«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»


ПЕДСОВЕТ:
«Организация учебно-исследовательской деятельности школьников как средство повышения качества образования»
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одарённость, кроме тех,
которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской
работе.
А.Н. Колмогоров
Глобальные преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, неординарно-мыслящих, способных нестандартно решать поставленные перед ними задачи.
Любому обществу нужны одарённые люди. Одарённые люди определяют судьбу страны и человечества. Не случайно в нашей стране идёт постоянное совершенствование системы среднего образования.
В условиях развития новых технологий возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи. Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.
Именно поэтому необходимо с первых шагов изучения естественно-научных дисциплин развивать у школьников навыки самостоятельной исследовательской работы, создавать условия для развития творческого и интеллектуального потенциала молодёжи.
Развивающие приемы обучения, семинары, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, самореализации.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг», –

Знакомые всем пушкинские строки вполне подходят в качестве девиза творческой (познавательной, исследовательской) деятельности любого уровня.
Как привлечь школьников к постижению тайн мироздания?
Как научить их видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»?
Как помочь их творческому росту?
Как обучить школьника проведению самостоятельной исследовательской работы?
Как раскрыть творческие качества ученика?
Эти и многие другие проблемы подчёркивают необходимость разработки таких средств организации образовательной деятельности школьников, которые бы позволили каждому ученику, с любым уровнем теоретической подготовки, полноценно реализовать себя. И, несомненно, главную роль в этом играет исследовательская деятельность учеников, которая позволяет им не только прочнее и осмысленнее усвоить материал учебной программы, но и овладеть методами научного познания.
Учебно-исследовательская деятельность – это такая форма организации образовательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее не известными результатами.
Научно-исследовательская деятельность является:
мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.
Целью учебно-исследовательской деятельности является:
не только получение знаний, но развитие исследовательских способностей, формирование умственных навыков,
расширение кругозора,
изменение мотивации учащихся,
формирование личности, способной к преобразованию социальной культуры.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности:
интегрированные уроки-исследования;
внеурочная деятельность;
учебно-исследовательские проекты.
Важно так организовать учебную работу детей, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
мотивация исследовательской деятельности;
постановка проблемы;
сбор фактического материала;
систематизация и анализ полученного материала;
выдвижение гипотез;
проверка гипотез;
доказательство или опровержение гипотез.Здесь задача учителя найти простые и удобные средства для практической реализации каждого из названных этапов.
Учебно-исследовательская деятельность

Исследовательская
работа
дома
Исследовательская работа
в лаборатории
Диспуты
Проекты
Работа с раздаточным материалом
МедиазаданияРешение экспериментальных задач
Эвристические задания
Моделирование
Работа с учебной и научно-популярной литературой
Составление контролирующих заданий
Решение экспериментальных задач
Составление рассказа-задачи
МедиазаданияИсследовательские эксперименты
МедиазаданияМоделирование
Составление контролирующих заданий
Составление отчета
Работа с литературой
Конструирование
Мысленный эксперимент
Лабораторная работа
Практическая работа
Работа с литературой
Моделирование
Экспериментальное исследование
Исследовательская работа
в классе

В приобщении учащихся к исследовательской деятельности необходимо нацеливаться не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать, вовлечь ватмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить,
во-первых, творческое применение знаний,
во -вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска и применения их,
в-третьих, он формирует черты творческой деятельности.
И, наконец, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают.»
Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и четко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности.
Необходимость организации исследовательской работы среди учащихся в настоящее время не вызывает сомнений. Однако для её проведения требуются не только желание, но и знания, навыки, опыт. Организовать творческий процесс на своих занятиях можно лишь в том случае, когда сам творчески подойдёшь к его подготовке и сможешь научить школьников поверить в свои силы.
По мысли Рубинштейна, учение есть совместное исследование, проводимое учителем и учеником.
И, конечно же, учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем к этому уровню подготовить и себя, и учеников.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету.
Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысление фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжение урока-исследования может стать какая–либо форма поисково – творческой деятельностью во внеурочное время.
Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений.
Как правило, учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников.
Учитель предъявляя ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.
Учителю важно найти тему, проблему, в решении которых ученик может ставить “Свое Слово”, направить поиск, предложить методику исследования.
Такая работа позволяет ученику познать себя, свои возможности, свой творческий потенциал. Создается модель учения с увлечением. И ожидаемый результат - повышение качества образования.
В ученической среде в настоящий момент четко прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности, а этому, в свою очередь, активно способствуют создаваемые на базе школ научные общества учащихся.
В нашей школе научное общество учащихся существует с 2006 года, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований которых связана с различными школьными предметами.
Общество состоит из 5 секций: секция искусства, естественных, общественных, филологических, естественно-математических наук. Деятельность школьного научного общества учащихся выстраивается в соответствии с этими направлениями. Каждую секцию возглавляет опытный учитель-предметник. Ученик может выбирать в какой секции он будет плодотворно работать, творить, создавать.
Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в образовательном процессе.
Цели нашего школьного научного общества учащихся органично совпадают с интересами учеников. Это:
выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
содействие в профессиональной ориентации;
развитие у учеников целеустремленности и системности в деятельности;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.
Школьное научное общество на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в учебном заведении, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в образовательном процессе, а также направление наиболее значимых работ на районные конкурсы.
Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем. В марте нынешнего учебного года в нашей школе была проведена конференция "Итоги исследовательской практики". По итогам конференции было принято решение наградить лучших участников грамотами.
На подобные конференции представляются такие исследовательские работы учащихся как:
- реферат (творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме);
- учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащихся);
- проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата - построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).
Организовывая подобные конференции, нужно учитывать, что существует несколько вариантов защиты исследовательской работы. Наиболее распространенными являются классическая и творческая модели защиты.
1. Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
2.Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий;
- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
выводы по работе.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ :2006/2007 учебный год
1 место на районном конкурсе заняла работа Барковской Т. «Акцентологическая норма – душа русской речи» (руководитель Касьянчик В.А.)
Грамотами отмечены работы:
Супрун Н. «Употребление буквы е» (руководитель Говоровская Е.Ф.)
Учащихся 4Б класса «История семьи Реутов» (руководитель Шелунцова И.В.)
Архипенко М. «Петр Миронович Машеров как руководитель и личность» (руководитель Буценко Т.А.)
2008/2009 учебный год
1 место на районном конкурсе заняли работы:
Супрун Н. «Образно-изобразительные средства в пейзажной лирике М.Богдановича» (руководитель Малашко Н.А.)
Гатальской Е. «Интернет-зависимость» (руководитель Шавловская И.Р. Грамотами отмечены работы:
Учащихся 4А класса «Из истории олимпийских игр» (руководитель Тозик Н.М.)
Учащихся 4Б класса «Древнейшие животные» руководитель Конорева М.Н.
Ярошенко В. «Дорогами славы» (Руководитель Буценко Т.А.)
Сафроненко М., Петрушенко В.«Решение систем уравнений»(руководитель Горохова И.И.)
Брель Я. «Особенности национального характера англичан» (руководитель Парукова Е.А.)
2009/2010 учебный год
Дипломами на районном конкурсе были отмечены работы:
Учащихся 3А класса «Изучение источников загрязнения воздуха» (руководитель Шверин Л.В.)
Учащихся 3Б класса «История развития открытки» (руководитель Шелунцова И.В.)
Гринько А. «Стоунхендж- загадка Англии» (руководитель Буценко Н.А.)
2010/2011 учебный год
Дипломом І степени на районном конкурсе была отмечена работа Ильяш Р., Петрушенко В. «Там на неведомых дорожках» (руководитель Третьякова Н.Н.)
Дипломом ІІ степени была отмечена работа Логвиненко В. «Традиции и обычаи Шотландии» (руководитель Енютина З.В.)
Дипломом ІІІ степени были отмечены работы:
Учащихся 3А класса «Древний Египет» (руководитель Зубарь Н.В.)
Учащихся 3Б класса «Муравьи – лесные санитары» (руководитель Минкова Н.Н. 2011/2012 учебный год
Дипломом І степени на районном конкурсе была отмечена работа
Учащихся 9А класса «Милостливая государыня…» (руководитель Касьянчик В.А.)
Климовой В. «Беларусь – азёрны край» (руководитель Печерская Т.М.)
Дипломом ІІ степени была отмечена работа Бойко М. «Кулинарные традиции Великобритании» (руководитель Филипкова Ю.М.)
Дипломом ІІ степени на международном фестивале исследовательских работ отмечена работа
«Милостливая государыня…»
2012/2013 учебный год
Дипломом ІІ степени на районном конкурсе были отмечены работы
Сулик О.«Эволюция личных имен учащихся средней школы №3 г.Калинковичи» (руководитель Говоровская Е.Ф.)
Брель А., Сергеенко Л. «Промышленность Калинковичского района на современном этапе» (руководитель Третьякова Н.Н.)
Учащихся 6А класса «Кто мы? Сколько нас?» (руководитель Булавко Е.В.)
Дипломом ІІІ степени были отмечены работы
Гнедько К. «Мифология древних славян»(руководитель Шавловская И.Р.)
Сирож В., Григоренко Ю. «Легенды замков Англии и Беларуси» (руководитель Садовская Е.А.)
Прищепа А. «10 способов решения квадратных уравнений» (руководитель Горохова И.И.)
Учащихся 3А класса “Глобус – модель Земли» (руководитель Булавко Н.В.)

Проводя анализ работы научного общества учащихся и исследовательской деятельности учащихся в целом, можно отметить положительную динамику в повышении мотивации к обучению. Результаты анкетирования учащихся:

2011 2012 2013
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении.
Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают следующие компетенции:
умения работать с литературой;
умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;
умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и задачи, что создает предпосылки для развития креативности;
умения правильно оформлять работу;
навыки использования таких эмпирических методов исследования как: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;
речевые навыки;
опыт отстаивания своей точки зрения;
ведения дискуссии.
Анализируя результативность работы учащихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется круг у учащихся в предметных областях;
- вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке;
- формирует социальный опыт учащихся в труде и общении.
Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукам вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений, исследований, решений.
Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.
Учитель ставит перед классом и перед собой проблему дискуссионную, нуждающуюся в исследовании не только ради умиротворения, но и ради поиска решений.
Ну а решением всякой проблемы, по словам Гете, служит проблема новая.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность учащихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.
Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал “мертвым” грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе.
Организация учебно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся нашей школы способствует развитию социально-активной личности участников образовательного процесса. В школе создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.
Результаты учебно-исследовательской деятельности школьников
Эмоционально-образные
Оценочные
Материальные
Умение создавать «образ» решения проблемы
Умение интуитивно мыслить
Умение оперировать воображаемыми «образами»
Умение «вживаться» в изучаемый объект
Умение оригинально мыслить, преодолевать трудности
Умение целеустремлённо действовать
Умение критически мыслить
Умение сравнивать и сопостав-лять различные точки зрения
Умение давать объективную оценку происходящему
Умение давать прогноз и формулировать гипотезы
Умение рефлексиро-вать свою деятель-ностьУмение конструиро-ватьУмение ставить опыты и проводить эксперимент
Умение проводить наблюдение
Умение моделировать
Умение формулировать гипотезы
Теоретические
Информационные
Формируемые исследовательские умения учащихся
Умение создавать новое «знание»
Умение генерировать идеи, способы решения учебных проблем
Умение задавать вопросы
Умение обобщать и систематизировать учебную информацию
Умение преобразовывать учебную информацию
Умение кодировать и декодировать учебный материал
Умение контекстно интерпритировать информацию
Опыт исследовательской деятельности учеников

ряд методических рекомендаций:
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования;
На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы;
Учитель должен “использовать различные стратегии обучения, проявляя уважение к индивидуальности ученика”, задания распределять по учащимся на основе учёта их индивидуальных особенностей;
Взаимодействие учителя с учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;
Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.