Коррекционно-развивающие упражнения как фактор формирования полноценного чтения


РЕФЕРАТ
Коррекционно-развивающие упражнения как фактор формирования полноценного чтения
ВЫПОЛНИЛА
учитель начальных классов
Никишова Марина Вячеславовна
Категория: высшая
Запрашиваемая категория: высшая

ИЖЕВСК
2016
Содержание
Введение 3
Глава 1 Процесс формирования полноценного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе 1.1 Особенности развития полноценного чтения в младшем школьном возрасте 6
1.2 Особенности контроля и оценки по литературному чтению 8
1.3 Педагогические условия развития полноценного чтения детей в начальной школе 10
Глава 2 Коррекционно-развивающие упражнения как фактор формирования полноценного чтения 2.1 Приемы развития полноценного навыка чтения 14
2.2 Коррекционно-развивающие упражнения 16
2.3 Диагностика результатов обучения чтению младших школьников 23
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение Введение
Актуальность темы
«Чтение – вот лучшее учение». От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.
На протяжении многих лет, старалась изучать пути решения проблемы формирования навыка чтения учащихся младшего школьного возраста. В процессе педагогической работы по данному вопросу рождались свои идеи, использовался опыт других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского, И.Т. Федоренко, В.Н. Зайцева и Н.А. Лошкаревой, М.И. Омороковой.
За годы работы достигнуты определенные успехи в работе по формированию навыка полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:
разработаны упражнения по совершенствованию навыка чтения;
наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению;
наблюдается развитие стойкого интереса у учащихся к урокам чтения.
Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей.
На мой взгляд, в положительном решении данного вопроса немаловажную роль следует отводить организации контроля формирования навыков полноценного чтения. Поскольку контроль достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.
Объект исследования: процесс формирования навыка полноценного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: коррекционно-развивающие упражнения как фактор формирования полноценного чтения.
Гипотеза. Систематическая и технологичная работа по развитию полноценного чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Исходя из обозначенной темы, на начальном этапе работы по направлению деятельности были выдвинуты цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных упражнений по формированию навыка полноценного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
Изучить и проанализировать методическую литературу по формированию навыка полноценного чтения.
Подобрать эффективные упражнения, отвечающие цели исследования.
Статистически обработать и методически интерпретировать результаты работы. Диагностика.
Методы исследования:
Теоретические
Эмпирические
Метод материальной обработки данных.
База исследования: педагогическая работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 93 города Ижевска по УМК «Школа России».
Практическая значимость исследования состоит в организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующей формированию навыков полноценного чтения; в возможности применения коррекционно-развивающих упражнений в конкретной практике работы учителя начальной школы; возможность использования накопленного материала на уроках литературного чтения учителями начальных классов в целях улучшения техники чтения учащихся.
Объект исследования: процесс формирования навыка полноценного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: коррекционно- развивающие упражнения, как фактор формирования качества чтения.
Гипотеза. Систематическая и технологичная работа по развитию полноценного чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Исходя из обозначенной темы, на начальном этапе работы по направлению деятельности были выдвинуты цель и задачи исследования.
Цель исследования: выявление наиболее эффективных упражнений по формированию навыка полноценного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задачи:
1.​ Изучить и проанализировать методическую литературу по формированию навыка полноценного чтения.
2.​ Подобрать эффективные упражнения, отвечающие цели исследования.
3.​ Статистически обработать и методически интерпретировать результаты работы. Диагностика.
Методы исследования:
1.​ Теоретические
2.​ Эмпирические
3.​ Метод материальной обработки данных.
База исследования: педагогическая работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 93 города Ижевска по УМК «Школа России».
Практическая значимость исследования состоит в организации контроля учебных достижений учащихся по чтению, способствующей формированию навыков полноценного чтения; в возможности применения коррекционно-развивающих упражнений в конкретной практике работы учителя начальной школы; возможность использования накопленного материала на уроках литературного чтения учителями начальных классов в целях улучшения техники чтения учащихся.

ГЛАВА 1
Процесс формирования полноценного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
1.1​ Особенности развития полноценного чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих ученых, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность. «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» - говорил К.Д.Ушинский.
Чтение - уникальный инструмент приобщения ученика к художественной, научно-популярной и периодической литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают множество учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков.
Комплекс умений и навыков, который в школе называют «техникой чтения», «навыком чтения», состоит из темпа или скорости чтения, выразительности, правильности, осознанности чтения, способа чтения. Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется как умение и посредством упражнений превращается в навык, осуществляется автоматически или полуавтоматически. Навык чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного. Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинен смысловой стороне - пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения.
Процесс чтения для младшего школьника - это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно быть выразительным, безошибочным, четким и внятным, в нормальном темпе (существует определенный темп чтения для каждого класса).
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Можно сделать следующие выводы, что овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы. Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко–слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

1.2 Особенности контроля и оценки по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе; умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст, произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще- учебным умением.
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;
во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 70 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 90 слов в минуту (вслух); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 110 слов в минуту (вслух); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.
Контроль за ходом и результатами обучения чтению должен отвечать ряду условий его эффективности:
1.​ Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за год или полугодия.
2.​ Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации и обеспечение равных возможностей для всех учащихся.
3.​ Основное условие эффективности контроля заключается в его адекватности проверяемой деятельности.
4.​ Качество контрольно-измерительных материалов для проверки всех параметров техники чтения.

1.3​  Педагогические условия развития полноценного чтения детей
в начальной школе
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать», – считал философ Д.Дидро.
Для того чтобы ребенок любил книги, любил читать, повышал технику чтения, необходимы определенные педагогические условия. Педагогические условия - это не только те условия, которые создает для ребенка учитель на уроке. Но и то, что делают родители для того, чтобы их ребенок любил читать, читал хорошо.
Под педагогическими условиями подразумевают взаимосвязанную совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, направленную на достижение учащимися определенных образовательных задач, в данном случае направленных на развитие техники чтения учащихся.
Основой для развития техники чтения учащихся является любовь к книге, владение навыками работы с книгой, активизация самостоятельной читательской деятельности.
Одним из условий развития полноценного навыка чтения является компетентность учителя. От того как учитель организует учебный процесс, наладит связь с родителями учеников класса, подберет коррекционно-развивающие упражнения, способствующие повышению техники чтения, зависит результат обучения чтению.
Очень важно заинтересовать ребенка в чтении. Чтение - одно из важных умений, которое способствует разностороннему развитию ребенка. Однако не все дети берут в руки книгу охотно. Учитель на протяжении всего периода обучения в начальной школе проводит ряд мероприятий, построенных по принципу «от простого к сложному». Например, акция «Вырасти апельсин». В классе вывешивается на стенде плакат с ростками. Каждый ученик по результатам проверки техники чтения получает кружок оранжевого цвета («апельсин»). По мере того как дети читают, ростки пополняются плодами и растут. Такой прием побуждает детей читать больше.
Мероприятие «Поделись книгой». Смысл этого приема заключается в том, что дети приносят прочитанные ими книги дома и должны представить эти книги так, чтобы другим захотелось их прочесть. Помимо повышения интереса к книге, улучшается техника чтения, дети учатся навыкам общения.
Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей. Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В.Уильямса (Приложение 1).
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Эффективными являются пятиминутки чтения на каждом уроке, будь то урок математики или труда. Суть пятиминутного чтения заключается в том, что учащиеся в начале каждого урока читают книгу, приготовленную ими для такого чтения.
Учителя и родители должны своим личным примером воспитывать в детях интерес к чтению. Учить их ориентироваться в книгах, анализировать прочитанное, владеть способами чтения, способами смысловой обработки текста (Приложение 2).
Интерес к книгам, желание и умение их читать лишь тогда становится личным достоянием каждого ребенка (вне зависимости от индивидуальных способностей и возможностей), когда знания и умения, необходимые для осмысленного прочтения текста (т.е. техника чтения), формируются и совершенствуются в неразрывной связи с изучением ребёнком круга доступных книг, путем личной деятельности с книгами - в коллективе или индивидуально, в благоприятном для чтения окружении ребенка.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для развития полноценного чтения учащихся начальной школы важна та среда, в которой они воспитываются и обучаются. Задачей педагогов и родителей является создание дружеской, комфортной для ребенка обстановки в классе и дома. Обучение и воспитание ребенка должно происходить с учетом особенностей его личности. Нельзя заставлять ребенка читать. Есть множество способов увлечь его чтением (Приложение 3). Ребенка надо окружить интересным материалом для чтения. Пополнять словарный запас детей. Поддерживать уверенность учащихся в себе, в своих силах. Важными педагогическими условиями также являются игровая форма проведения уроков, взаимодействие семьи, школы и работников библиотек. Важен профессионализм учителя, т. к. от того насколько он владеет методикой преподавания предмета, знает психологические особенности учащихся, грамотно проводит работу с родителями учеников, своим личным примером прививает любовь к чтению, зависит эффективность обучения.
Условиями эффективного обучения полноценному чтению являются:
- удовлетворение читательских потребностей школьников;
- моделирование видов творческой учебной и досуговой деятельности;
- добровольность участия в ней школьников и их родителей;
- максимальная ориентация на субъектный опыт ребенка (раскрытие его субъектной ценности, субъектного опыта и опора на них во взаимодействии школы, библиотеки и семьи);
- становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к книге, к себе, ко всему сущему на основе своего читательского и жизненного опыта;
- формирование ответственности и самостоятельности ребенка.
Для успешного обучения важно принятие учителями, учащимися, их родителями единой концепции обучения и воспитания.
В основе содержания педагогического процесса должны лежать общечеловеческие ценности.

ГЛАВА 2
Коррекционно-развивающие упражнения как фактор формирования полноценного чтения
2.1 Приемы развития полноценного навыка чтения
Главная задача педагогической работы учителя по формированию полноценного чтения: выявить эффективность применения различных коррекционно-развивающих упражнений в формировании полноценного чтения учащихся начальных классов, диагностика навыка чтения на различных этапах его формирования.
Для определения скорости и качества чтения учителем используются замеры, которые проводятся с помощью текстов для проверки техники чтения учащихся из методического пособия В.Г. Горецкого, Л.И. Тикуновой. При проведении отслеживания техники чтения соблюдаются условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.
Ведется отслеживание по направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.
Технические ошибки Понимание слова Понимание текста Ошибки понимания
замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения. включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте. проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста). тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3–5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
Учитель подсчитывает количество прочитанных слов, проверяет ответы на индивидуальных карточках и оценивает темп чтения и понимание прочитанного.
Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста можно отразить в таблице:

Наблюдения за учащимися первого класса показывают, что у большинства из них существует ряд проблем: - прочитывание слов с ошибками; - мал объем слуховых и зрительных восприятий; - недостаточно сформирована устойчивость внимания; - словарный запас у учащихся снижен и как следствие плохо развита речь; - слабо развит артикуляционный аппарат; - низкий уровень развития мышления и памяти; - узкий читательский кругозор.
Исходя из этих данных, можно выделить следующие направления в работе над полноценным чтением:
1) Повышение скорости и одновременно качества чтения.
2) Развитие речи, памяти и внимания учащихся.
3) Расширение читательского кругозора.
Для работы по выбранным направлениям были использованы творческие упражнения – это зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко, буквенные и цифровые таблицы А.Т. Степанищева, упражнения по совершенствованию техники чтения системы Зайцева В.Н., упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционная гимнастика и различные упражнения. Также необходимо систематическое отслеживание техники чтения учащихся.
Отслеживание техники чтения помогает учителю разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы. Уменьшается количество ошибок при чтении. Появление повторов у некоторых хорошо читающих учащихся можно объяснить их стремлением к правильному прочтению текста.
Обработав диагностические данные, можно сделать вывод, что для развития навыка чтения необходимо использовать коррекционно-развивающие упражнения, применение которых на уроках поможет развить у учащихся скорость чтения, уменьшить количество ошибок при чтении, улучшить качество понимания прочитанного.
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках литературного чтения будет способствовать развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речи младших школьников.
2.2 Коррекционно-развивающие упражнения
В процессе работы учитель старается формировать навыки осознанного чтения, умение учащихся самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.К ним относятся:
1.​ упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
1.​ упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
1.​ упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание – это здоровье.Упражнения:
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. На уроках я использую следующие упражнения для развития голоса:
1. самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в стекло: з-з-з-з
2. а) Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно согласные звуки: [к], [л], [м];б) тоже, что и в упражнении 2а), но с добавления гласных.
Эти упражнения помогают научить детей пользоваться «шестью рычагами»: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
На уроке работаем над дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.
1)Учитель Дети
- Кто хочет разговаривать? - Мы будем разговаривать!
- Тот должен выговаривать! - И будем выговаривать!
- Все правильно и внятно, - Так правильно и внятно,
- Чтоб было всем понятно! - Чтоб было всем понятно.
2) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко.3) Произносим согласные вместе с гласными:
би-бе-ба-бо-бу-быри-ре-ра-ро-ру-ры4) Произносим тройное сочетание – согласный, гласный, согласный. Вдох. Пауза.
Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах, сами разучивают. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно беру короткие, а затем более сложные скороговорки:
«Наш Полкан – попал в капкан».
«Три сороки на пороге, три вороны на воротах».«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела – белой даже не была».
Работая со скороговоркой, учитель вырабатывает чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания, например: «Прочитайте скороговорку с целью увидеть, порадовать, воодушевить, сообщить».
Хорошо способствует выработке чистоты звука, нужной дикции – небольшой стишок, который включаю в физкультпаузы. На такие упражнения отводят 5-10 минут.
1)​ «К нам пришла зима сама!
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!»
2)​ «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!»
(Дети произносят стихи эмоционально, произвольно жестикулируя.)
В работе над полноценным чтением небходимо уделять внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.Детей учитель учит нужной интонации:
1)​ Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.
2)​ Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).
3)​ Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).
На уроке чтения используются упражнения по овладению средствами выразительности. Вводятся новые пометы (Приложение 1):
| - короткая пауза
|| - длинная пауза
′ - знак ударения над гласной (ударной)
– - логическое ударение
- чтение в слиянии
- повышение интонации
- понижение интонации
- убыстрение темпа
- растягивание слова, замедление темпа и произношения
- произносим слова, стоящие рядом на одном дыхании
- перелом интонации
Читая отрывок, дети расставляют знаки, а затем читают по ним. В классе возникает много вариантов, проверяя, я не навязываю свое мнение, каждый ученик воспринимает произведение по-своему. Исправляя в том случае, когда смысл в тексте искажается.
Важное место занимает – развитие чувства ритма. Учителем часто используется в классе музыка П.И.Чайковского. Музыка способствует эмоциональному восприятию текста, раскрытию детской души. Развитию слуха и ритма у детей способствует также самые разные упражнения под музыку, которые выполняются детьми до уроков, во время физкультпауз.Используется живое слово актера (грамзаписи). Очень важным моментом остается – чтение текста самим учителем. Чтение учителя – это образец выразительного чтения. И для учителя большой наградой является, когда слышен детский восторг, а иногда видны прослезившиеся глаза моих учеников, а затем опять счастливые улыбки. Дети чувствуют то, что чувствую учитель. Они стараются подражать.
Обучение выразительному чтению учитель проводит на более яркой части произведения, после многократного разнообразного чтения. Здесь помогают грамзаписи, магнитофон.
Первой ступенью подготовки выразительного чтения является понимание фактического содержания текста и правильная техника чтения (соблюдение знаков препинания, пауз).
Вторая ступень – осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.Третья ступень – словесное рисование картины.
Четвертая ступень – определение тех чувств, которые дети должны передать при чтении слушателям.
На уроке используются памятки (выбери отрывок по своему желанию):
1) Правильно ставь ударение.
2) Соблюдай паузу.
3) Выбери силу голоса (громко, тихо).
4) Определи темп (быстро, медленно).
5) Читай эмоционально.
6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.
У детей формируется самостоятельная деятельность:
- самоанализ;
- самопланирование, самоорганизация;
- самоконтроль и оценка, саморегулирование.
Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению дети готовятся заранее. Ребята сами изготавливают костюмы для инсценировки. Каждый ребенок в классе получал какую- то роль, даже слабочитающий ребенок старался оправдать доверие учителя. Слабочитающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктор может быть и учитель, и хорошо читающий ученик.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.
Начиная с первого класса, мы ведем тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по изученным произведениям, выписывают понравившиеся выдержки из произведений, делают рисунки к ним.
Иногда дети получают такое задание:
1) Выписать отрывок из стихотворения.
2) Расставить в тексте знаки (паузы, интонацию и др.).3) Подготовиться к выразительному чтению.
Особое место в обучении формирования навыков полноценного чтения – занимает работа над лирическими стихотворениями.Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Работаю по следующим этапам:
1) Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
2) Первое чтение – выразительное чтение стихотворения учителем.3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:- какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?- как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:- не спеша прочитать стихотворение,
- отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.5) Анализ лирического стихотворения.
Цели: - способствовать пониманию учащимися текста, - углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом.
Используются для этого такие приемы:
а) выборочное чтение;
б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;
в) стилистический эксперимент (замена авторских слов другими словами, близкими по значению);
г) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
д) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.
Работая с детьми над полноценным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов - основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности.
Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы.
Работа по формированию навыков полноценного чтения помогает решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, инертности, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.
2.4 Диагностика
результатов обучения чтению младших школьников
В современных условиях развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление. Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой стороны – от внедрения в практику новейших технологий и достижений. К таким новшествам, отслеживающим состояние учебного процесса, относится диагностика результатов обучения чтению.
Диагностика результатов образовательного процесса в начальной школенаправлена на анализ выполнения требований стандарта общего начального образования, отслеживание формирования предметных знаний, умений и способов учебной деятельности учащихся.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ, проводимый по литературному чтению, позволяет проследить эффективность процесса обучения чтению, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Диагностика организуется по этапам:
1 этап – входная диагностика
2 этап – промежуточная диагностика
3 этап - итоговая диагностика
При проведении мониторинга техники чтения я соблюдаем условия, к числу которых относятся:
• систематичность проверок;
• сравнимость результатов;
• объективность оценивания;
• комфортные условия тестирования.
Особенности диагностических исследований в 1 классе
1 этап
сентябрь месяц 2​ этап
текущая диагностика 3​ этап
итоговая диагностика (конец апреля - май)
Входная диагностика организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе». Цель: Систематически анализировать процесс формирования первичных умений и навыков по чтению, стимулировать учебный труд ребенка, своевременно устранять проблемы. Цель: выявление степени сформированности базовых умений и навыков по чтению в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся.
Задачи учителя
а) определить уровень развития устной речи, состояние словарного запаса
б)использовать полученные данные для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при обучении в 1 классе использовать полученную информацию при разработке технологии обучения, при решении конкретных методических задач
Результаты выполненных работ фиксируются в специальную таблицу.
Результаты чтения, 1в класс (2009-2010 учебный год)


Особенности проведения диагностики во 2-4 классах.
1 этап. Срок – сентябрь Входной контроль. Цель: сопоставить результаты конца прошлого года обучения чтению с теми, которые получены в начале следующего учебного года; выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.
2 этап. Срок - конец каждой четверти. Промежуточная диагностика. Цель: выявить динамику развития навыков полноценного чтения. Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Цель данной диагностики - анализ хода формирования читательских знаний и умений, навыков учащихся за отдельный промежуток времени.
Результаты чтения, 3в класс (2011-2012 учебный год)

Текущая диагностика позволяет своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Формы контроля: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты.
3 этап. Срок - конец апреля - май. Итоговая диагностика. Цель: выявить степень сформированности читательских умений и навыков на конец учебного года, получить объективную информацию о состоянии и проблемах овладения полноценным навыком чтения; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.
Формы проведения: контрольные работы, тесты. Сбор информации: сводные таблицы, диаграммы, графики.

Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют учителю выявить уровень сформированности основных характеристик процесса чтения за определенный промежуток времени, выстроить работу по ликвидации выявленных проблем.
Оценивание. Результаты фиксируются в таблицах и оцениваются на основе уровневой оценки и отметки.
Результаты индивидуальной проверки (литературное чтение) фиксируются сначала в таблице, а затем в информационной карте на каждого ученика.


Показатели скорости чтения учащихся значительно увеличиваются во втором классе по сравнению с первым годом обучения.
Процентные показатели скорости чтения
К концу второго года обучения учащиеся допускают меньше ошибок при чтении.
К концу второго класса увеличивается качество понимания прочитанного.
Качество понимания прочитанного (осмысленность), %

Задачи направленные на развитие техники чтения выполнены путем применения коррекционно-развивающих упражнений на уроках литературного чтения.
Повышение скорости и одновременно качества чтения повлекло за собой расширение читательского кругозора, что в свою очередь способствовало развитию речи, памяти и внимания учащихся. Расширился словарный запас учащихся. Речь стала более грамотной, выразительной.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в результате формирования полноценного чтения школьники повысили технику чтения. Считаем, что положительным изменениям способствовала проведенная с детьми работа – использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках литературного чтения.
Анализ собственного опыта в вопросе организации контроля учебных достижений по чтению, способствующего формированию навыка полноценного чтения учащихся младшего школьного возраста позволил сделать следующие выводы:
​ формирование полноценного навыка чтения - одна из задач начального образования;
​ одним из условий в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников является организация контроля,работа в данном направлении развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования;
​ отработан механизм организации контроля формирования навыка полноценного чтения.
Приведенные ниже данные подтверждают правильность выбранного подхода:
​ показатели техники чтения (скорость чтения): читают выше нормы 80%, уровень подготовки учащихся соответствует требованиям Федерального компонента Государственного стандарта.
2 класс 3 класс 4 класс
Ниже нормы 15,4% 22,2% 5%
В норме 38,5% 38,9% 15%
Выше нормы 46,2% 38,9% 80%

(Объективными причинами недостаточных показателей техники чтения отдельных учащихся является билингвизм - двое учащихся плохо владеют русской речью). Данные позволяют наглядно представить уровень сформированности одного из параметров техники чтения - правильность. Как видим, к четвертому году обучения увеличивается % учащихся, читающих без ошибок, допускающих замену пропуск букв, ошибки в постановке ударения, ошибки в окончании. Однако следует отметить незначительный рост количества учащихся, допускающих 1-2 ошибки. Одной из объективных причин такого рода ошибок является желание учащихся показать высокий темп чтения во время контроля.
Уровень развития навыков чтения в выпускном классе начальной школы дает возможность утверждать, что 80% учащихся читают в темпе, превышающем и соответствующем норме, за счет владения приемами целостного восприятия слова, точности его зрительного восприятия и быстроты понимания значений прочитанных слов, предложений, текста.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость проведения данной работы существует и в большинстве случаев ведет к положительному результату. Правильность чтения необходимо отслеживать на всех этапах овладения навыком чтения.
Заключение
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.
Выразительно читать, говорить - это значит «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над навыком полноценного чтения необходимо вести на уроках обучения грамоте, литературного чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Эта работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.
Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.
Систематическая и технологичная работа по развитию полноценного чтения на уроках литературного чтения является эффективным средством общего развития учащихся и их успешного обучения по многим предметам в школе.
Развитие  навыка полноценного чтения младших школьников происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.

Список используемой литературы
1.​  «Как научиться быстро читать». Сост. А. Шилин. Мн., Харвест, М., АСТ, 2000.
2.​  Аргинская И.И. Обучение по системе Занкова Л.В. – М.: Просвещение. – 1994.
3.​  Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978.
4.​  Беспалова Я.В., Беспалов В.С. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. сс. 46-47.
5.​  Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
6.​  Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения / Б. А. Буяльский. – М.,1986.
7.​  Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995. – 576с.
8.​  Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975.- 144с.
9.​  Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М.: Просвещение. – 1981. – 160с.
10.​  Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
11.​  Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., Ось – 89, 2001.
12.​  Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2001. – 144с.
13.​  Кубасова, О. В. Выразительное чтение: пособие для студентов педагогич. уч. завед. / О. В. Кубасова. – М, 1998.
14.​  Методика выразительного чтения: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Б. С. Найденов, Л. Ю.Коренной, Р. Р. Майман. – М, 1985.
15.​  Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. – М.: Просвещение. – 1969. – 264с.
16.​  Образовательная система «Школа 2100».-М.: Баллас.-2004. -458с.
17.​  Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с.
18.​  Перспективная начальная школа. – М.: Академия. – 2006. -127с.
19.​  Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение. – 1984. – 191с.
20.​  Романовская И.И. Чтение и развитие младших школьников. – М.: Просвещение. – 1984. -154с.
21.​  Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.
22.​  Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учебное пособие. – М.: Наука. – 2001.
23.​  Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31
24.​  Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
25.​  http://edu.grsu.by/alternant/?p=85626.​  http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml27.​  http://rus.1september.ru/article.php?ID=20070230528.​  http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/29.​  http://www.sibuch.ru/node/493Приложение 1
Советы американского психолога В.Уильямса родителям

Приложение 5
Партитура выразительного чтения
I и II классы III-VI классы
___|_ - короткая пауза (на счет один)
____ - средняя пауза (на счет 1, 2)
____ - длинная пауза
____ - ударное слово
____ - повышение интонации
____ - понижение интонации
____ - логическое ударение
____ - растягивание слова, замедление темпа произнесения
____ - убыстрение темпа
____ - (связать рядом стоящие слова, произнося их на одном дыхании)

Приложение 2
Рекомендации для родителей
по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, непременного его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрирую книжные реликвии своей семьи.
Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Родители, помните, самое ГЛАВНОЕ:
1. Не длительность, а частота (читать не 1,5 часа в день, а по 10-15 минут несколько раз в день с пересказом).
2. Чтение перед сном родителями и самостоятельно.
Нахождение предложения по данному началу или по концу.
3. Режим щадящего чтения (2-3 строчки прочитал, отдохнул, как диафильм: прочитал текст, посмотрел картинку и далее).

Приложение 3
Памятка для родителей
Помните, чтение — это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.
Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.
Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.
Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

Приложение 4
Памятка № 1
Правила чтения для учащихся
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день.
Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасным.
Читай вслух, не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используя для этого физминутки.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные факты в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Приложение 4 (продолжение)
Памятка №2
Учусь выразительно читать
1. Соблюдаю правильный ТЕМП, РИТМ чтения, избегаю торопливости.
2. Слежу за правильным произношением (дикцией). Произношу слова ВНЯТНО, ОТЧЕТЛИВО, ГРОМКО.
3. Обращаю внимание на ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, которые помогут мне «исполнить» ПАУЗЫ, необходимые при чтении.
4. Правильно исполняю «ГОЛОСОМ» знаки препинания.
5. Отыскиваю наиболее важные («ЦЕННЫЕ») по смыслу СЛОВА, СОЧЕТАНИЯ и выделяю усилением голоса – логическим ударением.
6. Соблюдаю определенный ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ИНТОНАЦИЮ). Читаю ЭМОЦИОНАЛЬНО.
7. Читаю СМЫСЛОВЫМИ ФРАЗАМИ и ПОНИМАЮ прочитанное.


Приложение 4 (продолжение)
Памятка №3
Учись правильно работать с книгой
I. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения.II. Учись читать выразительно.
Выразительное чтение делится не два этапа: 1) прочитай (рассказ, статью, стихотворение); 2) разбери произведение; а) определи основную мысль произведения; б) определи отдельные детали содержания в их смысловое значение; в) чтение повтори. III. Умей установить последовательность действий в рассказе. IV. Внеклассное чтение:
а) умей записать данные о книге с титульного листа;
б) веди дневник прочитанных книг;
в) пользуйся рекомендательным списком учителя.