Программа исторического клуба ( программа внеурочной деятельности)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 170 с кадетским отделением-интернатом имени Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской
городского округа Самара
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла протокол № 4 от «27» апреля 2012г. Руководитель ШМО Темникова Е.И.
Согласовано «27»апреля 2012г. Зам. директора по УВР Жданова Н.В.
Утверждаю. «27»апреля 2012г. Директор Моисеенко А.К.
Программа внеурочной деятельности
«Исторический клуб»
Программа реализуется в течение двух лет. Возраст обучающихся: 13 - 16 лет.
Автор-составитель
Кошкина Ольга Александровна
Учитель истории МБОУ СОШ № 170 г.о Самара
Самара 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Общие положения.
Сегодня воспитание патриотизма и гражданственности, важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, верности долгу является одной из приоритетных задач школы. Большую возможность здесь открывает история России. В истории России, при всей её противоречивости и сложности есть столбовые даты и имена, часто незаслуженно забытые, которые позволяют гордиться своим прошлым, а именно гордость за свою страну, чувство сопричастности к великому является одним из важнейших условий формирования патриотизма. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории , авторской программы элективного курса «Дни воинской славы» Е.В. Бирюковой и авторской программы патриотического клуба «Подвиг» Л.Н.Зюкиной .
В работе клуба применяются различные формы проектной деятельности: исследовательские, прикладные, информационные и другие. Все они являются своеобразной формой живого диалога учителя и учениками, творческого межличностного общения и самостоятельных раздумий над различными темами проектов .
Применение данной программы позволит:
во - первых, расширить содержательный блок знаний, способствовать актуализации творческого начала учащихся, развитию у них устойчивого интереса к истории и традициям России;
во - вторых, создать возможности для формирования ценностных ориентиров, так регулирующих жизнедеятельность школьника, чтобы он быстрее и осознаннее почувствовал себя патриотом и гражданином России.
При подготовке проектов учащиеся имеют право выбора:
-объекта изучения;
-вида работы;
-литературы и источников знаний, в том числе из Интернета.
Возможны следующие области применения проектов:
- презентации проектов учащихся на уроках с последующей дискуссией, при проведении зачетных и итоговых индивидуальных и групповых занятий по различным программам дополнительного образования;
-защита творческих работ с видеосопровождением в рамках участия в научно – практических конференциях, «Днях науки»;
- использование проектов, посвященных памятным событиям Российской истории
с широким привлечением краеведческого материала на классных часах и общешкольных мероприятиях;
-презентации опыта работы учителя на ШМО, РМО, педсоветах.

Содержание каждого тематического проекта предполагает самостоятельную (индивидуальную, групповую или коллективную) работу учащихся старшей школы. Опыт показывает, что даже дети с девиантным поведением легко откликаются на предложение принять участие в любых нестандартных проектах. Главное при этом – не акцентировать внимание на особенностях поведения и отличие в уровне подготовленности ребенка. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Цели и задачи
Целью работы клуба является обновление содержания патриотического воспитания в образовательном учреждении через внедрение инновационных технологий в систему дополнительного образования, на основе отечественных традиций и современного опыта.
Для достижения намеченных целей ставятся следующие задачи
Образовательные:
Обучение учащихся навыкам научно-исследовательской работы с историческим материалом;
Исследование истории России
- ознакомление учащихся с: основными формами представления своих исследовательских работ широкому кругу людей.
Воспитательные
Воспитание положительных нравственных качеств личности – гражданина своей Родины;
Воспитание чувства патриотизм;
воспитание активной жизненной позиции учащихся по отношению к истории своей страны и ее судьбы;
Развивающие
Развитие коммуникативных и познавательных интересов
Формирование и развитие навыков самопрезентации, презентации проделанной работы
Развитие умение работать в команде
Формирование и развитие умений выстраивать партнёрские отношения с общественными организациями
Прогнозируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента формируется:
Образ социально-политического устройства;
Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
Уважение другим народам России и мира, межэтническая толерантность, готовность к сотрудничеству.
В рамках деятельностного (поведенческого ) компонента будут сформированы:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;
Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Целеполаганию
Планировать пути достижения целей
Устанавливать целевые приоритеты
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения;
Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора;
Задавать вопросы;
Работать в группе;
Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников;
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию самостоятельно выбирая основания;
Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей;
Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности
Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги.
Выступать с аудио и видео поддержкой;
Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится:
Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;
Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме;
Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа;
Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных , описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится:
Находить в тексте, требуемую информацию
Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Основные направления работы клуба:
1. Исследовательская работа
2. Агитационно-массовая работа
3. Работа с ветеранами
4.Краеведческая работа
Основные формы работы клуба:
1. Изучение дат, связанных с днями воинской славы России, подготовка докладов
2.Работа лектория: выступления с докладами перед членами клуба и учащимися школы
3. Просмотр документальных и художественных фильмов , связанных с днями воинской славы
4. Встречи и сотрудничество с ветеранами ВОВ
5. Выпуск тематического альманаха
6. Организация тематических мероприятий
7. Экскурсии в музеи города.
2. Учебно-тематический план.
В первый год работы необходимо использовать хронологический принцип построения тем, что способствует лучшей систематизации материала. На второй год работы лучше использовать календарный принцип. Приближая изучение тем к календарным датам. Что нарушает принцип хронологии.
144 часа в год
Тема занятия Всего часов
1 год 2 год
теория практика теория практика
Организационное занятие 1 1 1 1
Судьба семьи в судьбе страны 2 4 2 4
Календарь памятных дат 2 4 2 4
Русь былинная и Русь реальная
(былинные богатыри и героическая история Руси) 2 4 2 6
Победы Александра Невского 2 2 2 2
На поле Куликовом 2 3 2 3
Московская Русь люди и судьбы 2 4 2 4
День народного единства 2 4 1 5
Древнерусское мореходство 2 2 2 2
Победы Петра Великого: Полтавская Виктория; Победа у мыса Гангут 2 4 1 5
18 век - Эпоха расцвета русского воинского искусства 3 6 2 7
День взятия Измаила 1 2 1 2
День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра 1 3 1 3
Не даром помнит вся Россия про день Бородина 2 3 1 4
Восточный вопрос в 19 веке 2 4 1 5
День победы у Мыса Синоп 1 2 1 2
Кавказская война 2 3 1 4
Русско-японская война.
Слава и боль России 2 4 1 5
I Мировая война 3 4 2 5
День защитника Отечества 1 1 2
Вооружённые силы и воинское искусство во второй мировой войне День проведения военного парада на красной площади в Москве 7 ноября 1941 года 2 3 1 4
День начала контрнаступления советских войск под Москвой 2 3 1 4
День разгрома немецких войск под Сталинградом 2 3 1 4
День победы в Курской битве 2 3 1 4
День снятия блокады Ленинграда 2 3 1 4
День Победы 1 4 5
СОЛДАТ ВОЙНЫ НЕ ВЫБИРАЕТ: Афганистан, Чечня, «Курск», Локальные войны 2 4 1 5
Экскурсии 6 6
3.Содержание занятий по темам :
Русь былинная и Русь реальная. Восточные славяне в VI-IX веках. Славяне и Византия. Характер, образ жизни, способы ведения войны восточными славянами, их вооружение, одежда и внешний облик. Первые князья: Рюрик, Олег Вещий, Игорь Старый. Святослав Игоревич – князь воитель. Походы и полководческое искусство первых русских князей. Русь былинная. Русские богатыри. Илья Муромец как историческое лицо. Богатырский эпос как источник по истории военного искусства. Дружина: состав, вооружение и тактика. Владимир Красное Солнышко. Зарождение и развитие пограничной стражи. Русь и Степь. Тюркские народы и славяне. Печенеги, половцы. Походы Владимира Мономаха, Игоря Святославовича, Мстислава Удалого. Древнерусская литература о воинском искусстве: “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”.
Александр Невский. Невская битва. “Ледовое побоище”. Значение побед Александра Невского.
Куликовская битва. Батыево нашествие. Нашествие 1237-1238 годов. Оборона городов и партизанская война. Героизм и мужество защитников Руси. Русь под властью Орды. Князья Даниил Галицкий и Девмонт Псковский. Работа с атласом и контурной картой. Дмитрий Донской. Укрепление Москвы. Князья Московские. Формирование московской дружины и боярства. Святой Благоверный князь Дмитрий Иванович Донской. Загадки Куликовской битвы .Куликовская битва и ее значение.
Московская Русь люди и судьбы. Окончательное освобождение от зависимости. Иван III. Изменения в составе, структуре, вооружении и тактике Московского войска. Войны Ивана Грозного. Разгром Астраханского и Казанского ханств. Военные действия на территории нашего края. Взятие Казани. Ливонская война 1558-1583 гг. Начало формирования стрелецкого войска. Состав, структура и вооружение русской армии. Борьба с Крымом, Швецией.
Воеводы 15-16 веков. Даниил Холмский. Даниил Щеня. Василий Васильевич Шуйский (Немой). Михаил Иванович Воротынский. Полководцы Ивана Грозного.
Русь и Орда в Поволжье. Основание Самары, строитель Самарской крепости Григорий Засекин.
День народного единства. Смута. Полководцы смутного времени: Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, Дмитрий Михайлович Пожарский. Состав, структура и тактика регулярных войск и ополчения. Войны России 17 века. Начало формирования полков нового строя.
Древнерусское мореходство. Новгородские ладьи. Кочи. Струги. Военное значение речных путей. Морские походы. Сибирская эпопея донских казаков. Ермак Тимофеевич, Семен Дежнев, Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Значение деятельности русских мореходов.
Победы Петра Великого. Военные реформы. Войны с Турцией, взятие Азова. Северная война. Нарвская катастрофа. Военная реформа Петра. Полководцы Петра: Федор Алексеевич Головин, Борис Петрович Шереметьев, Аникита Иванович Репнин, Михаил Михайлович Голицын. Полтава, Гангут, Гренгам. Создание российского флота. Складывание офицерского корпуса. Создание военных учебных заведений. “Табель о рангах”
18 век - Эпоха расцвета русского воинского искусства Войны России 1 половины 18 века. Западное и восточное направление внешней политики. Русско-польская война 1733-1735 гг., русско-шведская война 1741-1743 гг. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Б.Х. Миних. Семилетняя война 1756-1763 гг. Войны России 2 половины 18 века. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Петр Александрович Румянцев-Задунайский, Григорий Андреевич Спиридонов. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Александр Васильевич Суворов. Непобедимый генералиссимус. Жизнь и победы. Характеристика полководца.
Федор Федорович Ушаков. Флотоводец и человек. Анализ одного из сражений.
Не даром помнит вся Россия про день Бородина: Отечественная война 1812 года. Бородино. Герои 1812 года: Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Мужество русского солдата. Партизанское движение. Денис Васильевич Давыдов. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и военное искусство.
Восточный вопрос в 19 веке. Восточная политика России в 1-й половине 19 века. Русско-иранские войны 1804-1805, 1826-1828 гг. Русско-турецкие войны 1806-1812, 1828-1829 гг. Дмитрий Николаевич Сенявин, Иван Федорович Паскевич. Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. Ход войны. Синопское сражение. Оборона Севастополя. Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов. Войны России 2 половины 19 века. Военная реформа 1861-1874 гг. Введение всеобщей воинской повинности. Перевооружение армии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Баязет, Шипка, Шейново. Герои Плевны. Михаил Дмитриевич Скобелев.
Кавказская война 1814-1864 гг. Алексей Петрович Ермолов. Присоединение Кавказа.
Трагедия войны и ее последствия. Дискуссия
Русско-японская война: Слава и боль России. Нападение Японии , начало войны, гибель Варяга , оборона Порт-Артура сражение под Ляояном ,сражение у р. Шахэ сражение под Мукденом, Цусимское морское сражение, захват Японией о.Сахалин Портсмутский мирный договор с Японией. Полководцы и флотоводцы : С.О. Макаров, Р.И. Кондратенко, А.В. Фок, Линевич Н.П., З.П.Рожественский. Забытые герои Самары: Ненашев Сергей Тимофеевич – рядовой.
I Мировая война: Военное искусство времен первой мировой войны. История развития новых видов вооружения. Военное искусство второй мировой войны. Развитие военной техники. Применение новых видов вооружения. Стратегии и тактики. Роль личности в истории. Полководцы I Мировой. Особенности боевых действий в ходе гражданской войны. Создание Красной Армии.
Вооруженные Силы и военное искусство во второй Мировой войне. Ход военных действий и состояние Вооруженных Сил воюющих государств в период 1939 – 1942 гг. Полководческое искусство Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева, А.М. Василевского, Р.Я. Малиновского. Характерные черты военного искусства во втором периоде Великой Отечественной войны. Совершенствование военного искусства в ходе контрнаступления под Сталинградом и Курской битвы. Военное искусство в Берлинской операции. Основные этапы Берлинской операции. Особенности планирования боевых действий военно-воздушных сил. Развитие тактики сухопутных войск. Тактика наступательного и оборонительного боя. Построение боевых порядков. Тактика авиации во время Великой Отечественной войны. Авиационное наступление. Принципы боевого применения ВВС. Авиационная подготовка, ее этапы. Авиационная поддержка войск.
Солдат войны не выбирает: Вооруженные Силы в локальных войнах и развитие военного искусства во второй половине XX века. Основные локальные войны послевоенного периода, их классификация и характеристика. Новые средства вооруженной борьбы, применение силы и средств в операциях и боях. Особенности использования сухопутных войск, ВВС и ВМФ в локальных войнах. Влияние ракетно-ядерного оружия на военное искусство в послевоенные годы. Отечественные военные реформы и военное строительство в 90-е годы XX века – начале XXI века. Земляки герои локальных войн.
4.Методическое обеспечение
Тема занятия Форма занятия Практическая работа Формируемые УУД
Организационное занятие беседа
Заполнение анкет Судьба семьи в судьбе страны Собеседование, конференция Работа с источниками : фотографиями. письмами. документами умение работать с различными источниками информации,
презентационные умения
Календарь памятных дат Лекция, работа с текстом документа, Работа с законом . умение работать с различными источниками информации,
навыки работы в группе
навыки работы с Интернет
Русь былинная и Русь реальная
(былинные богатыри и героическая история Руси) Лекция, работа с историческими источниками составление и презентация работы по одному из былинных богатырей или реальных князей, составление былины, разработка и проведение игры для начальной школы (2 год). умение работать с различными источниками информации,
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
Победы Александра Невского Работа с документами, просмотр фильмов Тактический разбор сражения на основе картографического материала и статистических данных о составе войск. Создание виртуальной экскурсии. (При наличии возможности организация экскурсии на Куликовское поле ) умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
На поле Куликовом Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Московская Русь люди и судьбы Лекция, работа с историческим источником, просмотр фильмов Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода. Виртуальная реконструкция вооружения, корабля, оборонительного сооружения, возможно выступление на уроке истории. Экскурсия в музей. Создание литературно-музыкальной композиции .
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки написания сценария
дискуссионные навыки
День народного единства Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода. Виртуальная реконструкция вооружения, корабля, оборонительного сооружения, подготовка и проведение мероприятия, посвященного Дню народного единства .
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
рефлексивные навыки
Древнерусское мореходство Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Победы Петра Великого: Полтавская Виктория; Победа у мыса Гангут Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Создание работы, посвященной одной из исторических личностей этого периода. Виртуальная реконструкция вооружения, корабля, оборонительного сооружения, подготовка и проведение мероприятия, посвященного одному из сражений, экскурсия в музей.
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
18 век - Эпоха расцвета русского воинского искусства Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Презентация работ, конференция.
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
День взятия Измаила Лекция, работа с документами, просмотр фильмов День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Не даром помнит вся Россия про день Бородина Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, при наличии возможности на 2 год выезд на Бородино Дискуссия о роди полководца в военных действиях. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый войне 1812 года.
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
Восточный вопрос в 19 веке Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Работа с историческими источниками , подготовка сообщения об одном из дипломатов или полководцев
Трагедия войны и ее последствия. Дискуссия
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
День победы у Мыса Синоп Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Кавказская война Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Русско-японская война.
Слава и боль России Лекция, работа с документами, просмотр фильмов экскурсия, создание и презентация работы. умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
I Мировая война Лекция, работа с документами, просмотр фильмов Практикум: экскурсия в музей, организация дискуссии, презентация работ. В том числе виртуальных экскурсий. маршрутов по дорогам войны
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
День защитника Отечества Организация выставки умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
навыки написания сценария
День проведения военного парада на красной площади в Москве 7 ноября 1941 года Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музеев Доклады, презентации, конференции, уроки мужества, экскрсии в музеи, просмотр видео, встречи с ветеранами
умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
навыки интервьюирования
День начала контрнаступления советских войск под Москвой Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музея День разгрома немецких войск под Сталинградом Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музея День победы в Курской битве Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музеев День снятия блокады Ленинграда Лекция, работа с документами, просмотр фильмов, встреча с ветеранами, посещение музея День Победы Встреча с ветеранами СОЛДАТ ВОЙНЫ НЕ ВЫБИРАЕТ: Афганистан, Чечня, «Курск», Локальные войны Встреча с ветеранами, членами общественных объединений, доклады, презентации, конференции, уроки мужества, встречи с ветеранами. умение работать с различными источниками информации (лекция. Интернет. фильм, источник)
презентационные умения
умения работать в группе
навыки конспектирования лекции
умение работать с картой
дискуссионные навыки
навыки рефлексии
Экскурсии Примерные темы итоговых работ учащихся.
Тема 1. «Судьба семьи в судьбе страны»- тематика и форма работы должна отражать влияние истории страны на судьбу человека. Возможные формы описание истории семьи, интервью с одним из членов семьи, презентация семейного фотоальбома, создание генеалогического древа.
Тема 2. «Календарь памятных дат»- Возможные темы эссе: «Какое событие наиболее сильно повлияло на судьбу страны», «История не допускает сослагательных наклонений», «История в переводе с греческого - повествование …» учащиеся могут предложить иные темы эссе.
Тема 3. «Русь былинная и Русь реальная» 1 год игровая форма исторического турнира, 2 год презентация работы по темам «Богатыри – защитники земли русской»; «Былинные и реальные герои» возможные формы (доклад, презентация, видеофильм и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 4 «Победы Александра Невского» - «Александр –святой и человек», «Орда и католичества – выбор пути», любая тематика работ, посвященная Невской битве, Ледовому побоищу, походам Александра Невского (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися )
Тема 5 «На поле Куликовом» - «Где находилось Куликово поле», «Дмитрий Донской», «Первая победа единой Руси», «Полководцы Куликовской битвы» (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 6 «Московская Русь люди и судьбы» Разработка работы, посвященной одному из воевод эпохи 15-16 веков (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 7 «День народного единства» - Разработка работы, посвященной одной из личностей эпохи Смуты; «Освобождение Москвы и освобождение России», «Народное ополчение – в единстве Сила», «Выбор пути развития» (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 8 «Древнерусское мореходство» тематика работ может отражать следующие направления: формы древнерусских судов, речные и морские походы русских судов, биографии русских исследователей и направление их исследований ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 9 «Победы Петра Великого» - «Петр Великий», «От Руси к Российской империи», «Азовские походы – боевое крещение русского флота», «Мать Полтавы», «Полтавская битва», «Победы русского флота », Птенцы гнезда петрова, победы Петра Великого в искусстве ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 10 «XVIII век – эпоха расцвета Воинского искусства» Разработка работы, посвященной одному из полководцев 18 века (формы работы: доклад, презентация, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 11 «День взятия Измаила» - «А.В. Суворов – гений русского воинского искусства», «Наука побеждать» и иные тематики отражающие победы Суворова ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 12 «День победы русской эскадры под командованием Ушакова у мыса Тендра» - «Ф.Ф. Ушаков – великий русский флотоводец», победы русского флота ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 13 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - «1812 год», «Герои 1812 года» (Михаил Богданович Барклай де Толли, Петр Иванович Багратион, Николай Николаевич Раевский. Денис Васильевич Давыдов. Михаил Илларионович Кутузов), «Не даром помнит вся Россия про день Бородина», «Народная борьба» иные темы, предложенные учащимися и отражающие темы, посвящённые войне 1812 года ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 14 Восточный вопрос в истории России – тематика работ должна отражать данный вопрос, отдельное место занимает краеведческая тематика: доклады по теме «участие Самары в войне 1877-1878 годов», «П. Алабин» ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, экскурсия, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 15 Синопское сражение - «Последнее сражение парусного флота», Герои крымской войны, Севастополь- слава и боль России ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 16 Кавказская война – тематика работ должна отражать данный период в истории России, работы учащихся лежат в основе их участия в дискуссии о путях присоединения Кавказа. ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 17 «Русско-японская война : слава и боль России» - «Причины войны: можно ли было избежать», «Герои войны», «Врагу не сдаётся наш гордый варяг…», «Порт-Артур, оборона крепости…» и иные темы, отражающие данную тематику ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 18 «Первая мировая война» тематика работ должна соответствовать данной теме. Работы могут быть посвящены одному из сражений, героям и полководцам первой мировой войны, краеведческой тематике ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 19 «Вооружённые силы и военное искусство во второй мировой войне» Работы могут быть посвящены одному из сражений, героям и полководцам Великой Отечественной войны, параду 1941 года и параду 1945 года, краеведческой тематике, вооружению, партизанскому движению, роли тыла ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, интервью, газетная статья, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Тема 20 «Солдат войны не выбирает» - работа должна отражать участие СССР и России в локальных конфликтах ( формы работы: доклад, презентация, видеофильм, интервью, газетная статья, эссе и иные формы работы, предложенные учащимися)
Примерные темы проектных работ по окончании курса
«С чего начинается Родина!»
История армии – история страны.
Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…
Поля великих битв.
Великие полководцы Российской армии.
Неизвестная высота.
Полтавской битве - 300 лет.
Не даром помнит вся Россия…
Реликвии воинской славы России.
«Мы верим в тебя, солдат!».
5. Список литературы.
Беловинский Л.В. С русским воином через века: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях / авт. – сост. А.П.Пашкович, Е.В.Шитов. – М.: Глобус, 2007 Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
Зверев Б.И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
История России с древнейших времен до конца XVII века./ А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, В.Д. Назаров; отв. Ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2003
Символы и награды Российской державы/ В.Н. Балязин, А.А. Кузнецов, Н.А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
Кулюгин А.И. Правители России. – М.:ЗОА “Фирма СТД”, ЗАО “Славянский дом книги”, 2004.
Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,: Просвещение, 1988
Халин К.Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”, 2005.
Мультимедийные ресурсы
Научно-популярный фильм «300 лет Полтавской битве» (© ВГТРК «Россия», 2009).
Научно-популярный фильм «Александр Невский» (© Ленинградский комитет по телевидению и радиовещанию, Гостелерадио СССР, 1989).
Научно-популярный фильм «Александр Суворов» (© ВГТРК «Россия», 2007).
Научно-популярный фильм «Бородино» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2008).
Научно-популярный фильм «Неизвестная война. Битва за Москву» (© SOVINFILM, 1978).
Научно-популярный фильм «Парад века. Знамя Победы» (© ФГУП «ЕТРС ВС РФ», 2009).
Научно-популярный фильм «Поле Куликово» (Творческое объединение «Экран»).
Научно-популярный фильм «Танки. Курская битва» (© Cromwell Productions, 1999).
Научно-популярный фильм «Черные береты» («Центрнауфильм», 2005).
Серия видеофильмов «Дорогами войны» (ТВ «Экспресс», г.Балаково, 2005)
Приложение 1
Рекомендации
к планированию, учету и оформлению диагностической деятельности
Мотивирующий контроль
Понимания предстоящей деятельности;
Выявление потребностей и интересов (анкета 1).
Педагогическое диагностирование интересов и профессиональных намерений воспитанника
Анкета 1 потребности и интересы учащихся
№ п/п Вопросы Ответы учащихся
1 Почему ты выбрал занятия по программе исторического клуба? 2 Что ты ожидаешь от предложенной программы курса? 3 Какие разделы, темы занятий тебе больше всего интересны и почему? 4 Какие разделы и темы занятий ты бы заменил на более интересующие тебя и почему? 5 Можешь ли ты сказать про себя: «Я патриот своей Родины!», - и почему? 6 Повлияет ли твои занятия по программе клуба на твои отношения со сверстниками и как? Таблица 1. Определение опыта и потребностей учащихся - мотивирующий контроль
№ п/п Фамилия и имя Критерии контроля
Базовый опыт Начальные знания и навыки Наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся Интересы к изучению нового материала
1 2 3 Примерная схема оформления приложения
"Педагогическое диагностирование интересов, профессиональных намерений воспитанников".
Цель: изучение и анализ направленности, интересов, профессиональных намерений воспитанников УДО.
Ход выполнения:
1.Используя методические рекомендации: (см. Профессиональная диагностика школьников: Методические рекомендации для студентов и учителей / Сост. Т.Е. Макарова. Самара, 1997. - 36с.), а также литературу, рекомендуемую в названном источнике, проводится изучение интересов, профессиональных намерений воспитанников УДО.
2.Полученные данные анализируются и заносятся в таблицу, примерная схема которой может быть следующая:
Таблица
"Изучение интересов и профессиональных намерений воспитанников"
_____________________ на _________ 2000г.
название месяц
№ п/п Фамилия, имя Направленность интересов Примечание
(совпадение интересов с профилем д/о)
3.Проводится анализ совпадений интересов, профессиональных намерений воспитанников УДО с направленностью действующего детского объединения.
4.На основании полученных данных проводится коррекция содержания образовательной программы, планируется воспитательная работа, направленная на развитие интересов, склонностей и способности воспитанников.
Примерная схема оформления приложения
"Педагогическое диагностирование уровня развития
коллектива воспитанников"
Цель: изучение и выявление уровня развития коллектива воспитанников детского объединения
Ход выполнения:
1.Опираясь на рекомендуемые методики изучения коллектива (см. Фридман Л., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.,: Просвещение, 1988. Часть 3. Изучение ученических коллективов.) проводится диагностирование коллектива по следующим параметрам:
а) изучение сплоченности группы;
б) изучение структуры межличностных отношений в коллективе;
в) изучение положения воспитанника в системе межличностных отношений.
2.На основе полученной информации составляется краткая характеристика коллектива воспитанников, а также отдельных его членов.
Примерная схема характеристики коллектива может быть следующей:
Состав группы: возрастной состав, количество воспитанников, из них мальчиков и девочек, нравственная развитость, трудолюбие, общественное лицо.
Сплоченность группы: любят ли дети совместно трудиться, дружат ли мальчики и девочки, защищают ли они членов своего коллектива, переживают ли удачи и неудачи своей группы, болеют ли за свой коллектив при проведении общих мероприятий с другими коллективами, стараются ли они держаться вместе или разобщены.
Организованность группы: умеют ли воспитанники сами организовывать для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и хорошо ее выполнять, подчиняются ли они распоряжениям, уполномоченного коллективом.
Общественное мнение группы: какие поступки своих товарищей воспитанники одобряют и какие осуждают, есть ли расхождение между тем, что воспитанники говорят и делают. Наличие критики и самокритики в группе.
Актив группы: состав актива, авторитетен ли он; выполняются ли распоряжения актива. Как относятся активисты к товарищам по группе. Есть ли воспитанники, постоянно находящиеся в активе.
Межличностные отношения: сколько выборов получил каждый воспитанник, насколько разобщены девочки и мальчики, сколько "звезд" и кто они, к кому они тянутся; сколько пренебрегаемых, и кто они. Сколько в группе обособленных группировок. По каким группировкам распределяются официальные лидеры и какое положение в них занимают.
Связь коллектива группы с коллективами УДО (как связан коллектив с другими группами, как участвуют в общих мероприятиях на всех уровнях).
3.Планируется работа по целенаправленному формированию коллектива.
Формирующий контроль
Анализ понимания, поощрение метапознания, формирование у учащихся осознания того, что он изучает, как он может это делать результативно и зачем ему это нужно сейчас и в будущем;
Мониторинг прогресса
Таблица 2. Контроль учеников в процессе занятий элективного курса
№ п/п Фамилия и имя Активность Взаимодействие
в группе Сформированность понимания
1 2 3 Таблица 3. Самооценка отчетности учащихся во время занятия в клубе
(Используется учениками для оценивания собственной отчетности. Он может быть изменен и использован учащимися или учителями для обеспечения обратной связи. Критерии оценки: активное обучение, отношение, участие, слушание, подготовка, вовлеченность)
1 2 3 4
Активное обучение Я всегда занимаю серьезную и активную позицию во время обучения, требователен к себе в повседневной работе и нацелен на содействие успеху всей группы. Я постоянно занимаю активную позицию в собственном обучении и таким образом вношу свой вклад в успех группы. Иногда я занимаю активную позицию в собственном обучении, делюсь значимыми идеями и задаю подходящие вопросы. Я редко занимаю активную позицию в собственном обучении. Я часто не принимаю участия и редко обмениваюсь идеями или задаю вопросы.
Отношение Я последовательно демонстрирую искреннее желание учиться и делиться своими идеями с моими одноклассниками. Я обычно выказываю искреннее желание учиться и делиться своими идеями. Иногда я выказываю желание учиться, но зачастую просто выполняю то, что мне сказали сделать без энтузиазма и особого интереса. Я не выказываю никакого желания учиться и обычно выполняю минимум заданного без всякого энтузиазма.
Участие Я начинаю обсуждение, задаю значимые вопросы и веду себя как лидер внутри группы. Я задаю продуманные, серьезные вопросы и защищаю свою точку зрения. Я регулярно участвую в обсуждении и зачастую выношу свои идеи на обсуждение. Я задаю вопросы и защищаю свою точку зрения. Иногда я вношу свой вклад в обсуждение. Я участвую только, если меня об этом просят.
Итоговый контроль
Возможность представления своего результата ;
Оценивание презентаций учащихся ;
Формирование готовности аргументировано защищать свою позицию.
Таблица 4. Критерии оценивания презентаций учащихся
Критерии Оценка критерий
«3» «4» «5»
Содержание Не раскрыта и не ясна тема. Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. Отсутствует творческий подход к изложению темы Сформулирована и раскрыта тема. Ясно изложен материал. Наблюдаются некоторые элементы творчества. Сформулирована и раскрыта тема. Полностью изложены основные аспекты темы. Тема раскрыта творчески, интересно.
Корректность текста Информация дана неточно. Информация частично изложена. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. Наличие орфографических и пунктуационных ошибок. Достаточно точная информация. Небольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок. Данная информация кратка и ясна. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Дизайн презентации Оформление презентации противоречит ее содержанию. Изображения в презентации мешают восприятию текста, не соответствуют содержанию Использованы некоторые эффекты и фоны. Оформление не противоречит содержанию. Изображения в презентации редко не соответствует содержанию. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации. Оформление полностью соответствует содержанию. Изображения привлекательны, интересны, не накладываются на тест, соответствуют содержанию.
Коллективная работа Не спланирована работа в группе. Несколько членов в группе отвечают за работу всей команды. Большинство членов команды участвуют, но продуктивность деятельности очень разнообразна. Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды. Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.