7 по 10 классы. В 7 классе отводится 1 час в неделю, в год 35 часов.
Цель коррекционно-развивающей работы является:
Создание условий для интеллектуального развития детей школьного возраста с ограниченными возможностями через совершенствование работы анализаторов и развитие у детей школьного возраста социально-значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы-интернат.
Поставлены следующие задачи:
1.Повышать уровень развития психических функций и учебной мотивации;
2.Создать условия для раскрытия и развития творческих способностей;
3.Развивать сенсомоторные функции и психомоторные процессы;
4.Расширять знания об окружающем мире;
5.Формировать духовно-нравственные ценности;
6.Формировать и развивать систематической и последовательной тренировки жизненно важным навыкам;
7.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взрослым, к самому себе.
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого ребенка, особенно для лиц с нарушением интеллектуального развития, равных прав и возможностей на получения образования, на развитие их индивидуальных способностей, на интеграцию личности в социуме.
В основе нарушения интеллектуального развития лежит органические поражения головного мозга (первичный дефект). Биологическая неполноценность лишает ребенка возможности своевременно и полноценно развивается, возникает стойкое нарушение в познавательной деятельности и формируется недоразвитие личности в целом (вторичный дефект). Психолого-педагогическая практика подтверждает положение Л.С. Выготского о том, что умственное отставание охватывает всю личность в целом. Мышление органически связанно с определенными побуждениями ребенка, поэтому оно, как и действие, имеет мотивацию и практически всегда связанно с ситуацией. Дети с интеллектуальным недоразвитием с трудом осознают свои личностные особенности и возможности, поэтому и требуют особого внимания, нуждаются в специальной психологической помощи, ориентированной на коррекцию, прежде всего чувственного восприятия – сенсорного развития.
Сенсорное развитие составляет основу личностно-мотивационного и умственного развития. От того, насколько полно ребенок научиться воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир – процесс адаптации. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия связан с мышлением, памятью, вниманием, ощущением, речью направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
Образ предмета или понятия формируется на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений. По этой причине в программу коррекционно-развивающихся занятий включены игры и упражнения на развитие сенсомоторики, психомоторики, психических процессов, творческая деятельность.
Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает с помощью органов чувств. Осознание ребенком своих чувств, поступков, а затем и своих личностных особенностей и возможностей является основой его позитивного развития, формирования жизненного опыта и социализации в целом.
Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП: Всего в классе пятеро обучающихся. По заключению ПМПК обучаются по специальной (коррекционной) программе VIII вида.
Попов Герман– концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средний
Пестряков Петя – внимание-неустойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Бочкарев Айаал – внимание-неустойчиво, память-кратковременный, замедленный, уровень мышления-ниже среднего
Воробьев Вова – внимание устойчиво, память-кратковременный, уровень мышления-средний
Иванов Гоша - концентрация внимания средняя, память-кратковременная, уровень мышления-средний
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. По окончанию четверти ставится зачет.
Формы и приемы работы:
1.Установление и поддержание контакта. Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности;
2.Обмен информацией. Передача сведений, в том что числе мнений, суждений, решений в ответ на запрос;
3.Поддержание активности и заинтересованности партнера, стимулирование деятельности. Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий;
4.Координирование. Согласование действий при совместной деятельности.
Методы работы:
Наглядные: использование картин, фотографий, образцы работ (в рисовании, лепке, оригами, аппликации), поделки, слайды, книги, журналы.
Словесные: беседы, вопросы, применение загадок, стихов, рассказов.
Практические: словесные игры, подвижные игры, настольные игры, дидактические игры и упражнения, дыхательные упражнения, физические упражнения, тренинги.
Содержание АОП:
Навыки общения и взаимодействия – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддержать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
Навыки самооценки и понимания партнера – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других.
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях – способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.
Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.
Навыки принятия и исполнения решений – способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.
Навыки работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Основные требования к результатам реализации АОП:

Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности
Навыки позитивного общения
Навыки самооценки и понимания других
Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями
Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях
Навыки продуктивного взаимодействия
Навыки самостоятельного принятия решений
Навык решения проблемных ситуаций
Навыки работы с информацией
Навыки творчества
Содержание учебного курса:
Количество часов
Класс В неделю 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год Выполнено
7 1 8 8 10 7 33 Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП:
1.Изард К.Э. Психология эмоций. Москва, 2002 г.
2.Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. С-Пб 2002 г.
3.Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы диагностика, система занятий. С-Пб 2002 г.
4.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинги эффективного взаимодействия с детьми. С-Пб 2003 г.
5.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. С-Пб 2002 г.
6.Психогимнастика в тренинге. Каталог под редакцией Хрящевой Н.Ю. С-Пб 2002 г.
7.Яковлева О.С. Развитие самопознания старшеклассников, В-2007 г.
8. Сивцева Л.А. Сотвори себя сам. Якутск: Сайдам, 2005 г.
9. Л.М.Шипицын Школа без наркотиков. С-П.: «Образование-Культура», 2002 г.
10. Т.Находкина Дьыл5ан бэйэн илиигэр. Якутск: «Бичик», 2002 г.
11. С.М.Бурцева Кэлэр кэскили быьымыах. Якутск: «Бичик», 2011 г.
12. Е.П.Чехордуна, Н.И.Филиппова Мин–о5обун. Мин-киьибин. Мин-гражданиммын. Якутск: «Бичик», 2007 г.
13. С.Л.Цветкова Живая психология. Методическое пособие. Якутск, 2014 г.
14. С.И.Семенака Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Мосвка, 2005 г.
15. Т.Б.Анисимова Большая книга детского досуга. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Москва: АПКиПРО, 2002 г.
17 Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Москва: Владос, 2005 г.
А так же пользовались методические разработки Габеркорн В.Е – педагога-психолога высшей квалификационной категории и Скорик А.Ю. – педагога-психолога высшей квалификационной категории.
Дополнительно используются:
1. «Игры и упражнения по соцадаптации школьников» изд-во Эфлакс 2003 г.
2. «Игры обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В.Петрусинского 1994 г.
3. Журналы «Школьный психолог»
4. Справочник педагога-психолога. МЦФЭР Образование.
5. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. Якутск: «Бичик», 2006 г.
6. Папа, мама, я – здоровая семья. Якутск: «Бичик», 2000 г.
7. В.Ю. Климович Детство без алкоголя. Методическое пособие. Москва: Центр Планетариум, 2004 г.
Календарно-тематическое планирование по психологическому практикуму для 7 класса VIII вида

Темы Количество часов
Дата
проведения Примечание
План Факт. I четверть (8 часов)
1. Введение. Что такое жизненно важные навыки. 1 ч
06.09.2016 2. Общение и взаимодействие. Занятие 1 1 ч 13.09.2016
3. Общение и взаимодействие. Занятие 2 1 ч 20.09.2016
4. Общение и взаимодействие. Занятие 3
1 ч 27.09.2016 5. Общение и взаимодействие. Занятие 4 1 ч 04.10.2016
6. Общение и взаимодействие. Занятие 5 1 ч 11.10.2016
7. Общение и взаимодействие. Занятие 6
1 ч 18.10.2016 8. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 7, 8 1 ч 25.10.2016
II четверть (8 часов)
9. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 9 1 ч 08.11.2016 10. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 10 1 ч 15.11.2016 11. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 11 1 ч 22.11.2016 12. Развитие навыков самооценки и понимания других. Занятие 12 1 ч 29.11.2016 13. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 13 1 ч 06.12.2016
14. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 14 1 ч 13.12.2016 15. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 15 1 ч 20.12.2016 16. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 16 1 ч 27.12.2016 III четверть (10 часов)
17. Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Занятие 17 1 ч 17.01.2017 18. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 18 1 ч 24.01.2017
19. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 19 1 ч 31.01.2017
20. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 20 1 ч 07.02.2017 21. Развитие навыков принятия и исполнения решений. Занятие 211 ч 14.02.2017
22. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 22 1 ч 21.02.2017 23. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 23 1 ч 28.02.2017 24. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 24 1 ч 07.03.2017
25. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 25 1 ч 14.03.2017 26. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 26 1 ч 21.03.2017 IV четверть (7 часов)
27. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 27 1 ч 04.04.2017 28. Развитие навыков работы с информацией. Занятие 28 1 ч 11.04.2017 29. Развитие навыков творчества. Занятие 29 1 ч 18.04.2017
30. Развитие навыков творчества. Занятие 30 1 ч 25.04.2017
31. Развитие навыков творчества. Занятие 31 1 ч 02.05.2017
32. Развитие навыков творчества. Занятие 32 1 ч 16.05.2017
33. Развитие навыков творчества. Занятие 33 1 ч 23.05.2017