Презентация на тему Из опыта работы по ФГОС по УМК Перспективная начальная школа


Педсоветна тему «Опыт работы по ФГОС в начальной школе» Медведева Елена ВалерьевнаМарт, 2015. Чем отличается традиционный урок от урока по ФГОСТребования к урокуТрадиционный урокУрок по ФГОСОбъявление темы урокаПреподаватель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачПреподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеПреподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроляПреподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииПреподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяПреподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаПреподаватель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеПреподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей Как изменяется урок по ФГОС?- урок становится личностно-развивающим;- урок становится компетентностно-ориентированным;- урок становится метапредметным;- наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием Типология уроков по ФГОС:Тип урокаВиды уроковУрок изучения новоготрадиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.Урок закрепления знанийпрактикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.Урок комплексного применения знанийпрактикум, лабораторная работа, семинар и т.д.Урок обобщения и систематизации знанийсеминар, конференция, круглый стол и т.д.Урок контроля, оценки и коррекции знанийконтрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Примерная структура урока по ФГОС:1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. 5. Реализация построенного проекта 4-5 минут. 6. Первичное закрепление 4-5 минут. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке:ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;на уроке применяются разнообразные источники знаний;изменяется структура урока;преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;отдается приоритет деятельности ученика;применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся. Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её. Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.Контрольно-оценочная деятельность. УМК «Перспективная начальная школа»Результат многолетней работы сотрудников РАН, МГПУ, АПК и ППРО, а так же сотрудников РАО. Программа прошла экспертизу в 2002 году в Министерстве образования РФ., полностью соответствует стандартам второго поколения. Универсальные учебные действияспособность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Виды универсальных учебных действийЛичностныеРегулятивныеОбщепознавательныеКоммуникативные


Личностные УУД Личностные УУД – Самопознание и самоопределениеПостроение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценкуФормирование идентичности личностиЛичностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Личностные УУД - смыслообразованиеустановление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересовустановление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

Личностные УУД – нравственно-этическая ориентацияВыделение морально-этического содержания событий и действийПостроение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных нормОриентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора


Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше и Мише) или своему соседу по парте. Виды УУД – Регулятивные действия Регулятивные УУД Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Планирование – определение после-довательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Регулятивные УУДПрогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Регулятивные УУДКоррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Определение способов контроля, нахождение ошибок в работе и их исправление.ВЫПОЛНЯЕМ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ С ПОМОЩЬЮ ОБРАТНОГО СЛОВАРЯКАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ?Найди название орфограммы, котораявызывает у тебя затруднение.Выполни одно из заданий.Количество слов для работы над ошибками определи самостоятельно.БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВАа. Открой словарь на букву -Ь, на -ить. Найди словона синем фоне ЛИТЬ. Прочитай 9 слов, которые идутдо него. Запиши с ними словосочетания. В скобках пи­ши проверочные слова.



Регулятивные УУД (математика).Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д., позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Задания типа «Проверь своё решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?» Познавательные УУД Общеучебные УУДСамостоятельное выделение и формулирование учебной целиИнформационный поискЗнаково-символические действияСтруктурирование знанийПроизвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)


Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями .Наш мир 2 классРассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения.Миша заметил, что днём сосульки тают.Миша изменил условия, и лёд быстро превратился в воду.Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил в 1-м классе?



Общеучебные УУДСмысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтенияРефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичностьВыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

Общеучебные УУД – знаково-символическиеЗнаково-символические действия выполняют функции- отображения учебного материала; - выделения существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений;- формирования обобщенных знаний. Виды знаково-символических действий:ЗамещениеКодирование/декодированиеМоделирование В процессе письма – перекодирование из звуковой формы в графическую. В процессе чтения – перекодирование из графической формы в звуковую.

Понимание значения воспроизведённых языковых единиц: слов;сочетаний слов; предложений;
style.rotationppt_wppt_y
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x текста.
ppt_xxshearppt_x
- перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы:печатные,письменные;


Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения достигается с помощью приёмов:а) наращивания

б) реконструирования слов
Познавательные УУД – логические действияАнализ объекта с выделением существенных и несущественных признаковСинтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентовВыбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов Познавательные УУД – логические действияПодведение под понятия, выведение следствийУстановление причинно-следственных связейПостроение логической цепи рассужденияВыдвижение гипотез, их обоснованиеДоказательство т8. Едят ли птицы сладкое?Цветки многих растений вырабатывают нектар* – густую сладкую жидкость. Нектар собирают, например пчелы и бабочки и другие насекомые. Однако, этим растительным «сахаром» приспособились питаться не только насекомые. Представь себе птичку чуть большую шмеля – это колибри. Образ жизни колибри также необычен. Эти чудесные птички никогда не садятся на землю. На ночь они подвешиваются вниз головой. Причем не просто засыпают, а впадают в спячку: у них замедляется работа сердца, тормозится дыхания. Но едва пригреет солнышко, колибри «оживают» и начинаю обычные дела: гонятся за мошками или в поисках нектара перелетают от цветка к цветку. С помощью языка-трубочки и длинного клюва они или сами пьют нектар, или же кормят им крохотных птенцов. Не смотря на свои крошечные размеры, суточный рацион* колибри в два раза больше ее веса.т Задание 1. Обозначь вес колибри буквой х. Запиши произведение, с помощью которого можно вычислить вес суточного рациона колибри.Задание 2. Вычисли сколько граммов пищи в день нужно съесть колибри, если она сама весит 3 г.Задание 3. Сколько цветков нужно облететь колибри, чтобы набрать свой суточный рацион, если со 100 цветков этой маленькой птичке удается собрать не более 1 г нектара?Задание 4. Кого из таких же «прожорливых» животных ты знаешь? (За ответом можешь обратиться к учебнику «Наш мир»).Колибри настоящие воздушные акробаты: они умеют летать в любом направлении – верх и вниз, вперед и назад. Птица то и дело зависает в воздухе неподвижно, после чего может двинуться куда угодно. Такого мастерства полета эти маленькие птички достигают из-за очень частого махания крыльями. Если число взмахов крыльями колибри в секунду уменьшить на 187, то получим число взмахов крыльями воробья за 1 секунду. Познавательные УУД – Постановка и решение проблемФормулирование проблемыСамостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуацийРазвитие речи . 4 классУЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ6. Открой первую часть своего учебника «Наш мир» на с. 70. Прочитай доклад Миши Иванова о животных Арктики. Понравился ли тебе Мишин доклад? Хочешь узнать, как Миша его подготовил? Мне помогал Костя Погодин, — признался Миша. — Сначала мы подобрали в библиотеке нужные книги. Потом я составил план своего доклада. Вот как он выглядел.Животные Арктики1.Птицы Арктики.2.Птичьи базары.3.Как птицы и звери защищаются от холода?4.Чем питаются животные Арктики?





владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений:а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счётных палочек, указателей и др.), рисунков, схем. проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение. Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД.Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решение своих задач». Аспекты коммуникативной деятельностиКоммуникация как взаимодействиеКоммуникация как кооперацияКоммуникация как условие интериоризации строить объяснение в устной форме по предложенному плану. Коммуникация как взаимодействие (учет позиции собеседника) Коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников) АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИУчимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищейКогда Петя Захаров сделал доклад по окружающему миру, всем очень захотелось его покритиковать. Был лес рук. Евдокия Васильевна сказала:Оценивая выступление своего товарища, сначала подчеркни достоинства и сильные стороны Этого выступления. Они обязательно есть в любом выступлении. Никогда не начинай с критики! Ведь твой товарищ старался, готовился.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Рассмотри схему расположения планет вокруг Солнца. Прочитай соседу по парте названия трёх ближайших к Солнцу планет. А он пусть прочитает тебе названия остальных.Рассмотри рисунок. Расскажи соседу по парте о жизни осеннего леса. А он тебе расскажет о жизни зимнего леса.Нарисуй в своей тетради экологический знак к другому правилу. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Отгадайте, кто какое правило проиллюстрировал!Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны всей стране.

Коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становление рефлексии) Цветки многих растений вырабатывают нектар* – густую сладкую жидкость. Нектар собирают, например пчелы и бабочки и другие насекомые. Однако, этим растительным «сахаром» приспособились питаться не только насекомые. Представь себе птичку чуть большую шмеля – это колибри. 8. Едят ли птицы сладкое?Задание 7. Вычисли расстояние, которое колибри пролетает без посадки (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень).Задание 8. Подготовь рассказ о маленькой птичке колибри для первоклассников. Интерактивные формы организации учебного занятия У всех учебников:1.Общие теоретические позиции2.Система взаимных ссылок У всех учебников:3.Общие цели каждого года обучения4.Единая внешняя интрига У всех учебников:5.Единое коммуникативное пространство У всех учебников:6.Общие сквозные герои УМК КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКА на основе создания единой для каждой предметной области внешней интриги Создается вымышленная топографическая и историко-культурная среда, некое жизненное пространство, внутри которого получают «гражданство» авторы и все участники и проекта «Перспективная начальная школа». Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников, одноклассников (старшей сестры, младшего брата - Маши и Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, бабушки и дедушки, родственники со своими биографиями и именами. Прапрадедушка Маши и Миши - участник Великой Отечественной войны. У героев УМК есть конкретное место проживания – c названием, историей, определенным рельефом местности; родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями. Герои комплекта вместе с учащимися становятся непосредственными участники приключений и событий.






Все учебники максимально инструментальны и практико-ориентированы:приучают пользоваться простейшими инструментами (лупой, рамками); приучают пользоваться простейшими инструментами (лупой, рамками); вводят смысловое маркирование значимых фрагментов текста; Создание условий для общения (инструментарий общения)Единая система пиктограмм: чтение по цепочке, чтение по ролям, работа в парах, в малой группе, индивидуальная работа, эксперимент, наблюдение.Активные формы и приемы организации урока: заседания предметных клубов, «Походы в Музейный Дом», динамические паузы в рамках темы урока, выставки работ детей, взаимопроверка.- «Развитие речи» как специально выделенная система работы, занимающая отдельную часть учебника «Русский язык»- «Азбука вежливости» устного и письменного общения как специальная линия в рамках «Развития речи».



УМК «Перспективная начальная школа» Учебники комплекта «Перспективная начальная школа» прошли процедуру грифования по новым образовательным стандартам, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».