Конспект урока по русскому языку на тему Слова-помощники (1 класс) по развивающей личностно-ориентированной системе обучения Перспективная начальная школа


Урок 7
Конспек урока по русскому языку 1 класс
(Перспективная начальная школа) Тема урока: "СЛОВА-ПОМОЩНИКИ"
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления о словах-помощниках, ознакомления со схематическим изображением слов-помощников, закрепления знаний о значении предлогов; способствовать воспитанию любознательности, интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся распознавать предлоги в предложении, составлять схемы предложений, записывать предложения по схемам, состоящим из четырех слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – используют в общении правила вежливости; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: карточки 1) с буквами; 2) со схемами предложений; 3) с заданиями учащимся для самостоятельной работы.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
II. Чистописание.
– Сегодня мы закрепим правильное написание одной буквы. А что это за буква, догадайтесь сами, воспользуйтесь столбиком алфавита в учебнике (с. 12).
На доске: б в г д ж з й …
– Назовите следующую букву. Докажите. (Следующая буква «к», так как даны буквы согласных звуков по алфавиту.)
– Ее мы и будем писать. Рассмотрите сочетания букв: кн ко кп.
– По какой закономерности написаны вторые буквы? (Вторые буквы идут по алфавиту: н, о, п.)
– Запишите эти буквосочетания, чередуя до конца строки.
На доске: акартинабморковьвкармангокнодкислый.
– Найдите слова с буквой «к», выпишите их на следующую строку. (Картина, морковь, карман, окно, кислый.)
– С какими словарными словами вы познакомились на прошлом уроке?
– Запишите их на следующей строке. (Телевизор, телефон.)
III. Актуализация опорных знаний.
1. Работа в группах (по 4 человека).
Учитель раздает наборы карточек-схем (по 4 штуки) каждой группе. Задача учеников: придумать предложения к схемам.
Например:

Мальчик собирает огурцы, помидоры.

Веселая девочка поет песню.
При проверке группа выходит к доске, ученики строятся в таком же порядке, что и слова в предложении. Каждый ученик называет свое слово и держит перед собой карточку со схемой-обозначением этого слова.
Учитель может попросить учеников групп выполнить дополнительное задание, например: «Сделай шаг вперед, слово-предмет главное»; «Присядь, слово-действие»; «Покружись, слово-признак»; «Улыбнись, слово-предмет дополнительное».
IV. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Отгадайте загадку:
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица.
(Белка.)
– Составьте предложение о белке. (Белка сидит на ветке.)
– Составьте схему предложения.
У доски, например, выполняют работу двое учеников: Соня и Вася.
– Почему получились разные схемы предложений?
– Повторите предложение. (Белка сидит на ветке.)
– Назовите первое слово. (Белка.)
– Что оно называет? (Это слово называет предмет.)
– Сравните схемы этого слова у Сони и у Васи. (Они одинаковые и правильные.)
– Назовите второе слово. (Сидит.)
– Что оно называет? (Действие.)
– Верно ли это слово обозначили ребята? (Да, у них правильно.)
– Соня, назови третье слово в высказывании. (На ветке.)
– Вася, какое у тебя третье слово в высказывании? (На.)
– Как доказать: «на ветке» – это одно или два слова? (Нужно между этими словами вставить еще одно слово.)
– Подумайте, какое слово можно вставить. (Белка сидит на красивой ветке. Белка сидит на толстой ветке.)
– Так сколько же слов в этом высказывании? (Мы смогли вставить между словами «на» и «ветке» еще одно слово. Значит, в этом высказывании четыре слова.)
– Какое третье слово? (На.)
– Какое четвертое слово? (Ветке.)
– Теперь назовем каждое слово в этом высказывании.
Дети называют слова, указывая на схемы.
– Мы выяснили, что «на» – это отдельное слово. Как вы думаете, что оно называет? Предмет? Признак? Может, действие?
– Это слово называет предмет? Задайте вопрос к нему. (Нет, это не предмет.)
– Это не слово-признак. Задайте вопрос. (Нет.)
– Тогда это действие. (Нет. Действие – это когда что-то делают. А к слову «на» нельзя задать вопрос «что делает?».)
– Какое странное слово: ничего не называет, к нему нельзя поставить вопрос. Может, оно не нужно? Уберем его из высказывания. Прочитайте, что получилось. (Белка сидит ветке. – Получилось неправильно.)
– Так можно обойтись без слова «на»? (Нет.)
– Для чего оно нужно? (Чтобы в предложении были связаны слова.)
– Слово «на» хотя ничего не называет, но в предложении очень нужно. Оно помогает слову-названию, «связывает» слова в высказывании.
– Ребята, придумайте этому слову имя. Если оно помогает связать слова, как оно может называться? (Может, оно «помощник»?)
– О таких словах-помощниках мы будем говорить на нашем уроке. Обозначают слово-помощник:
– Составьте схему предложения про белку.

ФизкультминуткаГимнастика для рук
Один из дежурных учащихся проводит пальчиковую гимнастику.
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
А на ручках пальчики –
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Миша, Гриша и Степан,
Пальчик Женя,
Пальчик Феня,
Таня, Ваня и Роман.
Вот какие пальчики –
Девочки и мальчики.
V. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (с. 18).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; выполнять знаково-символическое моделирование.
Регулятивные УУД: осуществление учебных действий (запись предложений и их схем), сверяясь с образцом.
Учитель читает текст. Учащиеся составляют предложения. (Некоторые предложения записываются в тетрадь по образцу, к ним составляется схема.)
 Упражнение 7, с. 18.
Личностные УУД: самоопределение – выполнение системы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
Познавательные УУД: общеучебные – развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Вывод: слова-помощники помогают не главным словам-предметам.
– Прочитайте подсказку Летучей Мыши (с. 20).
– Дополните письменно предложения нужными словами.
Коммуникативные УУД: построение совместных действий, учитывающих позицию партнера, собеседника.
Первое предложение составляется совместно, с комментированием.
I вариант – 2–3-е предложения;
II вариант – 4–5-е предложения;
III вариант – 6–7-е предложения.
Чтение интриги.
«– Докажите, что все эти слова-помощники пишутся со словами-названиями предметов раздельно! – попросила Волшебница».
– Докажите это на примерах своих предложений по вариантам.
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся,Взвился вверх и полетел.Солнце утром лишь проснётся,Бабочка кружит и вьётся.
2. Работа по тетради.
Упражнения 1, 2, с. 12 – учащиеся выполняют самостоятельно. Упражнение 3 – коллективная работа.
VI. Итог урока.
1. Работа по карточкам.
I уровень.
Задание: составьте предложения, добавляя слова-помощники. Запишите их.
 Учителя, тетрадь, взял, Павлик.
 Оля, рвет, редьку, огороде.
Задание: вставьте пропущенные слова в предложения.
 Сережа положил ключ … карман.
 Саша несет письма … почту.
II уровень.
Задание: спишите стихотворение, раскрывая скобки.
(На) лугу мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
(На) зиму (для) печек.
С. Маршак
Задание: спишите словосочетания, раскрывая скобки.
Зашел (за) угол, дошел (до) школы, поднялся (в) гору, побежал (по) тропинке.
III уровень.
Задание: выпишите из стихотворения выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся.
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели,
И на веточку присели.
Веточка качается –
Неплохо получается.
А. ПудвальЗадание: вставьте пропущенные предлоги в предложение.
Полкан … калитки ждет ребят … школы.
2. Вопросы:
– Мы закончили третью главу. Вспомните, как она называется.
– С какими словами мы познакомились?
– Как они обозначаются схемами?
3. Запись под диктовку.
Шумит дремучий лес. Пришла ранняя осень. Закружились золотые листья. В траве шуршат ежи.
– Подчеркните каждое слово в предложении.
– Урок окончен! Молодцы! Хорошо потрудились!