Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм учащихся.


Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский технологический колледж»
ОГБПОУ РТК
Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития учащихся
Отчет по теме самообразования
преподавателя математики:
Дмитрия Валерьевича Объедкова
Одной из современных технологий контроля и диагностики учебных
достижений учащихся является – тестовая технология.
Что же такое тест? В наши дни существует много видов тестов, поэтому дать универсальное определение для всех этих видов вряд ли можно.
Если мы говорим о педагогическом тестировании, то на мой взгляд, больше
подойдет следующее определение: тест является объективным методом
контроля знаний учащегося, инструментом, позволяющим выявить факт
усвоения.
В наиболее популярной классификации тесты можно разделить на две
группы:
- тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождаетсяготовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или
несколько правильных, продолжить последовательность, установить
соответствие);
- тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).
По виду тестовые задания можно классифицировать как тесты соднозначным выбором ответа, тест с многозначным ответом, тесты надополнение, тесты перекрестного выбора.
Традиционно в методике обучения сложилось мнение, что назначение
тестов- выявление уровня усвоения знаний. Кроме функции контроля тест
реализует и другие учебные функции: диагностическую, обучающую,
организующую, развивающую, воспитывающую, контролирующую.
Действительно, тест выявляет общую картину успеваемости класса и
определить уровень усвоения материала каждым обучающимся. Это
позволяет продолжить индивидуальную работу, как с успевающими, так и с
отстающими.
Периодичность и неизбежность тестового контроля дисциплинирует,
организует и направляет работу обучающихся, помогает выявить и устранить
пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности. Кроме
того тестовые задания предполагают среди вариантов ответа правильный и
тестируемый хотя бы видит правильный ответ.
Тест способствует развитию логического мышления, интуиции так как
содержит задания, «работающие» на развитие мыслительных операций –
сравнение, обобщение, анализ, поиск альтернатив, и т.д. Кроме того,
тестируемый находится перед выбором – найти ответ или угадать его.
Многие действуют методом исключения: отбрасывают невозможные
варианты и проверяют оставшиеся.
Игровой характер тестирования повышает заинтересованность в хорошемрезультате, способствует повышению интереса к предмету.
Тест упрощает процедуру проверки, позволяет учащихся заниматься
самопроверкой и взаимопроверкой. Он даѐт возможность проверить не
только знание, но и понимание учебного материала. С его помощью очень
удобно дифференцировать материал в зависимости от индивидуальныхособенностей учащихся и построить соответственно коррекционную работу.
Тестовая форма предоставляет возможность расширить шкалу оценивания
как вверх, так и вниз. Таким образом, ученик получает некоторое право наошибку, которой он был лишен при традиционном способе оценивания.
Объективность тестирования – еще одно из его преимуществ. Даже при
плохом результате тестирования у учащегося не возникает обиды ни на кого,
кроме как на самого себя.
В своей практике преподавания я использую тесты на различных этапах
урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной,
групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и
приемами обучения.
Выбор типа и вида тестового задания определяется целями занятия, всоответствии с которыми провожу тестирование, характером материала,
индивидуальными особенностями учащихся класса.
Приведу примеры различных видов тестовых заданий по предмету
«Математика».
Тесты с однозначным выбором ответа.
На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, изкоторых только один верный. В математике это обычно числовой ответ
или понятие.
Решите неравенство 2х² -6х + 4≤0.
1) (-∞; 0] 2)[1; 2]
3) (1; 2)
4) (-∞; -2]Арифметическая прогрессия задана формулой 𝑏𝑛=270-3n. Какое из
следующих чисел не является членом этой прогрессии?
1) 15
2) 51
3)151
4) 123
Тест с многозначным ответом.
В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа.
Дано уравнение прямой y= -2х+3, какие из точек принадлежат этой
прямой, указать не менее двух вариантов.
а) А(2;-2)
б) В(-1;5)
в) С(3;0)
г)D(-2;7)
д) F(3;-2)
Тесты перекрестного выбора.
Предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним.
Количество ответов может быть больше, чем количество заданий. Эти тесты
также могут быть однозначными и многозначными. Например: установить
соответствие между функцией и ее производной
1) f(x) = 2x + 6
2)f(x) = -7x + 3
3)f(x) = sin x
4)f(x)=15
5)f(x) = cos x
а) 0
б) -7
в) –сosxг) –sinxд) 2

Тесты идентификации.
В них используются графические объекты или аналитические описания.
Например,
Для каждой функции, заданной формулой, укажите ее график:
А. у = 0,5х2
Б. у =−2/х
В. у = 2х

1. 2. 3.

Тесты дополнения и перекрестного выбора более сложные для учащихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируются навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах.
Конечно, задания в форме тестов не является единственной формой проверки усвоения материала, так как имеет и свои недостатки: с помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения, в тесте невозможно проверить ход решения задачи; выполнение тестовых заданий несет в себе определенный элемент случайности.
Поэтому в процессе обучения математики не следует ограничиваться лишь тестовым контролем, как и любым другим способом проверки, а необходимо их разумное сочетание.